21 октября 2008
2706

`Особое мнение` Александра Брода

У микрофона - ведущий Игорь Гмыза.

Тема разговора: "Можно ли бороться с ксенофобией и экстремизмом, нарушая при этом законы".

Эксперт в студии - директор Московского бюро по правам человека, член Общественной палаты России Александр Семёнович Брод.

Многие издания и интернет-издания, занимающиеся темой борьбы с ксенофобией и экстремизмом, со ссылкой на слова гостя в студии, утверждают, что в России с начала 2008 года было совершено порядка 60 нападений на национальной почве и ксенофобии. Погибли 36 человек, а 58 были ранены.

По словам А. Брода, на сегодняшний день насчитывается уже больше 40 погибших. Эти данные получены Московским бюро по правам человека в ходе мониторинга ситуации на основании анализа СМИ, правоприменительной практики и данных правоохранительных органов. Но, как считает эксперт, всё-таки в реальной действительности количество преступлений больше.

Почему общественности становится известной только подводная часть айсберга? Потому что очень часто либо сами пострадавшие, либо их родственники не хотят предавать гласности подобные правонарушения, боятся мести со стороны радикалов, не верят в эффективность работы правоохранительных органов. И очень часто они считают, что лучше промолчать или переехать в другой район, где, возможно, будет спокойнее.

Сколько в России насчитывается экстремистов, неформальных движений? Как утверждает А. Брод, поголовно таких людей в стране никто не считал, но, основываясь на данных анализа радикальных сайтов и контактов экспертов Московского бюро по правам человека с представителями радикальных группировок, можно утверждать, что в России насчитывается порядка от 50 до 70 тысяч скинхедов - активных молодых людей в возрасте 16-18 лет, которые входят в различные радикальные движения и группировки, либо собираются от случая к случаю для участия в различных акциях. Таких людей можно назвать ещё "идейными" сторонниками экстремизма.

И примерно 10-15 тысяч российских граждан участвуют в работе таких более высокого ранга организаций, как Движение против нелегальной иммиграции, Национал-державной партии, Российского общенационального союза и других незарегистрированных общественных политизированных организаций, которые в своей идеологии используют мотивы расизма, ксенофобии, воинствующего антисемитизма и кавказофобии.

Кроме того, напомнил гость в студии, существуют также данные соцопросов, которые проводил Левада-центр. Согласно им порядка 50-60 процентов опрошенных россиян разделяют идею "Россия для русских", и где-то 5-6 процентов опрошенных поддерживают такие меры, как введение черты оседлости, выселение мигрантов из мегаполисов и другие насильственные действия в отношении "чужаков" или "инородцев".


Часто подобные настроения вызываются чувством разочарования итогами реформ, личной неустроенностью, несогласием со своим социальным статусом и т.п. Подобные протестные настроения очень часто превращаются в настроения ксенофобии. В последнее время появились и так называемые "сознательные" ксенофобы, которые регулярно читают радикальную прессу и издания, ходят на собрания и митинги подобных организаций.

Где случается больше всего инцидентов и нападений, в каких регионах?

По словам А. Брода, в списке лидеров по преступлениям на почве ненависти числятся Москва, Санкт-Петербург и другие большие города, которые сталкиваются с большими миграционными потоками, где сформировались большие общины мигрантов и этнических меньшинств. К ним можно отнести Воронеж, Ростов-на-Дону, Ставрополь и некоторые другие города.

Как рассказал ведущий, когда он готовился к программе, то наткнулся на одном из правозащитных сайтов на любопытный термин - "неправомерный антиэкстремизм". Означает он действия государства и общественных групп, которые предпринимаются в рамках противодействия национализму и экстремизму, однако фактически они направлены преимущественно на неправомерное ограничение и даже попрание напрямую гражданских свобод человека.

Недавно в Москве произошла скандальная история, когда московские милиционеры задерживали молодых людей у метро, вели их в отделение, где брали отпечатки пальцев, фотографировали и брали какие-то подписки. Известны ли такие случаи правозащитникам?

А. Брод подтвердил, что подобный случай им известен. Это была операция "Подросток". Правозащитники по поводу её проведения получили очень много звонков, недоумения и возмущения, самостоятельно пытались выяснить, не шутка ли это, ибо слишком абсурдной была эта ситуация. Однако официально представители ГУВД г. Москвы и МВД России признали, что была дана определённая команда, однако, как считает А. Брод, в данном случае представители среднего подчиненного звена правоохранительных органов просто перестарались.


Россию вообще часто бросает из крайности в крайность. Долгие годы в стране вообще не замечали ксенофобии, а глава московской милиции упорно говорил, что в столице никаких скинхедов нет, а есть либо футбольные фанаты, либо молодые патриоты, и практически ничего не делалось. А преступления на почве национальной ненависти квалифицировались как хулиганство. В результате это дало свои горькие плоды, воспитало чувство безнаказанности у национал-радикалов и чувство неготовности правоохранительных органов к профилактике и реагированию на эти преступления.

И только когда количество подобных правонарушений стало столь высоко, что уже не замечать их стало невозможным, начались какие-то перегибы. Связано это, прежде всего, с тем, как считает А. Брод, что в стране действует крайне неудачный закон о противодействии экстремистской деятельности, в котором содержится слишком размытое понятие "экстремизма". И под это понятие стали подверстывать и оппозиционных журналистов, и правозащитников, и даже пенсионеров, которые, выступая на митингах за повышение пенсий, ругали местных чиновников. Известны случаи, когда в регионах пытались завести уголовные дела на пенсионеров якобы за экстремизм и оскорбление действующих чиновников как представителей власти.

Также хорошо известно скандальное дело политолога Пионтковского, выпустившего книгу резких политологических статей с критикой системы, в которой, однако, абсолютно нет никакой экстремистской составляющей, призывов к насилию, смене конституционного строя и разжиганию розни. Однако дело это тянется вот уже не один год. Есть также факты, когда пытались запугивать правозащитников либо ограничивать их деятельность, считая её экстремистской.

Нечто подобное же произошло и во время операции "Подросток". Абсолютно незаконно было задерживать подряд всех молодых людей, которые не подозревались в совершении какого бы то ни было преступления, и насильно брать у них отпечатки пальцев. Все это противоречит определенной статье закона о милиции. Дело это не может терпеть никакого насилия. Не говоря уже о запугивании и профилактических беседах по поводу того, входит ли конкретный молодой человек в организацию скинхедов, участвовал ли он в каких-либо нападениях и т.п. Всё это, по словам А. Брода, топорные методы работы, крайности, неправовой подход, который ничего, кроме раздражения и недоумения, у людей не вызывает.

Профилактика ксенофобии и экстремизма, уверен гость программы, должна идти в совершенно другом направлении, однако многие российские чиновники и правоохранители не знают, что для этого нужно делать. В России до сих пор отсутствует государственная комплексная программа профилактики ксенофобии и экстремизма. Раньше была подобная программа, касавшаяся воспитания толерантности. Действовала она пять лет, но в 2005 году её закрыли, посчитав, что она не нужна и съедает большую часть бюджетных денег, что она не влиятельная. Какая-то доля истины в словах про то, что "она не влиятельная", была, но коллектив экспертов и учёных, которых возглавлял Александр Асмолов, разработал очень серьёзную методическую базу проведения учебных занятий для школьников, студентов, правоохранителей и журналистов. Можно сказать, что первый этап работы по созданию научно-методической базы прошёл успешно. Теперь нужно говорить о том, что необходима практическая, прагматичная, выразительная, яркая программа, которая бы повлекла за собой введение учебных курсов, публикацию специальных материалов, создание передач и фильмов, а также выступления экспертов перед правоохранительными органами, потому что требуется повышать профессиональный уровень последних, учить их, как реагировать на деятельность радикальных группировок



http://www.radiorus.ru/news.html?id=257670
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован