НОВАЯ ПОЛИТИКА (novopol.ru)
постоянный адрес публикации: http://www.novopol.ru/text83279.html
Сергей ЧЕРНЯХОВСКИЙ
научный руководитель отделения политологии и заведующий кафедрой общей политологии, экополитологии и глобалистики, профессор Международного независимого эколого-политологического университета, доктор политических наук
Еще несколько лет назад (не говоря уже о временах десятилетней давности) власти приходилось думать о том, как удержаться, сохраниться в противостоянии оппозиции.
Сегодня ей приходится заботиться о другом: как сохранить саму оппозицию. И речь идет не о том, чтобы сохранить ее в качестве демократической декорации. Дело в том, что оппозиция необходима современной власти как поставщик новых идей, которые официальная "партия власти" поставлять оказалась не в состоянии.
То есть, в тех случаях, когда оппозиция пытается перейти от "позиционирования" к реальному противостоянию, власть приличий не соблюдает: она использует все - от информационной блокады до откровенно террористических методов, от политических розыгрышей до нарушения любых правовых избирательных норм, лишь бы не дать оппозиции получить доступ к реальному управлению страной.
Однако в очерченных границах власть ждет инициатив оппозиции, поскольку на деле интеллектуально от нее зависит.
Власть административно слишком сильна, а оппозиция политически слишком слаба. Однако власть сильна в той степени, в которой она предстает как единая. Но, победив всех своих конкурентов она встает на путь внутренней, внутриэлитной схватки. Внешне она по-прежнему едина, но всем понятно, что нынешняя ее конфигурация есть результат ее особого внутреннего противостояния.
"Единая Россия" не может производить идеи и полноценно питать ими власть
Те части ядра элиты, которые не могут утвердить свой приоритет, всегда начинают либо втягивать в схватку полуэлитные (или не элитные) группы, находящиеся за его пределами, либо обозначать их как свои возможные ресурсы. Это приводит к публичному противостоянию, которое в конечном счете заканчивается примерно так, как закончилось в конце 80-х гг.
Пока, как кажется, власть отдает себе отчет в возможных последствиях повторения подобного сценария и старается сохранить видимость единства. Используя в качестве одного из основных инструментов то, что выглядит как партия, хотя таковым и не является - "Единую Россию", власть давно установила свою монополию в публичной политике.
Но последняя, являясь не партией, а имитацией таковой, не исполняет полноценно функции партии. В частности, интеграцию интересов, их артикуляцию, создание политических и проектных инноваций для власти она осуществлять не может или осуществляет их ограниченно.
"Единая Россия" - это некая концентрация верноподданничества. Ее, в частности, после выборов 2007 года, потому и заставили поделиться частью комитетов в парламенте, что за предыдущий срок убедились в том, что "ЕР" может голосовать за все, за что прикажет власть - совершенно бездумно. По этой же причине ее одернули нынешней весной, несколько ограничив административные злоупотребления этой партии на мартовских выборах. Она все время попадала впросак, оказывая власти свои медвежьи услуги и порой ставя ее в смешное положение.
"ЕР" вообще не может производить идеи и полноценно питать ими власть. Она на это не настроена. Интеллектуальная деятельность ей чужда. Если внутренний алгоритм твоего существования - беспрекословное исполнение заданного сверху, то ты не можешь даже подсказывать своему патрону, как ту или иную задачу можно решить лучше. Поэтому "ЕР" не только не может полноценно выполнять функции обратной связи, она почти не способна порождать новые идеи и предлагать их власти - она вообще существует не для этого. "ЕР" - муляж, первая задача которого - занимать политическое пространство, чтобы его не заняли другие, а вторая - послушно обеспечивать проведение нужных решений. Но ни полноценно готовить эффективные решения, ни править предлагаемые властью сырые и недоработанные инициативы она в принципе не в состоянии.
"Единая Россия" власти нужна, чтобы обеспечивать свое господство, но она не может сделать его моральным и интеллектуальным доминированием, демонстрируя лишь грубое административное давление.
В конце прошлого века, еще в 80-е его годы, в рамках западного вполне монополистического капитализма родилась практика дополнения его небольшими венчурными фирмами, которые иногда создавались сотрудниками тех самых монополий, но специализировались на своего рода "лабораторной деятельности". Они разрабатывали свои нетрадиционные пути решения известных технологических и производственных проблем, вырабатывали и апробировали свои решения - и если они находили в реальной жизни убедительное подтверждение, то достаточно быстро выкупались и принимались крупными корпорациями, если нет - весь риск и потери оставались на счету этих малых образований.
Оппозиция думает за власть, выявляет ее промахи и подсказывает, как эти промахи устранить
В условиях, когда партийная и административная "вертикаль" власти может только исполнять, оппозиция в своих попытках что-то противопоставить власти оказывается способна на разработку тех или иных инноваций и предложений, которые становятся для самой власти альтернативой бездумности "Единой России", и в известных рамках принимаются ею.
Собственно, в известном смысле, власть сегодня потому и может существовать, что опирается на идеи своих оппонентов.
Все основные компоненты нынешнего политического курса (в частности, после 2005 года) в основе своей разработаны оппозицией. Это, в первую очередь, относится к такой составляющей властной политики, как ее "социальная ориентированность" и ставка на инновационное развитие.
Власть делает то, что в канун Великой Революции не смогла сделать та деградировавшая власть: отдай царское или Временное правительство, скажем, землю крестьянам - и большевики, возможно, не смогли бы взять власть в Октябре 1917 года.
То есть, похоже, что власть, усвоив те или иные уроки истории, не только сумела минимизировать влияние оппозиции, но и оказалась достаточно умна, чтобы превратить ее в свой креативный потенциал.
Оппозиция, в результате, делает то, что не может делать "партия власти" - она думает за власть, выявляет ее промахи и подсказывает, как эти промахи устранить.
Отсюда "новая оппозиция" сегодня, то есть по новому понимаемая "конструктивная оппозиция" - это вовсе не "карманная оппозиция" и не "оппозиция его величества". Сегодняшняя оппозиция - это в значительной степени творческая лаборатория власти.
И именно за это власть ее и ценит. Хотя и не платит за ее услуги. Но рано или поздно встанет вопрос о том, чем власть должна расплатится с теми, кто, по сути дела, удерживает ее от нелепостей, способных обернуться ее крахом.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
viperson.ru