С сожалением приходится констатировать: решение проблемы восстановления прочного мира и национального согласия на Донбассе в рамках реализации «Минска-2» явно затянулось. Социально-политический кризис на Востоке Украины приобретает характер хронического заболевания.
Сейчас украинское общество стоит перед сложной дилеммой: или«широкая децентрализация» (иными словами федерализация.― Авт.), или продолжение хаоса, угрожающего самой государственности Украины. Выбор предстоит сделать и украинскому истеблишменту: либо сохранить единое суверенное государство, но с федеративной формой правления, либо получить разваливающуюся депрессивную территорию с обозленным народом, без перспектив экономического возрождения и социального развития.
Полемика о пути развития Украины ведется давно ― можно даже сказать, с момента обретения Украиной независимости. Но особенно ― с тех пор, как были подписаны Минские соглашения для реализации международных договоренностей «нормандской четверки».
Пока украинские власти лишь создавали иллюзию реализации этих договоренностей (да и то небольшой их части), озвученных президентом Петром Порошенко, ведя бесконечные споры о последовательности и первоочередности выполнения пунктов «Комплекса мер по выполнению Минских соглашений» и забывая о том, что в это время на Донбассе продолжают гибнуть люди.
К сожалению, поиском реального политического консенсуса для урегулирования вооруженного конфликта на Донбассе, кромеВОД «Украинский выбор» и его лидера Виктора Медведчука, да еще немногих политических экспертов, а также общественных волонтерских организаций и движений, никто серьезно не занимается. Международную практику принятия политических решений для урегулирования аналогичных конфликтов никто из власть имущих не изучает и не анализирует. Видимо, в правительстве и в Верховной Раде считают, что обсуждение этой темы в ключе федерализации противоречит официальной идеологии «унитарного хуторянства» в Украине и не соответствует интересам украинского народа. При этом у самого народа, у украинцев, никто даже и не спрашивает, в какой же стране они хотят жить.
Все ограничивается, как правило, обсуждением этих спорных и крайне важных политических аспектов в Интернете и наиболее прогрессивных СМИ. Иногда эксперты-политологи, понимающие всю важность этой проблемы, предлагают различные пути выхода из создавшейся ситуации, опираясь на опыт по преодолению подобных политических кризисов и социальных потрясений в мире.
Нет и не может быть истины в последней инстанции, но не подлежит сомнению, что гражданское общество, не надеясь на одних только политиков, тоже должно искать реальные пути выхода из этого страшного кризиса и механизмы, которые позволят достичь консолидации в украинском социуме (в той или иной мере они нашли отражение в международных документах и уже освещались отечественными и зарубежными СМИ).
К примеру, речь может идти о процессе образования и социально-политического становления Федеративной Республики Боснии и Герцеговины (БиГ), где после завершения вооруженной фазы этнического кровавого противостояния наблюдалось сильнейшее напряжение в отношениях между бывшими противниками. Так, по подсчетам ООН, жертвами Боснийской войны и этнических чисток стали миллионы людей из числа мирного населения. Только в одном округе Брчко, по данным Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН), в период острого межэтнического конфликта было полностью или частично разрушено 12 тыс. (!) частных домовладений. В целом по федерации БиГ было взорвано 2000 км дорог, уничтожено 70 мостов и путепроводов, все железные дороги, разрушено 2/3 всех жилых домов ипромышленных построек, а главное ― погибло свыше 100 тыс. человек, а сотни тысяч были ранены, (половина из них ― гражданские лица разных национальностей). При этом более 2,5 млн человек было изгнано из мест постоянного проживания. Но в конце концов компромисс был достигнут, настал мир, и БиГ как вновь образованное федеративное государство стало на путь демократического развития и благополучия.
Этому способствовало то, что с помощью международного сообщества и миротворческих сил ООН в стране были задействованы новые механизмы в организации государственного управления не только спорных территорий, но и всех субъектов новой федерации, которые ранее редко применялись в международной практике по децентрализации власти в демилитаризованных государствах.
В частности, согласно Дейтонскому соглашению в 1995 году в спорном округе Брчко была установлена такая форма совместного управления указанной территорией, как Арбитражный трибунал для округа Брчко, который получил статус «трехстороннего участия», где от двух субъектов федерации ― Республики Сербской и БиГ ― были назначены по одному арбитру, а третьим временным арбитром с правом решающего голоса постановлением председателя Международного суда в Гааге был назначен американский дипломат Роберт Оуэн.
Таким образом, в последующем округ Брчко как спорный участок в приграничной зоне на севере федерации согласно п. VI Дейтонского соглашения приобрел «особый статус», стал одновременно частью Республики Сербской, а также Боснии и Герцеговины ― как своеобразный мост, связывающий две сербские северо-западные и юго-восточные территории-энтитеты в масштабе общей федерации.
Позже, в 1999 году, Арбитражный трибунал вынес окончательное решение («О временном международном контроле реализации Дейтона в районе Брчно». ― Авт.), по которому округ Брчно приобрел завершающий особый статус автономной территориив границах Боснии и Герцеговины, при этом де-факто не входящей ни в один из названных основных субъектов федерации. Таким образом, был определен его конфедеративный статус со всеми вытекающими для этой формы государственного управления механизмами регулирования социально-политических, экономических и этнонациональных процессов.
В настоящее время, согласно Плану мирного урегулирования по БиГ и функционирования автономного округа, на территории округа действуют монетарная система и федеральное законодательство, которое дополняется окружным законодательством, не противоречащим общим нормам международного права.
В свою очередь система государственного управления в округе Брчно функционирует исключительно в рамках требований, сформулированных Управлением верховного представителя ООН по БиГ в лице (Supervisor) контролера округаБрчно в ранге заместителя (первого заместителя) верховного представителя ООН.
По сути основных прав и фактических обязанностей этот международный административный руководитель-супервайзер округа Брчно является абсолютным обладателем неограниченных властных полномочий, которому подчинена вся законодательная и судебная вертикаль власти, а также административная и правоохранительная система округа с правом вето и принятия кадровых решений во всех сферах управления. Кроме того, он наделен широкими полномочиями в сфере регулирования деятельности местных органов самоуправления.
В автономном округе заседает местный законодательный орган, Скупщина, в составе 29 депутатов, также подконтрольный Верховному представителю ООН с правом отмены принятых решений, противоречащих международному праву, и отстранения депутатов от исполнения должностных обязанностей в случае их незаконных действий.
Большое значение в развитии демократических основ в автономном округе Брчно имеет создание органов полиции на основе квотного представительства от всех этнических групп населения, проживающего в регионе. Из 230 вновь назначенных полицейских 120 ― сербы, 90 ― боснийские мусульмане и 20 ― хорваты. В основном это бывшие непосредственные участники конфликта, которые прошли проверку Международного трибунала и были признаны амнистированными.
Анализ практических действий и проводимых комплексных мероприятий со стороны Верховного представителя ООН, направленных на урегулирование последствий Боснийской войны, показывает как положительные, так и отрицательные аспекты такого плотного «временного внешнего управления» территорией округа.
К негативным обстоятельствам можно отнести то, что:
– автономный округ Брчно находится под полным внешним контролем и управлением со стороны Верховного представителя ООН, а также других международных институций. При этом в большей степени зависим от Госдепа США, так как все без исключения назначенные сейчас и в прошлом руководители-супервайзеры округа являлись действующими чиновниками американской администрации и гражданами США;
– все органы местного самоуправления округа (мэрии городов и окружная ассамблея) практически лишены права апелляции на действия международных контролеров ООН, что лишает их преимуществ государственного автономного самоуправления;
– такая излишняя опека привела к тому, что до сих пор (с 1997 года прошло уже почти 20 лет. ― Авт.) в округе сохраняетсявременная международная администрация Верховного представителя ООН (МАВП ООН), а выборы по формированию настоящих независимых органов местного самоуправления и легитимного главы автономного округа пока не состоялись (!). Со стороны МАВП ООН такое положение дел объясняется необходимостью «определенного периода для отстранения от власти местных политических элит военного времени как носителей идеологии противостояния и конфронтации», но процесс явно затянулся.
К позитивным моментам такого режима функционирования международной миссии по контролю за восстановлением послевоенных территорий федерального округа Брчно можно отнести:
– установление прочного мира, политической стабильности, толерантности в межэтнических и языковых вопросах в регионе под эгидой миротворческих сил мандата ООН;
– восстановление экономики, банковской системы, приток зарубежных инвестиций и «щадящих кредитов»;
– существенное повышение благосостояния и социальных гарантий населения автономии;
– восстановление разрушенной гражданской войной промышленной и социальной инфраструктуры;
– преодоление коррупции, демилитаризация территорий и нормализация криминогенной обстановки;
– установление благоприятных условий для ведения бизнеса, снижение ставок налогообложения и многие другие преференции.
Естественно, что указанные положительные результаты деятельности международных наблюдателей (контролеров ООН) и их опыт по внедрению механизма послевоенной адаптации округа Брчко в федеративной Боснии и Герцеговине в силу определенных политических договоренностей могут послужить основой для разработки «дорожной карты» по реализации Минских соглашений-2 с целью ликвидации разрушительных последствий проведения АТО и перманентного политического кризиса на Донбассе и в целом по всей Украине.
При этом следует понимать, что предоставление «особого статуса в переходной период» (восстановление инфраструктуры и границ региона, временная местная администрация, амнистия протестантов, экономическая федерализация и проведение независимых выборов органов самоуправления под наблюдением ОБСЕ. ― Авт.), в частности для неподконтрольных территорий Донбасса, может стать спасательным кругом в деле восстановления национального единства и самосознания, международного авторитета Украины, сохранения ее суверенитета и территориальной целостности.
Игорь Кириченко
Руководитель проекта по программе"Борьбы с коррупцией"Всеукраинского общественного Движения "Украинский выбор".Генерал-майор милиции, кандидат юридических наук, доцент, заслуженный работник образования Украины
Украинский выбор