Президент Владимир Путин подписал закон о внесении в Уголовный кодекс поправок, ужесточающих наказание за нарушение авторских и смежных прав (ст. 146 ч. 3 УК РФ). Проще говоря, в России ужесточаются меры по борьбе с пиратством. Напомним, что совсем недавно российское правительство запретило продажу аудио- и видеозаписей на улице. Теперь максимальное наказание за нарушения такого рода увеличено с пяти до шести лет лишения свободы, а максимальная сумма штрафа повышается с 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей.
Но самое главное - эти преступления переводятся из категории средней тяжести в категорию тяжких. Таким образом, преступления, нарушающие авторские права, будут попадать в официальную отчетность, которая поступает в вышестоящие инстанции. Соответственно, будет видно реальное положение дел. Также производители контрафактной продукции не смогут попасть под амнистию.
Оправданно ли ужесточение мер по борьбе с пиратством и перевод такого рода преступлений в разряд тяжких?
На этот вопрос специально корреспонденту KM.RU Марии Бодрягиной ответили:
--------------------------------------------------------------------------------
Петр Шелищ, депутат Госдумы от фракции "Единая Россия", зампредседателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству:
- Естественно, этот законопроект проходил через мой комитет. Дело, конечно, не в том, что мы изменили максимальный срок наказания с пяти до шести лет, а в том, что само преступление переходит в другую категорию. Соответственно, в Уголовно-процессуальном кодексе с такими преступлениями связаны другие нормы. Например, совершившие такого рода преступления не могут попасть под амнистию, появляются новые возможности для расследования: "прослушка", внедрение агентов, наружное наблюдение и так далее.
Кому-то может показаться смешным или надуманным за нарушение авторских прав сажать на 6 лет, но для экономики и вообще для перспективы развития страны сохранить и стимулировать творческих людей очень важно. Кто же из тех, кто способен создавать то, что пользуется огромным спросом в творческой сфере, захочет работать в нашей стране, если не сможет воспользоваться плодами своих трудов? Эти люди будут стараться перебраться туда, где их права будут надежно защищены. Это вопрос очень принципиальный, мы не просто подняли планку максимального срока заключения. К тому же при огромном количестве нарушений такие судебные решения, при которых бы давались максимальные сроки, у нас фактически не принимаются.
--------------------------------------------------------------------------------
Олег Смолин, депутат Госдумы от фракции КПРФ, зампредседателя Комитета по образованию и науке:
- Я хочу сказать жестко: по факту развитие компьютерных технологий в постсоветской России шло во многом благодаря пиратству. В принципе во всем мире существует мощное движение, сторонники которого доказывают, что интеллектуальная собственность - не то же самое, что собственность на вещи. В конце концов, в истории человечества люди шли на костер ради того, чтобы их интеллектуальные достижения стали общим достоянием, а не оставались их личным достоянием. Мне представляется, что вся концепция законодательства об авторском праве в России неверна. Безусловно, авторы должны получать деньги в том случае, если другой человек использует авторские произведения или открытия для извлечения прибыли. В других случаях творческие достижения должны свободно обращаться в обществе.
Лично я свои книги и статьи стараюсь выложить в Интернет, чтобы сделать их доступными. Я буду рад, если студенты будут что-нибудь из них воровать для своих работ и тем самым прочитают мои книги. Совсем другое дело, если кто-то начинает в Интернете продавать чужие диссертации и дипломные работы - эти, безусловно, должны сидеть. Поэтому я не поддерживаю принятый Госдумой закон, я считаю, что тем самым мы просто выслуживаемся перед Соединенными Штатами и стремимся войти в ВТО. С моей точки зрения, это законодательство, как и 4-ая часть Гражданского кодекса, замедлит интеллектуальное и культурное развитие страны.
--------------------------------------------------------------------------------
Олег Мащенко, депутат Госдумы от фракции "Справедливая Россия - "Родина", член Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям:
- Конечно, каким-то образом пресекать воровство чужих авторских прав нужно, но не до шести лет лишения свободы. Чьи интересы мы защищаем этим законом: российского народа или чужие? Наш народ пока еще не в состоянии покупать интеллектуальную продукцию за те деньги, которые она стоит на Западе. Если до последнего времени мы еще - чего уж греха таить - тут где-то программку переписали, там какой-нибудь фильм посмотрели, но теперь с этим будет покончено.
Президент России должен защищать интересы российских граждан, а получается, что он защищает интересы других стран. Помните, как у нас шельмовали учителя Поносова? Это очень яркий пример, который показывает, чьи интересы защищает прокуратура России. Мы сами находим какого-то якобы "виноватого", начинаем его судить. На мой взгляд, генеральный прокурор страны должен был вызвать того прокурора и сказать: "Пиши заявление. Больше ты прокурором не будешь".
http://www.km.ru/opinion/index.asp?data=13.04.2007+12:50:00&aaccive=on
13.04.2007
viperson.ru