С приближением столетия Октябрьской революции 1917 года растет число публикаций об этом историческом событии мирового значения, которое на сто лет свернуло Россию (СССР) с проторенного другими странами капиталистического пути развития на путь создания и совершенствования социалистической экономики и советской государственности.
В результате было создано мощное в военном и экономическом отношениях особенное государство с развитой системой социального обеспечения граждан, которое следовало в своей внутренней стратегии развития работам классиков марксизма-ленинизма.
В итоге избранная модель развития СССР оказалась ложной, неэффективной, и держава распалась на отдельные страны, входившие в СССР в качестве союзных республик.
Основные пороки марксизма-ленинизма были следующие. Маркс и Энгельс, пользуясь историческими и современными для их времени жизни знаниями, накопленным опытом и материалами, допустили главную ошибку, которую не усмотрел также Владимир Ильич Ульянов-Ленин.
Ошибка классиков марксизма-ленинизма заключалась в том, что Маркс и Энгельс, а за ними Ленин не предполагали, что класс капиталистов (далее предпринимателей) и класс рабочих окажутся способными к копромиссам и мирному сосуществованию в необозримом по времени будущем.
Не смогли спрогнозировать, что граница между этими классами станет прозрачной и что многие выходцы из рабочих и крестьян станут богатыми и очень богатыми предпринимателями.
Не смогли классики, зашоренные революциями и ожесточенной борьбой классов, спрогнозировать, что в капиталистических странах с развитием демократии будут созданы социальные «лифты», способствующие талантам и усердным трудоголикам из бедных семей получать высшее образование и пробиваться на государственные должности, включая самые высокие.
Исторический процесс создания СССР, а затем его разрушения стал значимым вкладом, как положительным, так и отрицательным в копилку мирового опыта и знаний человечества.
Советская наука в физике, химии, биологии и некоторых других естественно-научных направлениях достигла мировых вершин, как и социальная защищенность граждан СССР. Но догматический подход к социальным наукам, к фундаментальным теориям процессов современного развития, включая запрещенную в СССР теорию человеческого капитала, привел к многочисленным запретам целых научных направлений, включая генетику.
Ограничения научной мысли ученых, репрессии на протяжении всего советского периода в отношении людей, мыслящих не по сильно зауженным советским стандартам, а в соответствие с современным научным мировозрением, таким как академики Сахаров, Ландау, Солженицын, привели к постепенной деградации советской науки, как и советской системы управления державой.
Ландау в своих ранних работах называл СССР несвободной страной чиновников, как и и Сахаров. За что попал в бериевские застенки и был спасен академиком Петром Капицей, которому пришлось просить об освобождении великого физика Ландау самого Сталина. Сахаров за свои работы по модернизации СССР был надолго сослан в Горький, где проживал в квартире под охраной. А Солженицын был выслан из страны и вернулся в Россию только в период перестройки при Михаиле Горбачеве. При Горбачеве был освобожден и Сахаров.
Низкие уровни экономической свободы и конкуренции в СССР тормозили процессы развития экономики, особенно процессы создания нанотехнологий и других высоких технологий. А советская бюрократия стала тормозом формирования демократического общества, современной науки и системы образования.
В итоге СССР распался, а Россия и другие бывшие республики СССР наследовали многие советские недостатки и «грехи». Чиновничий класс в России воссоздался и занял ведущие позиции в экономике страны, в руководстве российским государством и в повседневной жизни.
Переход к рыночной экономике оказался для России очень трудным и долгим, поскольку в СССР был почти уничтожен предпринимательский ресурс, подавлена предприимчивость и снизился уровень человеческого капитала, пригодного для рыночных отношений и формирования научно обоснованной демократии.
В то же время СССР преподал миру негативный пример в основном отрицательного развития в условиях советской командной системы с крайне низким индексом экономической свободы, который не стоит повторять другим странам. И тем самым внес вклад в мировую науку свой особенный путь развития, который вошел в учебники всех стран мира.