Мировая энергетическая ситуация осени 2021 года характеризуется оживлением после глубокого спада и сохраняющемся давлением пандемии. Последняя не позволяет развернуть сектор услуг внутри многих стран и международный туризм.
В 2020 году в результате коронакризиса мировой ВВП сократился на 3,1%, при этом наиболее значительное сокращение (-4,5%) пришлось на развитые страны (см. таблица 1).
Табл.1. Прирост ВВП по курсам национальных валют, %
| 2019 | 2020 | 2021 | |
| Бразилия | 1,4 | -4,1 | 5,2 |
| Великобритания | 1,4 | -9,8 | 6,8 |
| Германия | 1,1 | -4,6 | 3,1 |
| Индия | 4,0 | -7,3 | 9,5 |
| Китай | 6,0 | 2,3 | 8,0 |
| Россия | 2,0 | -3,0 | 4,7 |
| США | 2,3 | -3,4 | 6,0 |
| Франция | 1,8 | -8,0 | 6,3 |
| Мир | 2,8 | -3,1 | 5,9 |
Источники: IMF, WEO, October 2021.
Промышленность восстанавливается
Оживление мировой экономики пошло по необычному сценарию – рост промышленного производства при меньшем росте услуг и ВВП (в котором они последние десятилетия составляли растущую долю, особенно в развитых странах). Промышленность восстанавливается благодаря повышению спроса на потребительские товары (судя по динамике глобального индекса менеджеров по закупкам), что, в свою очередь, ведет к росту цен на сырьевые товары[1]. Разрушенные первыми локдаунами глобальные цепочки создания стоимости были восстановлены.
Рост спроса в период «ускоренного оживления» во многом обеспечен вливанием в мировую экономику $16 трлн: различные выплаты и государственная поддержка позволили приобрести товары длительного пользования и стали драйвером развития этого рынка.
Рисунок 1 иллюстрирует динамику загрузки производственных мощностей в США, КНР и ЕС. Китай столкнулся с падением производства в первом квартале 2020 года, а США и ЕС – во втором квартале, что соответствует картине распространения коронавируса и введения локдаунов. Несмотря на то, что восстановление не было плавным и равномерным, КНР уже в четвертом квартале прошлого года вышла на уровень загрузки четвертого квартала 2019 года, а Европа и США сделали это во втором квартале 2021 года.
Рис. 1. Загрузка производственных мощностей, %; PMI- мировой показатель*
* PMI – Глобальный индекс менеджеров по закупкам.
Источники: Eurostat, Federal Reserve System, National Bureau of Statistics of China, Institute for Supply Management.
Какими будут бочки?
Так что неожиданно для многих наблюдателей одновременно с экономическим восстановлением мы наблюдаем и восстановление потребления энергии в целом, а в том числе и потребления нефти. Ключевым вопросом для мировой экономики остается вопрос цен на энергоресурсы: будет ли их уровень способствовать восстановлению или замедлит его? В 2020 году экспортерам пришлось довольствоваться «бочками урезанных миллиардов»[2], какими же будут «бочки» в 2021 году?
Согласно прогнозу МЭА, в 2021 году общий объем потребления нефти (с учетом конденсата) составит 96,4 млн барр/сут., и даже в 2022 году не превысит предкризисный (2019 года) уровень в 99,7 млн барр/сут.
Рост потребления нефти во многом связан с восстановлением транспортного сектора и усилится по мере отмены локдаунов. По данным МЭА, на транспорт в 2019 году пришлось 66% общего потребления нефти, при этом его доля постоянно растет за счет промышленности и потребления домохозяйств и коммерческого сектора. От этого уровня шел кризис 2020-2021 годов, падение и постепенное восстановление потребления энергии и нефти…
Несмотря на значительное падение спроса (по данным BP, на 12%) в 2020 году США по-прежнему являлись крупнейшим потребителем сырой нефти в мире, на которого приходится почти 20% мирового потребления. Несмотря на небольшой прирост в КНР (см. рис. 2), потребление в Азиатско-Тихоокеанском регионе также сократилось (на 6%). Мы предполагаем, что восстановление спроса не будет равномерным, находясь под постоянной угрозой введения новых локдаунов и ограничительных мер, а также в условиях искусственного сокращения спроса на услуги, в том числе туризм и путешествия. Тем не менее, представляется несомненным дальнейший рост этого спроса в ключевых секторах и регионах.
Рис. 2. Крупнейшие потребители нефти в мире в 2019-2020 годах, млн барр/сут.
Источник: BP SR 2021.
Ежемесячное потребление дает более полную картину (см. рис. 3). Экономическое восстановление в разных странах находится на разном уровне, однако лишь малой части государств удалось превысить докризисный объем ВВП, остальной мир преодолеет эту отметку в 2021-2022 годах.
В 2021 году мы уже наблюдаем рост потребления, связанный с оживлением мировой экономики. Согласно прогнозу ОПЕК[3], в 2021 году потребление превысит 96 млн барр/сут, при этом большая его часть (54%) придется на развивающиеся страны.
Не все крупнейшие потребители нефти превысили свой уровень января 2019 года (см. рис. 4). Однако для рынка в целом важно то, что к последним относятся Китай и США (это соответствует экономическому подъему в странах). Можно заключить, что наблюдаемый рост потребления нефти в мире продолжится по мере выхода экономик из рецессии. Последний, в свою очередь, будет во многом зависеть от стабильности цен на энергоресурсы.
Рис. 3. Объемы используемой нефти по крупным странам-потребителям, млн барр/сут.
Источник: составлено автором по данным JodiOil.
Производство нефти в 2020 году (см. рис. 4) отражает последствия разрыва сделки ОПЕК+ и последующий прирост добычи в разгар коронакризиса. В дальнейшем добычу удалось стабилизировать с небольшой тенденцией к росту по мере преодоления кризиса. Однако на сентябрь 2021 года лишь некоторые страны (Мексика, Канада) преодолели докризисный уровень производства января 2019 года. Таким образом, на рынке установился баланс между спросом и предложением. Мощности экспортеров позволяют быстро нарастить добычу в случае значительного прироста потребления, а отсутствие ценовой конкуренции между ведущими производителями, как мы уже отмечали, оказывает положительное влияние на цены.
Рис. 4. Добыча нефти и газоконденсата (кроме ОПЕК) в 2019-2021 годах
Источник: составлено автором по данным EIA
Динамика изменения цен иллюстрирует трансформации, происходящие в мировой экономике в обозначенный период (см. рис.). Краткосрочное падение в 2020 году было вызвано кризисом перепроизводства нефти, связанным как с введением локдаунов по всему миру, так и с ценовой войной между Саудовской Аравией и Россией. Однако по мере снятия жестких ограничений и оживления производства потребление нефти растет, в то время как ее производство ограничено сделкой ОПЕК+ 2.0. Это в совокупности и позволяет удерживать цены достаточно высокими, чтобы создать у экспортеров мотивацию придерживаться условий сделки, но в то же время достаточно низкими, чтобы не препятствовать выходу мировой экономики на относительно высокие темпы роста.
Рис. 5. Цена на нефть Brent, WTI, OPEC Basket Price
Источник: составлено автором по данным Bloomberg
Роль электромобилей
В связи со сложившейся структурой потребления, одним из ключевых рисков в среднесрочной перспективе является рост числа электромобилей. Несмотря на то, что для рынка год пандемии сопровождался снижением продаж всех автомобилей в мире на 16%, во многом благодаря государственной поддержке спрос на электрические автомобили вырос. В 2020 году их общее число превысило 10 млн, а прирост составил 3 млн автомобилей[4]. Но в 2019–2020 году общее число покупок автомобилей составляло 80-70 млн штук, так что 10-11% электромобилей на рынке ЕС и Китая еще никак не показывает текущего вытеснения традиционных двигателей. Заметим, что китайский рынок электромобилей, прежде самый большой в мире, уступил свою позицию рынкам США и Европы.
Вместе с тем, в отдельных странах растет и средний срок использования автомобиля. В частности, в США в 2020 году «возраст» почти четверти автомобилей превысил 16 лет[5]. Несмотря на увеличение продаж в США, доля электрических автомобилей составила немногим меньше 2% всего рынка.
Эти показатели позволяют прийти к нескольким простым выводам. Во-первых, даже с активной государственной поддержкой строительство инфраструктуры займет определенный промежуток времени. Во-вторых, в условиях увеличения среднего срока использования автомобилей замещение автомобилей, купленных в 2020 году, электрическими, возможно не менее чем через 10 лет. В-третьих, в условиях минимизации издержек энергетический переход будет осуществляться не просто как переход на электрические автомобили, а как более сложный, комплексный переход, включая и другое топливо. Например, будет происходить переход на газ, что означает сохранение за газом роли определенного «моста».
Углероды остаются основой энергобаланса
Тенденция к отказу от ископаемого топлива и замещению его возобновляемыми источниками энергии воспринимается рынком и инвесторами однозначно, о чем свидетельствует сокращение инвестиций в нефть, газ и уголь. По данным МЭА[6], уже в 2020 году инвестиции в ВИЭ превысили вложения в нефтегазовый сектор upstream, продемонстрировав рост даже в разгар рецессии. Несмотря на увеличение инвестиций в нефтегазовый сектор в 2021 году, их общий объем не вернется к показателю 2019 года, по-прежнему уступая объему инвестиций в ВИЭ. А это уже – как мы видим – начинает влиять на предложение энергоносителей, которое, естественно, намного менее «прогрессивное», чем видится лидерам зеленой трансформации. Неожиданно, после падения спроса на традиционную энергию в 2020 году, сейчас происходит труднопереносимое психологически (для сторонников быстрого энергетического перехода) оживление секторов не только нефти и газа, но даже угля.
В этом контексте представляется разумной стратегия экспортеров по наращиванию поставок угля, нефти и газа, которые в большей степени и обеспечивают экономический рост во всем мире. Согласно новому докладу ООН, в 2030 году будет произведено на 240% больше угля, на 57% больше нефти и на 71% больше газа, чем необходимо для ограничения роста температуры 1,5 0C[7]. Другой стороной вопроса является спрос на ископаемые виды топлива со стороны как развитых, так и развивающихся стран, для которых на сегодняшний день экономическое восстановление немыслимо с использованием исключительно ВИЭ. Сокращение потребления нефти потребует не только наращивания выпуска электрических автомобилей, но и государственных мер, стимулирующий переход на них не только отдельных автолюбителей, но и целых секторов экономики.
Напомним, что пока на уголь и нефть приходится 56% первичного потребления энергии в мире, а на ВИЭ (без дров и т.п.) – 6%. Существующие активы, обеспечивающие мир большей частью энергии, ориентированы именно на нефть, газ и уголь, а радикальная перестройка топливно-энергетического баланса потребует времени. Подобная ситуация создает предпосылки для возникновения дефицита на рынке нефти, поскольку прирост добычи и минимизация издержек достигаются благодаря заинтересованности инвесторов в дальнейшем развитии отраслей.
Более того, экономический рост, особенно в развивающихся странах, неразрывно связан с наращиванием потребления дешевой энергии, а без экономического роста одновременное достижение ЦУР и энергетического перехода представляется сложной задачей[8]. Пока же – в условиях оживления – развитые страны в состоянии поддерживать рост ценовой составляющей по нефти в диапазоне 75-85 долл./барр.
Факторы неопределенности
Основными факторами неопределенности остаются добыча в Венесуэле и в США. Если первая сильно зависит от политического положения в стране и находится за рамками нашего анализа, американская добыча будет во многом определяться политикой новой администрации Дж. Байдена в отношении нефтедобывающих компаний.
На сегодняшний день ситуация складывается не в пользу сектора upstream. В частности, заблокировано строительство трубопровода Keystone XL Pipeline, высказываются намерения об аутсорсинге добычи, то есть выводе американских компаний на глобальный рынок[9]. В целом эти действия укладываются в тенденцию к продвижению энергетического перехода, в ходе которого США могут столкнуться с теми же проблемами, что и ЕС. Среди них следуют отметить необходимость переквалификации рабочей силы, создание новых рабочих мест, чтобы компенсировать потерю рабочих мест в других отраслях, выделение значительных средств для развития инфраструктуры, необходимой для энергетического перехода, а также будущую зависимость США от импорта нефти и газа в среднесрочной перспективе.
Если намерения Дж. Байдена станут частью новой энергетической реальности, производство нефти в США будет неизбежно сокращаться, что окажет стабилизирующее влияние на цены на нефть.
***
Подводя итоги, отметим, что динамика на рынке нефти представляется достаточно стабильной на фоне роста спроса и рациональной политики экспортеров, не превращающий нефть в слишком дорогой товар, что могло бы оказать негативное воздействие на рост мировой экономики. Пока рано говорить, насколько устойчиво оживление экономической активности в мире по своим динамическим параметрам и по дополнительному спросу на энергию. Стабильность и длительность были бы предпочтительными, но ранний взлет цен на сырьевые товары дает основания для беспокойства.
ЛЕОНИД ГРИГОРЬЕВ, профессор НИУ ВШЭ
ДЖАННЕТА МЕДЖИДОВА, преподаватель Департамента мировой экономики НИУ ВШЭ
Список использованной литературы:
Duesterberg T. Biden’s Plan to Outsource The U.S. Oil And Gas Industry // Forbes. 13.08.2021. URL: https://www.forbes.com/sites/thomasduesterberg/2021/08/13/bidens-plan-to-outsource-the-us-oil-and-gas-industry/?sh=bb82d2845481
Eurostat. Current level of capacity utilization in manufacturing industry. URL: http://appsso.eurostat.ec.europa.eu/nui/show.do?dataset=teibs070&lang=en
Grigoryev L.M., Medzhidova D.D. Global Energy Trilemma // Russian Journal of Economics. 2020. Vol. 6. Is. 4. P. 437-462. DOI: 10.32609/j.ruje.6.58683.
IEA. Global EV Outlook 2021. 2021. URL: https://www.iea.org/reports/global-ev-outlook-2021
IEA. World Energy Investment 2021. 2021. URL: https://www.iea.org/reports/world-energy-investment-2021/executive-summary
IMF. 2021. World Economic Outlook. Recovery during a pandemic. URL: https://www.imf.org/en/Publications/WEO/Issues/2021/10/12/world-economic-outlook-october-2021
LeBeau P. 25% of cars in the U.S. are at least sixteen years old as vehicle age hits record high. URL: https://www.cnbc.com/2020/07/28/25percent-of-cars-in-us-are-at-least-sixteen-years-old—-record-high.html
National Bureau of Statistics of China. The Utilization Rate of National Industrial Capacity in the Third Quarter of 2021. URL: http://www.stats.gov.cn/english/PressRelease/202110/t20211019_1823040.html
OPEC. Monthly Oil Report. October, 2021. URL: https://www.opec.org/opec_web/en/publications/338.htm
SEI, IISD, ODI, E3G, and UNEP. The Production Gap Report 2021. 2021. URL: http://productiongap.org/2021report
Григорьев Л.М., Ёлкина З.С., Медникова П.А., Серова Д.А., Стародубцева М.Ф., Филиппова Е.С. «Идеальный шторм» личного потребления // Вопросы экономики. 2021. № 10. С. 27-50. DOI: 10.32609/0042-8736-2021-10-27-50
[1] Григорьев Л.М. и др. Идеальный шторм личного потребления / Вопросы экономики. 2021. №. 10. С. 42.
[2] Григорьев Л.М. Бочки урезанных миллиардов / Нефтегазовая вертикаль. URL: http://www.ngv.ru/magazines/article/bochki-urezannykh-milliardov/
[3] OPEC MOMR October, 2021.
[4] IEA. Global EV Outlook 2021. P. 5.
[5] https://www.cnbc.com/2020/07/28/25percent-of-cars-in-us-are-at-least-sixteen-years-old—-record-high.html
[6] https://www.iea.org/reports/world-energy-investment-2021/executive-summary
[7] https://productiongap.org/wp-content/uploads/2021/10/PGR2021_web.pdf
[8] Grigoryev L.M., Medzhidova D.D. Global Energy Trilemma / Russian Journal of Economics. 2020. Vol. 6. Is. 4.
[9] https://www.forbes.com/sites/thomasduesterberg/2021/08/13/bidens-plan-to-outsource-the-us-oil-and-gas-industry/?sh=bb82d2845481