Исполнители: Аверьянова Татьяна Михайловна (МБОУ СОШ № 68); Колесникова Елена Геннадьевна (МБОУ СОШ № 58); Роща Сергей Алексеевич (МБОУ СОШ № 68).
Базовая площадка: МБОУ СОШ № 68, город Хабаровск.
Тематический раздел: механическая обработка древесины.
Теоретическая основа:Примерная основная образовательная программа основного общего образования от 8 апреля 2015 года.
Практическая деятельность: изготовление шкатулки на токарных станках.
Тема: «Шкатулка объединяет».
Цель: изучение объединяющих основ обучения через технологический процесс изготовления шкатулки для всестороннего развития детей 7 класса.
Планируемый результат:Веб-интеграция и внедрение полученных объединяющих основ обучения семиклассников в других образовательных организациях, в том числе и для занятий с детьми на инклюзивной площадке МБОУ СОШ № 68.
Направления деятельности |
Изготовление шкатулки |
Достижение планируемых результатов |
Применение на инклюзивной площадке |
|||
Предметные |
Межпредметные |
Метапредметные |
Личностные |
|||
Задачи |
- выполнить эскиз, чертёж, технический рисунок; - разработать технологическую карту; - выбрать пиломатериал, разметить; - работа на токарном станке СТД-120М; - работа на токарном станке ТВ-6; - художественное оформление шкатулки; - контроль и оценка качества изделия |
- выпускник научится выполнять практическую работу ручными инструментами, на станках и с помощью другихтехнических средств; - выпускник получит возможность научиться работать один, в группе, команде, коллективе |
- изучить, как интерес к смежным предметам (биология, геометрия, русский язык, черчение, рисование, иностранный язык, физика) значительно обогащает мотивы учебной и практической деятельности; - определить проявление единства общих и конкретных предметныхцелей обучения при изготовлении шкатулки |
научиться умению коллективно определять цели своего обучения; ставить и формулировать для коллектива новые задачи в учебе и познавательной деятельности; развивать мотивы и интересы коллективной познавательной деятельности |
научиться владению основами самоконтроля, самооценки, принятий решения и осуществленияосознанного выбора в учебной, познавательной и практической деятельности |
- формировать важные для жизни простейшие трудовые навыки; - дать представление о преобразовательной деятельности; - осуществить процесс профессиональной ориентации |
Идея |
показать объединяющие основы обучения детей через технологический процесс изготовления шкатулки на токарных станках |
научить коллективному труду в команде |
детализировать систематизацию работы в группе |
систематизировать создание коллективного творческого проекта |
конкретизировать создание индивидуального творческого проекта |
развивать ремесленничество |
Проблема |
уровень подготовки учителей технологии и материально-технического обеспечения не соответствуют требованиям для реализации проекта |
разный уровень подготовки среди учеников 7 класса |
невозможность выполнять задание по состоянию здоровья |
|||
Предмет изучения |
обучающиеся дети 7 класса МБОУ СОШ № 68, станки, оборудование и инструменты мастерской, шкатулка |
тематический раздел учебника по технологии, 7 класс |
выбранные тематические разделы учебников по другим предметам обучения |
тематическая информация из альтернативных источников (научные статьи, комментарии учёных, интервью профессиональных деятелей) |
дети с ограниченными возможностями по здоровью |
|
Результат изучения |
характеристики |
опорный конспект |
собранная информация по заданной теме |
обработанная и конкретизированная информация для практического применения (таблицы, схемы, графики, диаграммы, фотографии) |
итоги работы краевой инклюзивной площадки |
|
Гипотеза |
Результаты деятельности могут быть использованы при разработке Рабочих программ по предмету «Технология» в других образовательных организациях города Хабаровска и Хабаровского края |
|||||
Универсальные учебные действия: |
обеспечение успешного усвоения знаний, умений, навыков и компетенций |
создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию |
обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность обучения |
овладение общеучебными умениями с учетом индивидуальных возможностей |
||
Регулятивные |
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований |
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач |
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно |
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения |
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее, заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные задачи, предлагать действия |
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы |
Познавательные |
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область |
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи |
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления |
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией |
создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик |
обозначать символом и знаком предмет и/или явление |
Коммуникативные |
определять возможные роли в совместной деятельности |
организовывать учебное взаимодействие в группе |
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности |
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации |
выделять общую точку зрения в дискуссии |
играть определенную роль в совместной деятельности |
Оценивание (подходы) |
системно-деятельностный |
уровневый |
учитель по предмету не оценивает |
уровневый |
||
Результат |
изделие «Шкатулка» |
проекты, рефераты, рабочие программы, таблицы, схемы, графики, диаграммы, фотографии, видеоролики |
||||
Механизм реализации |
МБОУ СОШ № 68 – МБОУ СОШ № 58 – краевая инклюзивная площадка МБОУ СОШ № 68 |
Формула успеха
Сегодня в России в секторе малого и среднего бизнеса создаются условия, требующие подготовки специалистов для возрождающейся сферы семейных ремесленных предприятий.
Такой специалист должен сочетать в себе качества рабочего очень высокой квалификации и менеджера, способного спроектировать, обеспечить ресурсами трудовой процесс и самостоятельно выполнять работу, постоянно ориентируясь на максимальное удовлетворение интересов заказчика.
Кто из молодых не мечтает о самоутверждении и достижении самодостаточности?
Американский учёный Элвин Тоффлер, отмечая проявление на современном этапе штрихов ремесленничества, которые в будущем могут стать характерными для человеческой семейной деятельности, даже предложил ввести такой термин – «доместикация» (от латинского языка domesticus – домашний), то есть одомашнивание.
Даже предположив, что Элвин Тоффлер преувеличивает роль доместикации, нельзя не признать, что в развитых странах выходят на авансцену новые домашние производственные технологические процессы, рождающие и новые технологии домашней жизнедеятельности, образа жизни.
Новые домашние производственные технологические процессы на основе ремесленничества неизбежны и в России.
В будущем это и есть один из вариантов реализации жизненных планов для детей с ограниченными возможностями по здоровью.
Созрела и необходимостьформирования комплекса личностных качеств ремесленной формации, необходимых специалисту для профессионального выполнения деятельности, связанной с семейным интересом, с возможностями творческого приложения сил, в том числе и с учётомкомплексной системы психолого-медико-педагогической и социальной помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.