То, что уже три недели происходит в Пензенской области, где около 30 сектантов замуровали себя в подземелье в ожидании конца света, не может не вызывать беспокойства. И в то же время ситуация даёт повод задуматься над множеством вопросов. Не только о том, как бороться с тоталитарными сектами, но и благодаря чему те множатся и привлекают к себе всё новых и новых адептов. Эксперт в студии - президент Российской ассоциации изучения религии и сект Александр Леонидович Дворкин.
У микрофона - ведущий Игорь Гмыза.
Пока все переговоры с затворниками не принесли ощутимых результатов. В связи с этим возникает вопрос, почему с сектантами так трудно всегда разговаривать и так трудно договариваться? По словам А. Дворкина, члены сект в отличие от членов традиционных религий находятся под психологическим воздействием руководства и самого сектантского окружения. В просторечии это именуется зомбированием, хотя правильнее было бы называть манипулированием либо контролированием сознания. То есть, их сознание контролируется, и просто разговоры, переговоры, обращения к здравому смыслу, факты и цифры на них не действуют. У сектантов внутри выстроен мощный механизм по отсечению любой нежелательной информации. Поэтому с любым сектантом, особенно с тоталитарным, вести разговор очень сложно. Здесь прежде всего нужно выходить на эмоциональный уровень, потому что секта контролирует эмоциональную сферу человека, соответственно, нужно пробивать эмоциональную защиту и апеллировать не к логике, не к разуму, а к эмоциям.
Очень часто получается, что даже тогда, когда руководителя секты нет рядом, когда он отделен от своих последователей, люди все равно находятся под его контролем. Что касается случая в Пензенской области, то, как сказал А. Дворкин, там сейчас роль руководителя играет 82-летняя монахиня, которая взяла на себя функции старшей и которая всеми командует. Кроме того, существует как бы групповой контроль, когда сектанты находятся в тесном помещении, рядом и постоянно друг на друга воздействуют. Каждому из них очень сложно проявить свою индивидуальность, поскольку все они находятся в коллективе, как бы постоянно пребывая под микроскопом. Коллектив в данном случае также играет роль резонатора, который подавляет любые проявления индивидуальности и какого-то здравого смысла.
Понятно, что история каждого человека, попавшего в секту, всегда индивидуальна, но почему же люди уходят в секты? Чего в них они ищут, чего не находят во внешнем мире и в традиционных религиях?
Отвечая на данный вопрос, А. Дворкин напомнил аксиому, которая звучит так: нет человека, который ушёл бы в секту, в секту не уходит никто, в секту приводят - через обман, сокрытие информации, через недобросовестную рекламу. Как правило, человек не выбирает секту, хотя всегда можно найти какое-то исключение, когда человек сам искал ту или иную секту, но такие случаи достаточно редки.
Большая часть людей приходят совсем не в ту организацию, в которой они потом оказываются. Если бы все секты с самого начала говорили правду о себе, о том, во что они действительно верят, какие требования будут предъявлять к людям и т.п., то к ним согласились бы пойти очень немногие. Но тогда бы никаких разговоров об этом не велось, ибо дело касалось бы просто свободы совести человека. А коль человек выбрал, пусть даже этот странный способ существования и странную веру, то это его право. Абсолютно никто не вправе ему мешать, если только это не наносит вреда обществу и отдельным его гражданам. Мало ли во что люди могут верить. Но в том и дело, что подавляющее большинство людей в Пензенской области не выбирало сектантской веры, этой землянки. Их путем манипулирования сознанием довели до такой мысли, до подобного образа жизни. И в этом заключается серьёзная проблема.
Известно, что в секту, как правило, попадают люди, которые переживают стрессовое состояние, что необходимо учитывать. Чего им не хватает? Людям, которые попадают в секты, прежде всего не хватает участия близких людей, человеческого тепла. Конечно, стрессы бывают у каждого человека, но есть люди более внушаемые, а есть менее внушаемые (совсем невнушаемых людей нет). В момент, когда кто-то переживает стресс, его внушаемость сильно повышается и на него можно воздействовать.
Кроме того, необходимо учитывать, что в разные секты попадают разные люди. Какого-то обобщенного портера этих людей дать нельзя. Можно дать обобщенный портрет среднего сайентолога, муннита, свидетеля Иеговы, виссарионовца, но невозможно нарисовать портрет человека, который склонен к попаданию в секты. Потому что каждая секта - это некое персонифицированное искушение той или иной слабой стороны человека, которые есть у каждого из людей. Один может быть идеалистом, мечтающим о переустройстве мира, другой думает только о своей собственной карьере, третий очень заинтересованно относится к своему здоровью и думает лишь о том, как ему его поправить, как сделать так, чтобы предохраниться от разных болезней, четвертый очень любит весёлые компании, пятый любит природу и ездить в походы в лесную глушь, где ощущать своё единство с природой.
И если к каждому из них в тот момент, когда переживается стрессовое состояние, подойдёт вербовщик его типа секты, здесь, уверен А. Дворкин, и возникает группа риска. Конечно, подобного в жизни человека может и не произойти. Когда он испытывает стресс, но в этот момент к нему никто не походит или подходит человек из секты с предложением, к которому у данного конкретного человека никакого влечения нет. С другой стороны, гарантировать, что такой встречи у человека никогда не произойдёт, невозможно. Поэтому каждый человек должен иметь это в виду...
06.12.2007
http://www.radiorus.ru/news.html?rid=2534&date=13-01-2008&id=238044
viperson.ru