17 октября 2003
3179

Отари Аршба: Тернистый путь к мировому соглашению

"МЕЧЕЛ" ОТСТОЯЛ КОРШУНОВСКИЙ ГОК, ПОКАЗАВ, КАК НУЖНО РАЗРЕШАТЬ ОСТРЫЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СПОРЫ



В конце сентября нынешнего года, по мнению аналитиков, в стране завершился передел железорудных активов. Арбитражный суд Иркутской области утвердил мировое соглашение о Коршуновском ГОКе, одобренное всеми кредиторами, в том числе государством в лице Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО), и тем самым окончательно установил за "Стальной группой "Мечел" право собственности на это предприятие.



Как сообщалось в СМИ, основным противником завершения процедуры банкротства на Коршуновском ГОКе, выпускающем железорудный концентрат, выступала компания "ЕвразХолдинг". Еще с советских времен единственным потребителем коршуновского концентрата был Западно-Сибирский металлургический комбинат (ЗСМК), который ныне входит в "ЕвразХолдинг". Во время перехода страны на рыночную экономику Запсиб, пользуясь своим монопольным положением, сначала стал диктовать цены и навязывать ГОКу свои условия, а затем полностью отказался от дальнейших закупок сырья, что и послужило одной из причин введения на комбинате процедуры банкротства.



В 2002 году между Коршуновским



ГОКом и "Стальной группой "Мечел" было заключено стратегическое соглашение о партнерстве. Инвестиции "Мечела" позволили комбинату после шестимесячного простоя вновь запустить производство: уже в первые полгода работы среднемесячный объем выработки превысил 300 тыс. тонн концентрата, чистая прибыль составила 80 млн. рублей, а заработная плата работников выросла в среднем на 20 процентов. Вместе с этим "Стальная группа "Мечел" приобрела контрольный пакет акций комбината, выкупила большую часть долгов конкурсных кредиторов и начала погашение основной задолженности.



Именно тогда "Стальная группа "Мечел" впервые обратилась в суд с предложением утвердить мировое соглашение, одобренное собранием кредиторов. Однако тогда арбитражный суд Иркутской области, согласившись с позицией областной администрации и "ЕвразХолдинга", не принял во внимание позитивные изменения в экономике ГОКа и отказался утверждать "мировую", что значительно усугубило ситуацию: предприятию угрожала продажа с молотка имущественного комплекса, чего, судя по словам руководства "Мечела", так упорно и добивался "ЕвразХолдинг".



Естественно, "Стальную группу "Мечел" такое развитие ситуации устроить не могло. "Вхождение Коршуновского ГОКа в структуру "Стальной группы "Мечел" - это, безусловно, плюс, причем не только для Коршуновского ГОКа, - говорит генеральный директор группы Алексей Иванушкин. - В рамках одной компании сосредоточились и сырьевая база - уголь, железорудный концентрат, и передельная - металлопрокат и метизная продукция. Создано то, что называется технологической цепочкой". Тем более что к тому моменту "Мечел", помимо инвестиций в производство, уже осуществил ряд платежей на общую сумму более миллиарда рублей в счет погашения задолженности комбината.



"С самого начала сложилось ощущение попытки передать Коршуновский комбинат в другие руки", - отмечает А. Иванушкин. Притом его "ощущения" были весьма обоснованными: 14 июля сотрудники ОМОНа Иркутской области попытались ворваться на предприятие. Своими собственными силами, выстроившись живым щитом, рабочие КГОКа сделать этого не позволили, в результате чего произошла стычка, в которой были серьезно травмированы тринадцать работников комбината.



Молниеносно развивающийся конфликт повлек за собой ряд митингов, которые рабочие Коршуновского ГОКа провели в Железногорск-Илимском, Иркутске и Москве. Пикетируя здание правительства РФ на Горбатом мосту, они требовали от кабинета министров и лично премьер-министра России Михаила Касьянова вмешаться в ситуацию с тем, чтобы не допустить новых визитов на предприятие вооруженных людей. Именно тогда "с целью избежать дальнейшего обострения социальной обстановки и предотвращения попыток силового захвата комбината, - объясняет А. Иванушкин, - мы на встрече с руководителем ФСФО Татьяной Трефиловой объявили, что готовы прекратить спор о размере задолженности и заплатить ту сумму, на которой настаивает федеральная служба как основной кредитор предприятия".



В результате трехсторонних переговоров представителей "Стальной группы "Мечел" с представителями ФСФО и внешним управляющим комбината Александром Алюкаевым и был разработан второй вариант мирового соглашения, который удовлетворил как государство, так и "Стальную группу "Мечел". И руководитель ФСФО Татьяна Трефилова, и гендиректор группы Алексей Иванушкин согласились с тем, что реализация соглашения позволит получить бюджету вполне ощутимые деньги, а группе "Мечел" сохранить комбинат в своей собственности.



Разразившийся вокруг Коршуновского ГОКа конфликт явился, пожалуй, одним из наиболее острых в металлургической промышленности в последнее время. По мнению многих аналитиков, его развязка стала не совсем типичной для обычных российских банкротств. "В итоге мы действительно заключили беспрецедентное для России мировое соглашение, - отмечает А. Иванушкин. - Многие предприятия, которые работают в условиях финансового оздоровления, и среди них те, которые входят в "ЕвразХолдинг", платят долги по гораздо более гибким схемам, с рассрочкой на многие годы и даже десятилетия. Для сравнения: в 2002 году кредиторы предыдущего главного потребителя продукции Коршуновского ГОКа - Западно-Сибирского металлургического комбината - заключили мировое соглашение, согласно условиям которого расчеты с кредиторами будут осуществлены в течение 25 лет с даты утверждения соглашения".



Удивление аналитиков вполне понятно: обычно же в кризисных ситуациях, подобных той, что сложилась на Коршунихе, действует предусмотренное постановлением правительства РФ право на реструктуризацию по схеме "6+4". Это значит, что на выплату всех долгов и штрафов у предприятия имеется 10 лет, за 6 из которых оно берет на себя обязательство выплатить всю сумму долга, а за оставшиеся 4 - набежавшие за задержку пени и штрафы. Беспрецедентность же состоявшегося мирового соглашения заключается в том, что у Коршуновского ГОКа такого права не будет: комбинат обязан выплатить все долги, включая пени, всего за 6 месяцев. Речь идет о сумме порядка 40 миллионов долларов.



Но такое положение вещей нисколько не смущает "Стальную группу "Мечел", так как мировым соглашением ей удалось добиться главного: Коршуновский горно-обогатительный комбинат остается в группе. "Подобного рода инвестиции невозможно подсчитать на калькуляторе, - объясняет позицию "Мечела" А. Иванушкин. - Помимо чисто экономических аспектов, таких, как близость к источнику сырья, его качество и цена, необходимо учитывать специфическую российскую ситуацию. Она такова: в поставках сырья вам просто могут отказать, сославшись на любые причины, а цель будет одна - склонить "к сожительству". За последние десять лет мы были свидетелями множества примеров передела собственности через сырьевую блокаду. Мы решили для себя главный вопрос - вопрос сырьевой независимости. А если говорить об экономическом аспекте, то сегодня коршуновский концентрат для Челябинского металлургического комбината - базового предприятия "Стальной группы "Мечел" - стоит столько же, сколько сырье Лебединского и Михайловского ГОКов. Безусловно, они находятся ближе, но на Коршуновском ГОКе мы сами контролируем цену. С учетом инвестиций в модернизацию производства на Коршунихе мы планируем снизить себестоимость продукции на 10-15 процентов, следовательно, и цену для Челябинского металлургического комбината. При этом мы уверены, что рыночная цена концентрата будет расти темпами не ниже, а выше, чем в 2003 году. А в этом году рост составил 30-40 процентов. Инвестируя, мы не ожидаем немедленных результатов. Мы собираемся долго работать в черной металлургии и создать серьезную транснациональную компанию".



И действительно, тот факт, что благодаря инвестициям "Стальной группы "Мечел" дела на Коршуновском комбинате пошли в гору, подтверждают цифры. Судите сами: отгрузка продукции потребителям за 8 месяцев этого года увеличилась в 2,3 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Также в 2 раза увеличилась рентабельность производства. Заработная плата сотрудников предприятия выросла до средней отметки в 11 тысяч рублей, что в сравнении с аналогичными российскими предприятиями совсем неплохо.



Однако на достигнутом "Стальная группа "Мечел" останавливаться не собирается. Уже в ближайшие годы компания планирует увеличить объемы производства на Коршуновском ГОКе до 5 миллионов тонн железорудного концентрата в год. Модернизация же предполагает реконструкцию обогатительной фабрики, закупку новой карьерной техники, а также строительство завода взрывчатых веществ. На все эти цели, как заявляют в самой группе "Мечел", будет затрачиваться не менее полумиллиона рублей ежегодно.



В этой связи модернизация производства ожидает не только саму Коршуниху, но и прочие сырьевые мощности группы. В частности, на Челябинском металлургическом комбинате запланировано до середины 2005 года построить новую аглофабрику, мощность выработки которой превысит 5 миллионов тонн в год. По словам Иванушкина, новая аглофабрика позволит "Мечелу" в случае необходимости полностью перерабатывать коршуновское сырье, значительная часть которого сейчас идет на продажу.



В нынешней ситуации, когда у "Стальной группы "Мечел" появились столь амбициозные инвестиционные планы вкупе с заключенным беспрецедентным мировым соглашением, поддержанным государством в лице ФСФО, арбитражный суд Иркутской области, заседание которого состоялось в конце сентября, просто не мог принять иное решение. Однако даже тогда, когда практически все кредиторы проголосовали за мировое соглашение, представители Западно-Сибирского металлургического комбината, к слову, не являющегося кредитором, а, наоборот, должником (предприятие должно КГОКу 16 миллионов долларов), попытались сорвать его утверждение. Председатель совета директоров Запсиба Отари Аршба в своем ходатайстве предложил отложить утверждение мирового соглашения по причине того, что суд не закончил рассмотрение жалобы металлургического комбината о включении его в состав кредиторов Коршуновского ГОКа. Однако заместитель внешнего управляющего комбината С. Алешня заявила, что Запсиб имел возможность участвовать в собрании кредиторов, когда рассматривалось мировое соглашение, однако ни до, ни после него представители этого предприятия не обозначили своих претензий. В результате суд, выслушав доводы сторон, утвердил мировое соглашение.



Сразу же после заседания суда гендиректор "Стальной группы "Мечел" А. Иванушкин заявил, что удовлетворен утверждением мирового соглашения. "Мы абсолютно уверены в законности этого решения, - заявил он. - Сегодня в суде Запсиб был единственным, кто не хотел утверждения мирового соглашения, и это, на наш взгляд, доказывает, кто реально стоял за многомесячным конфликтом на Коршуновском ГОКе".



Алексеенко Константин

http://info.trud.ru/trud.php?id=200310171940504

Trud.ru No 194 за 17.10.2003

Персоны (1)

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован