Идея объединения Камчатки и Корякии до недавнего времени воспринималась населением этих регионов как аксиома - то есть как истина, не требующая ДОКАЗАТЕЛЬСТВ.
Но сегодня ситуация в корне изменилась. Первый заместитель губернатора Камчатской области Александр Чистяков весьма откровенно и достаточно цинично, а главное, публично заявил о том, что лично он, бывший рыбный вице-губернатор, ждет для себя и своей команды от этого объединения. Цитируем заголовок статьи, опубликованной в газете "Экспресс-Камчатка", которая бесплатно разносится по почтовым ящикам жителей областного центра - рыбацкой столицы Камчатки и Корякии: "НАМ НУЖНЫ РЕСУРСЫ КОРЯКИИ. ВЫСТУПАТЬ ПРОТИВ ОБЪЕДИНЕНИЯ КОРЯКИИ И КАМЧАТСКОЙ ОБЛАСТИ МОГУТ ТОЛЬКО НЕВЕЖДЫ".
Скажем сразу, что рыбный вопрос - самый неурегулированный и потому наиболее слабый в том сгустке проблем, которые могут воспрепятствовать объединению двух регионов. Главное богатство Камчатки и Корякии - это запасы тихоокеанского лосося и так называемых донно-пищевых видов рыбы для прибрежного (то есть сугубо регионального) рыболовства - минтая, трески, наваги, камбалы, палтуса, крабов. Если сегодня вопрос по океаническому рыболовству в связи с наделением рыбопромышленных компаний долями на вылов тех или иных объектов промысла решен на пять лет вперед и это решение подтверждено и на дальнюю перспективу принятием федерального Закона "О рыболовстве", то ни по прибрежке, ни по лососю НИКАКОГО окончательного решения еще не принято. И, подчеркнем это, не принято только по одной причине, - административная и прочая, прочая, прочая команды Александра Борисовича Чистякова допустили столько несуразностей и прямых нарушений правительственных постановлений, что вопрос о наделении камчатских рыбопромышленных компаний долями на вылов объектов промысла прибрежного рыболовства по сей день остается предметом судебных разбирательств, в который помимо судов и прокуратур различного уровня, министерств и ведомств включилась уже и Счетная Палата Российской Федерации. Причина их интереса очень простая - бюджету СТРАНЫ в результате административной деятельности вице-губернатора Камчатки и его команд(ы) нанесен весьма значительный ущерб. По крайней мере, заместитель министра сельского хозяйства России Митин оценивает этот ущерб в сумму с ВОСЕМЬЮ нулями (как известно, миллиард - цифра с девятью нулями).
Это по прибрежному рыболовству. По тихоокеанскому лососю вопрос вообще повис в воздухе - никто не знает, как завтра будут распределяться лимиты на вылов лосося в Корякии или на Камчатке, как будут закрепляться рыбопромысловые участки, кто из компаний останется в рыбном бизнесе, а кто будет из него выброшен.
Но при этом знают ВСЕ (и на Камчатке и в Корякском автономном округе), что администрация Камчатской области самым бессовестным образом поступает с теми рыбопромышленниками, которые не являются членами команды областной администрации, - у них просто-напросто отбирают и лимиты, и участки.
И поэтому заявления нынешнего первого заместителя губернатора Камчатской области, отвечающего за всю ЭКОНОМИКУ Камчатки, звучат более чем странно. Логичней для официального лица, обсуждающего идею объединения двух регионов, было бы заявление о том, что объединенному Камчатскому краю было бы легче, проще, выгоднее СОВМЕСТНО добывать и обрабатывать рыбные ресурсы, которые являются основным богатством Камчатки и Корякии.
Первый заместитель губернатора Камчатской области Александр Чистяков НЕОЖИДАННО для всех, кто уже сжился с идей объединения, вносит свои ЛИЧНЫЕ доводы, от которых у корякских рыбопромышленников от изумления и последующего вслед за ним негодования волосы становятся дыбом.
Чтобы было понятно для тех читателей, которым не принесли эту бесплатную газету, процитируем (конечно, не полностью):
- Каков в цифрах потенциал рыбного бизнеса в Корякии? Лучше всего это, наверное, можно показать на квотах. Ведь именно их количеством любой рыбопромышленник меряет и свои возможности и свою прибыль...
- ...У нашего флота и заводов лимитов нехватка, а в Корякии их ПЕРЕИЗБЫТОК (выделено мной - Авт.)
- Что происходит с этим переизбытком квот в Корякии, кроме того, что большая часть выловленной рыбы сдается на плаву и вывозится?
- Естественно, что квоты эти не осваиваются... А ведь рыбаки Камчатской области, имея богатые добывающие и рыбоперерабатывающие мощности, могли бы прекрасно осваивать ЭТИ (выделено мной - Авт.) лимиты и производить из них продукцию. У НАС (выделено мной - Авт.) добавилась бы ресурсная база... МЫ (выделено мной - Авт.) смогли бы проводить ту политику в рыбной отрасли объединенного региона, которую МЫ (выделено мной - Авт.) проводим сейчас на Камчатке - СТАВИТЬ ВО ГЛАВУ УГЛА (выделено мной - Авт.)...
- Другими словами, объединение с Корякией дает НАШИМ (выделено мной - Авт.) рыбопромышленникам существенный толчок в развитии главной отрасли полуострова, рыбной?
- Естественно. Этот ответ лежит на поверхности. Вот почему я уверен, что говорить о том, что соединение с КАО для нас не выгодно, может только сущий невежда. Тогда как каждый ЗДРАВОМЫСЛЯЩИЙ (выделено мной - Авт.) человек прекрасно понимает, что любая НОВАЯ ТЕРРИТОРИЯ (выделено мной - Авт.) (да еще и с такими неплохими ресурсами) - это расширение рынка, а расширение рынка - это повышение рентабельности предприятий и получение ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРИБЫЛЕЙ (выделено мной - Авт.). Бизнесмены Камчатской области, я уверен, готовы ПРИЙТИ (выделено мной - Авт.) на территорию Корякии со своим потенциалом и РАСШИРИТЬ ТАКИМ ОБРАЗОМ (выделено мной - Авт.) свой рынок".
Прочитав все это, читатель, естественно, сделает только один вывод - первый заместитель губернатора Камчатской области говорит вовсе не об объединении ДВУХ регионов - он говорит о захвате ОДНОГО и конкретного - Корякского автономного округа, имеющего неплохие для оккупирующей стороны ресурсы. Речь идет именно о захвате, именно об оккупации, почему и изобилует данное интервью всеми теми словечками и словосочетаниями, которые были выделены автором: расширить территорию во имя получения дополнительных прибылей, присвоить дополнительные ресурсы, являющиеся, вроде как (!) бесхозными, поставив во главу теперь уже и корякского угла интересы конкретных лиц и компаний.
Большего вреда идее объединения Корякии и Камчатки, чем это интервью господина Чистякова, нанести, наверное, уже никто не сможет - откровенней, чем Александр Борисович, вряд ли кто еще рискнет высказаться. Кстати, интерпретация этого интервью в газете "Камчатка сегодня" (9 августа 2005 г.) под названием "Общее богатство единой Камчатки" дана со значительными купюрами первоначального текста - вероятно, корякская сторона сделала со своей стороны заявления по поводу тех наполеоновских амбиций Александра Борисовича, которые мы выделили в его интервью, или до него самого наконец-то дошел смысл собственных высказываний.
Кстати, и по фактической части интервью Александр Борисович, мягко говоря, изрядно слукавил, используя факты, которые или не соответствуют действительности, или, если действительности и соответствуют, то являются столь же закономерными и для Камчатки.
Например, о вывозе рыбных ресурсов.
Не без участия администрации Камчатской области две трети официально добытого камчатского лосося в путину 2002 года было перегружено в море и вывезено за пределы Камчатки. Столь же успешно работали приморцы и сахалинцы на Камчатке и в 2004 году. Губернатор М. Машковцев и его замы официально заявляли, что камчатские рыбопромышленники не могут договориться с камчатскими же добытчиками, пытаясь получить сырец за бесценок. А за что же тогда они сегодня упрекают корякских рыбодобытчиков, которые сдают рыбу в море все тем же сахалинцам и приморцам?
Но и это неправда - как сообщили мне в пресс-службе администрации Корякского автономного округа, в путину 2005 года доля камчатских рыбообработчиков на приемке корякского лосося составила... 60 (!!!) процентов. То есть очень даже известно, в каком направлении уходит корякская рыба - в камчатском. Может, просто не в камчатско-чистяковском направлении, но это уже другой вопрос или другая тема.
А суть одна - камчатские и корякские рыбаки ВСЕГДА работали в единстве, а теперь появилась некая третья сила, которая пытается это ЕДИНСТВО разбить, рассорить партнеров по рыбному бизнесу, посеять недоверие, заявив, что скоро придут в Корякию настоящие бизнесмены, которые поставят во краю угла нечто совершено иное, нежели то, что до сей поры объединяло камчатских и корякских рыбаков.
Интервью Александра Борисовича по своей сути направлено против идеи объединения Корякии и Камчатки. Это видно невооруженным взглядом, хотя в пространном интервью о необходимости этого объединения и о "невеждах", которые в него не верят, говорится достаточно много.
Но давайте сделаем вывод. Рыбный бизнес - это основа основ жизнедеятельности Камчатской области и Корякского автономного округа. Посягательство какой-либо из сторон на рыбные ресурсы другого региона - это заурядная и откровенная экономическая экспансия, которая НИЧЕГО, кроме ПРОТЕСТА против интересов этого АГРЕССОРА (способного превратиться в ОККУПАНТА), вызвать не может. Поэтому откровенности первого заместителя Камчатской области Александра Чистякова можно трактовать только однозначно - публичное его заявление об агрессивных намерениях, направленных против рыбной промышленности Корякского автономного округа, нужно понимать как провокацию, смысл который ПРЯМО ПРОТИВОПОЛОЖЕН заявлению Чистякова о необходимости объединения.
РИА "ИнтерКам"
www.fishkamchatka.ru
13.10.2005