В результате проведённого 1 декабря 2005 года Общего собрания Совета молодых депутатов Краснодарского края были сформированы 14 комитетов, в том числе и комитет по вопросам санаторно-курортного комплекса и туризма.
В состав комитета вошёл 71 депутат из 35 районов и одного города (город-курорт Геленджик). В период с 20 по 24 марта проходил учебный семинар в Законодательном Собрании Краснодарского края по программе повышения квалификации по направлению "Государственное и муниципальное управление", на котором присутствовали 44 депутата из нашего комитета и 12 депутатов дополнительно приглашённых из других комитетов. Остальные члены нашего комитета прошли обучение с другими комитетами. На данный момент комитет насчитывает 74 депутата. Из них 5 представляют Советы муниципальных образований районов, 1 - городскую думу, 65 - сельские поселения, 3 - городские поселения. Комитет представлен различными категориями молодого депутатского корпуса и охватывает значительную территорию Краснодарского края. Всё это способствует продуктивной работе.
На первом совместном с профильным комитетом Законодательного Собрания Краснодарского края организационном заседании, проведённом во время учебных курсов в городе Горячий Ключ, были избраны руководящие органы комитета: председатель, три его заместителя, один из заместителей председателя избран секретарем комитета, секретариат в количестве трех человек.
В последний день учебного семинара состоялось совместное заседание профильного комитета Законодательного Собрания Краснодарского края с активом комитета Совета молодых депутатов Краснодарского края по вопросам санаторно-курортного комплекса и туризма, на котором определились цели, задачи и ориентиры работы. Руководством комитета Совета молодых депутатов были изучены следующие документы:
- краевая целевая программа "Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края на 2003-2010 годы (второй этап - 2006-2008 годы)";
- Закон Краснодарского края "Об обеспечении прав детей на отдых и оздоровление в Краснодарском крае";
- план работы профильного комитета Законодательного Собрания Краснодарского края на 2006 год;
- текущий план работы;
- информация о работе профильного комитета Законодательного Собрания Краснодарского края за 2005 год.
Для более мобильного и оперативного решения вопросов депутаты комитета были поделены на четыре группы по территориальному признаку, за каждой группой закреплен старший из числа председателя комитета и его заместителей. Оперативное взаимодействие между руководством комитета и группами осуществляется посредством электронной почты и мобильной связи, между председателем комитета и комитетом Законодательного Собрания Краснодарского края посредством Интернета и электронной почты. В помещении профильного комитета Законодательного Собрания Краснодарского края создано рабочее место для работы комитета Совета молодых депутатов (председателя или его заместителей). Патронаж и организационная помощь со стороны профильного комитета Законодательного Собрания Краснодарского края осуществляется на уровне председателя комитета Миленина Михаила Евгеньевича и его заместителей, а методическая и организационная - консультантом комитета Тараненко Оксаной Борисовной. Осуществляется рабочее взаимодействие комитета Совета молодых депутатов с профильным комитетом Законодательного Собрания Краснодарского края. Таким образом, для организации работы комитета созданы необходимые и достаточные условия.
В апреле-мае 2006 года членами комитета была активизирована работа на местах по направлениям своей депутатской деятельности. Активом комитета обобщены проблемные вопросы, связанные с реализацией и развитием санаторно-курортного комплекса и туризма на территории Краснодарского края, а также поступившие от членов комитета предложения по направлениям работы комитета. На основании этого был составлен план работы комитета Совета молодых депутатов на 2006 год. Основными его мероприятиями стали:
- совместное участие членов комитета и местных администраций в проверке готовности объектов к летнему оздоровительному сезону;
- проведение мониторинга качества предоставляемых услуг отдыхающим;
- осуществление анализа существующих туристских маршрутов;
- работа по выявлению привлекательных мест показа и возможности организации новых туристских маршрутов;
- анализ состояния приватизации и государственной регистрации объектов санаторно-курортного комплекса и туризма;
- состояние организации детского отдыха в летний период текущего года.
Основными мероприятиями и направлениями деятельности комитета за отчётный период стали:
23 марта 2006года - организационное заседание комитета по вопросам избрания руководящих органов комитета, г. Горячий Ключ;
24 марта 2006года - совместное заседание актива комитета с профильным комитетом Законодательного Собрания Краснодарского края по обсуждению предстоящей работы комитета, г. Краснодар;
11 мая 2006 года - совместное участие с профильным комитетом Законодательного Собрания Краснодарского края в работе комиссии по рассмотрению обращения предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории бухты Инал, Туапсинский район, пос. Бжид;
22 мая 2006 года - участие в планерном совещании с депутатами Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросу: "О готовности санаторно-курортных и туристских организаций Краснодарского края к летнему оздоровительному сезону 2006 года", г. Краснодар;
23 мая 2006 года - заседание руководства комитета по вопросам выполнения плана работы и внесения в него изменений, а также по разработке схемы анализа мониторинга предоставляемых услуг отдыхающим и формы предоставления информации о работе членов комитета за летний период, г. Краснодар;
6, 7 июня 2006 года - участие с профильным комитетом Законодательного Собрания Краснодарского края в рассмотрении письма Совета Глафировского сельского поселения Щербиновского района о выделении средств на благоустройство Глафировской косы за счёт средств краевой целевой программы "Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края на 2003-2010 годы", Щербиновский район ст. Глафировская. В октябре 2006 года получена заявка от администрации Щербиновского района, принято решение о том, что при достаточном выделении средств из краевого бюджета на 2007 год на краевую целевую программу "Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края на 2003-2010 годы" включить заявку в перечень мероприятий вышеназванной программы;
14-16 июня 2006 года - участие с профильным комитетом Законодательного Собрания Краснодарского края в комплексной проверке состояния пляжных территорий Черноморского побережья Краснодарского края. В результате проведенной проверки пляжных территорий в городах-курортах Анапа, Геленджик, Сочи и в Туапсинском районе были сделаны основные блоки выводов и предложений. Например:
1. В настоящее время в собственность Российской Федерации оформлены в установленном законом порядке 232 га земельных участков (пляжей) в городе-курорте Анапа и 1163 кв.м в городе-курорте Геленджик. На остальных пляжных территориях Черноморского побережья Краснодарского края собственность не разграничена. В связи с этим вопросы распоряжения земельными участками (пляжами) до разграничения государственной собственности на землю в полной мере действующим законодательством не урегулированы. Таким образом, было принято считать целесообразным до разграничения государственной собственности на землю рассмотреть (решить) вопрос о передаче органам местного самоуправления курортных территорий полномочий по распоряжению пляжными территориями. В итоге профильным комитетом Законодательного Собрания Краснодарского края было подготовлено и 12 июля 2006 года на сессии Законодательного Собрания края принято постановление Законодательного Собрания Краснодарского края "Об Обращении депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края к Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову о необходимости передачи пляжных территорий в муниципальную собственность муниципального образования город-курорт Анапа".
2. В ходе проверки были выявлены нарушения требований Водного кодекса Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации от 23.11.1996 N 1404 "Об утверждении Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах" в части соблюдения режима использования водоохранных зон и прибрежных защитных полос Черноморского побережья Краснодарского края.
3. Санитарно-эпидемиологическое состояние пляжей на территориях муниципальных образований городов-курортов Анапа, Геленджик, Туапсинского района в целом хорошее. Относительно ситуации в городе-курорте Сочи - неудовлетворительное. Наблюдается рост по сравнению с 2003 и 2004 годами числа выявленных случаев загрязнения акватории моря.
По результатам проведенной проверки была подготовлена справка и по решению профильного комитета Законодательного Собрания Краснодарского края направлена руководителям курортных муниципальных образований (Колодяжному В.В., Кошелю В.В., Озерову С.П., Пахомову А.Н.), руководителям краевых и федеральных служб для принятия мер к устранению выявленных недостатков. В настоящее время в комитет Законодательного Собрания Краснодарского края поступают ответы на данные письма.
6 июля 2006 года - участие с представителями Законодательного Собрания Краснодарского края в проверке фактов продажи фальсифицированных вин на розлив в городах-курортах Анапа, Геленджик. Были отмечены недостаточный контроль со стороны администрации города-курорта Геленджик за хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу вин на розлив и допускающими нарушения действующего законодательства, а также положительная работа администрации города-курорта Анапа по наведению порядка на территории курорта по продаже вин на розлив.
25 сентября 2006 года - заседание руководства комитета по вопросу подведения итогов работы за отчётный период и проведение анализа предоставленных информаций членами комитета о работе за летний период г. Краснодар;
26 сентября 2006 года - совместное заседание комитета Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам санаторно-курортного комплекса и туризма и комитета Совета молодых депутатов Краснодарского края по вопросам санаторно-курортного комплекса и туризма, г. Краснодар;
11, 12 октября 2006 года - участие в расширенных выездных заседаниях с профильным комитетом Законодательного Собрания Краснодарского края , город-курорт Анапа, Темрюкский район;
26 октября 2006 года - выступление председателя комитета Совета молодых депутатов Краснодарского края по вопросам санаторно-курортного комплекса и туризма В.В. Попова на втором заседании президиума Совета молодых депутатов Краснодарского края, г. Краснодар;
20 ноября 2006 года - участие в планерном совещании с депутатами Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросу: "Об итогах работы санаторно-курортных и туристских организаций Краснодарского края за летний оздоровительный сезон 2006 года", г. Краснодар.
На совместном заседании комитета Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам санаторно-курортного комплекса и туризма и комитета Совета молодых депутатов Краснодарского края по вопросам санаторно-курортного комплекса и туризма обсуждены вопросы:
- о совместной работе комитетов;
- об экологической ситуации на курортах Краснодарского края;
- о работе по выявлению привлекательных мест туристского показа, о возможности организации новых туристских маршрутов;
- о предложениях по внесению изменений в краевую целевую программу "Развитие санаторно-курортного и туристического комплекса Краснодарского края на 2003-2010 годы" (второй этап - 2006-2008 годы) на 2007 год;
- о работе комитета Совета молодых депутатов Краснодарского края за летний период 2006 года;
- о состоянии дел в курортной области;
- о плане совместной работы на 4 квартал 2006 года.
В заседании приняли участие:
председатель профильного комитета Законодательного Собрания Краснодарского края М.Е. Миленин;
заместители председателя профильного комитета Законодательного Собрания Краснодарского края В.П. Верстунин и М.В. Красина-Земляная;
исполняющий обязанности руководителя департамента комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края А.В. Подповетный;
работники аппарата Законодательного Собрания Краснодарского края;
специалисты департамента комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края.
Совместное заседание комитетов носило деловой и конструктивный характер. В ходе заседания были затронуты очень многие проблемы, касающиеся состояния дел в санаторно-курортной и туристской области.
Проблемы, решение которых почему-то затягивается, давно всем известны. Это такие проблемы, как:
- процесс согласования открытия сезонных здравниц;
- качество предоставляемых услуг;
- санитарное и экологическое состояние пляжей;
- неприглядный вид объектов туристского показа и санитарное состояние туристских маршрутов;
- недостаточная эксплуатация возможных мест для организации туризма;
- обеспечение свободного прохода отдыхающих на пляжные территории.
Особенно много внимания было уделено самой сложной проблеме - легализации малых мест размещения (частный сектор). Большинство отдыхающих пользуется именно его услугами, но доля налоговых поступлений от индивидуальных предпринимателей весьма незначительна, не превышает 4% в общем доходе в консолидированный бюджет края от отрасли. Многие предприниматели не желают работать "в открытую", сознательно уходя от налогов, продолжают строить "мини-гостиницы" под видом жилых домов. В каждом населённом пункте муниципальной власти на местах все эти факты известны, но решить их, с одной стороны, мешает слабая законодательная база в регулировании этого вопроса. Эти так называемые "жилые дома" не подпадают под обязательные требования государственных стандартов ГОСТ Р 51 185-98 "Средства размещения" и ГОСТ Р 50 6494 "Услуги населению", на них не распространяется государственный контроль и надзор территориальными органами Госстандарта РФ, предоставляемые ими услуги не подлежат обязательной сертификации, с другой стороны - пассивность местных властей, налоговых органов, служб ЖКХ.
В течение летного сезона 2006 года членами нашего комитета проводились мониторинги по качеству предоставляемых услуг на курортах и объектах туризма. Говорить, что получено объективное мнение мы не вправе, но все опрошенные отметили, что наши курорты за последнее время намного изменились в лучшую сторону. В большинстве случаев респонденты положительно отмечали состояние пляжей, безопасность отдыхающих, культурно-массовый отдых, удовлетворительно оценили транспортное обеспечение, детский отдых, недостаточность экскурсионных видов отдыха, слабую культуру общения местного населения, большую загруженность автодорог. Хуже обстоят дела с развитием туризма. Большинство опрошенных отмечают, что новых туристских маршрутов открывается мало, и что на маршрутах очень много мусора, места стоянок тоже желают быть лучше. На заседании было принято решение рекомендовать "курортному" департаменту провести паспортизацию и инвентаризацию туристских маршрутов, а каждому "молодому" депутату провести работу по выявлению привлекательных мест показа на местах.
Анализ информации, предоставленный членами комитета, об организации летнего отдыха детей, говорит о том, что процент организованного летнего детского отдыха, по сравнению с прошлыми годами увеличился, источников финансирования стало больше. В то же время детей, организованно отдохнувших на побережьях Чёрного и Азовского морей, не так уж много.
В завершение совместного заседания депутатами комитета была высказана мысль о том, что курорты и объекты туризма Краснодарского края в перспективе станут одними из основных источниками пополнения бюджетов различных уровней, и работу по их приведению в надлежащий порядок необходимо продолжать и усиливать, особенно на местах.
Активная рекламная кампания курортов Кубани, маркетинговая и коммуникационная политика, частичное решение проблем, связанных с эксплуатацией существующих пляжей, инженерной инфраструктурой, дало толчок к созданию системы планомерного формирования курортных территорий как "объекта" налогооблагаемой базы и увеличить приток отдыхающих в наш край до 12 млн. человек в 2006 году. За 8 месяцев текущего года отмечен темп роста по отрасли по налогу на имущество и по единому налогу на вмененный доход. По данным департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края на 1 сентября 2006 года по отрасли всего поступило 1 млрд. 449 млн. рублей. Темп роста по сравнению с аналогичным периодом 2005 года составил 143% (при среднекраевом показателе 132,4%).
Также необходимо сказать и о неприятных фактах: в совместном заседании комитетов приняло участие всего 32 депутата комитета или 42%, что говорит о слабой гражданской ответственности некоторых депутатов. Основной целью Совет молодых депутатов ставил привлечение молодых граждан, проживающих на территории края, к непосредственному участию в общественно-политической жизни Краснодарского края, формирование их правовой и политической культуры. Если из Курганинского, Тимашевского, Тихорецкого и Выселковского районов прибыли все депутаты, то из Белореченского, Динского, Кавказского, Крымского, Отрадненского, Павловского, Северского районов, которые тоже представлены несколькими депутатами, не прибыл на заседание ни один человек, хотя все районы заблаговременно получили информацию. Отвечать за такую низкую явку депутатов, за их низкую исполнительскую дисциплину и за патронаж их деятельности должны и Советы муниципальных образований.
Как видно из хронологии проведённых совместно с профильным комитетом Законодательного Собрания Краснодарского края мероприятий их было не так уж и мало, причём тематика различна, география проведения очень разнообразна. Представители комитета Совета молодых депутатов Краснодарского края за отчётный период приглашались и присутствовали на всех выездных заседаниях профильного комитета. Молодые депутаты на деле почувствовали, что профильный комитет Законодательного Собрания края в своей работе относится к комитету Совета молодых депутатов с уважением, доверяет ему, общение при обсуждении возникающих вопросов происходит деловое и равное. А это о многом говорит.
Помимо участия в общей работе профильного комитета Законодательного Собрания Краснодарского края молодые депутаты - члены нашего комитета - за отчётный период также вели и индивидуальную работу:
- участвовали в работе по реализации Закона о личных подсобных хозяйствах, проводя в своих поселениях разъяснительные семинары для заинтересованных молодых одностаничников по вопросам организации личных подсобных хозяйств;
- разъясняли избирателям вопросы реализации приоритетных национальных проектов, краевой целевой программы "Молодой семье - доступное жильё", послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ (членами комитета проводилась и проводится в настоящее время разъяснительная работа по этим вопросам);
- участвовали в мероприятиях, посвящённых 100-летию Парламентаризма в России (члены комитета приняли активное участие в проведении открытых уроков для старшеклассников в общеобразовательных учреждениях, посвящённых этой дате, особенно в этом вопросе преуспели, естественно, молодые депутаты нашего комитета являющиеся учителями и директорами общеобразовательных учреждений, благодаря которым для учащихся были проведены мероприятия с участием депутатов различного уровня);
- участвовали в конкурсе среди молодых депутатов на лучшую научную работу, посвященную 100-летию Государственной Думы, становлению и развитию парламентаризма, избирательного права и избирательного процесса в России, организованном Законодательным Собранием совместно с Крайизбиркомом. 26 сентября на совместном заседании с профильным комитетом Законодательного Собрания Краснодарского края в наш адрес прозвучала критика со стороны старших коллег. Мы признали свою работу в этом направлении недостаточной, так как мало депутатов нашего комитета приняли участие в этом конкурсе.
А ведь творческий потенциал молодёжи был, есть и остаётся на очень высоком уровне, и не использовать его мы не имеем права. Но, несмотря на невысокую активность участия в конкурсе, депутат нашего комитета Артур Ишханович Татулян - депутат Совета муниципального образования Апшеронский район - стал лауреатом конкурса и был удостоен Диплома II степени за работу "О работе избирательных комиссий по вовлечению молодежи в избирательный процесс (на примере базовой (опорной) территориальной избирательной комиссии Апшеронского района".
На заседании Президиума Совета молодых депутатов рассматривались вопросы, связанные с совместной работой комитета Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам санаторно-курортного комплекса и туризма с профильным комитетом Совета молодых депутатов Краснодарского края, предварительно оценивались результаты летнего оздоровительного сезона.
В числе основных направлений дальнейшей совместной деятельности комитетов планируется работа в тесном сотрудничестве с департаментом комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края, департаментом по архитектуре и градостроительству Краснодарского края, органами местного самоуправления курортных городов и районов края, направленная на выявление наиболее острых проблем для санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края, а также на определение путей их решения.
Председатель комитета В.В. Попов
www.kubzsk.ru
01.10.2007