Отдать жизнь профессии, совершать ради нее невозможное и не успокаиваться даже, если оставили силы - такое, быть может, встречается только в кино. Или около кино.
Оператор Валентин Железняков снимал картины с самыми известными режиссерами и по праву может считаться их соавтором. Его работа отняла у него зрение. Теперь он видит свои новые фильмы во снах и старается передать знания всем, кто готов отдать профессии порой самое главное.
Репортаж Людмилы Моисеенко.
Зритель так и не понял, что, снимая "10 лет без права переписки", главный оператор Валентин Железняков испытывал огромное физическое напряжение. Одновременно с этим зарождался и страх перед будущим. Зрение ухудшалась стремительно. Но даже на съемочной площадке никто не догадывался тогда об истинных причинах изменений в поведении оператора.
Владимир Наумов, кинорежиссер, народный артист СССР: "Хотя я замечал, он все время делал глазами какие-то вещи, но я не придавал этому значения, я не думал, что так серьезно, так глубоко связанно с его профессией".
Слепой оператор - словосочетание само по себе абсурдное. Несколько операций возвращали зрение лишь на короткий период времени. И однажды то, чего он боялся больше всего на свете, произошло.
Валентин Железняков, кинооператор, актер, заслуженный деятель искусств РСФСР: "Я просто не знал, как жить. Я не знал, как жить дальше просто".
Жизнь на расстоянии вытянутой руки в стенах собственной квартиры. Ему пришлось расстаться и с Мосфильмом, и с преподавательской деятельностью. Он не думал, что его камера замрет также, как и та, что возле ВГИКа, где Железняков был одним из самых любимых преподавателей. Оператор не устал от своей профессии. Но, как часто бывает, жизнь сама вносит коррективы, нажимая на кнопки, говорит: "Стоп! Снято!"
Есть печальная статистика - многие люди, потерявшие зрение, помышляют о самоубийстве. Валентина Николаевича в трудную минуту поддерживала жена Галина. Не давала унывать. После полной потери зрения прошло уже 8 лет.
Родные установили для Валентина Николаевича специальную компьютерную программу. Теперь в его руках не камера, но не менее сильные, как оказалось средства - диктофон и собственный голос. Все, что диктует, расшифровывают его ученики. Книгами человека, снявшего "Тегеран-43 и "Легенду о Тиле", интересуются не только молодые операторы, но и опытные. Бывшие студенты практически по кадрам рассказывают ему новые фильмы. Оператору же снятся его не снятые картины.
Валентин Железняков, кинооператор, актер, заслуженный деятель искусств РСФСР: "Скучаю, мне снится, очень снится в виде цветных снов, что я что-то снимаю, выбираю натуру, брожу по каким-то чудесным, удивительным городам, которых я никогда за границей не видел таких прекрасных городов. Я выбираю места для съемок, иногда снимаю что-то. Это снится".
Валентин Железняков - не единственный, кого профессия лишила зрения. Операторское искусство требует жертв. Княжинский снимал "Сталкера", Рерберг - оператор в "Зеркале" того же Тарковского, Калашников - его работы "Агония" и "Анна Каренина". Все они из лучшей пятерки советского времени к концу жизни признавались в том, что почти ничего не видят.
Наверное, теперь сцену из саги о Тиле Уленшпигеле можно назвать пророческой. Слепой ведет зрячих. Валентин Железняков, не сдаваясь, продолжает доказывать, что даже такое словосочетание, как слепой оператор имеет право на существование.
27.05.2008
www.1tv.ru