Выборная кампания этого года в стране проходит в рамках законодательства о выборах и в соответствии с Указом Президента РФ от 17 июня 2021 года.
Отличительной особенностью региональных выборов и выборов в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации является большое количество партий допущенных ЦИК для участия в выборах (32 политические партии).
Главной особенностью нынешней выборной кампании – выборы кандидатов в депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации с льготой для 16-ти партий (без сбора подписей избирателей как по спискам, так и кандидатов от партий по одномандатным избирательным округам) и отсутствие этой льготы для других 16-ти партий.
При утверждённом (Федеральным законом) нормативе для сбора подписей - 3% от общей численности избирателей и необходимости сбора подписей для кандидатов в депутаты от других 16-ти партий, - нагрузка для граждан любого одномандатного избирательного округа страны может составить до 48% (и это при одновременном сборе подписей у одних и тех же избирателей как за партию, так и за кандидата, что всегда несколько не совпадает с реалиями). Этот процент непомерной предвыборной нагрузки на избирателей сопоставим с количеством голосовавших на выборах в 2016 году.
К этим процентам могут добавиться подписчики за кандидатов в депутаты, выдвинутые самовыдвижением, которые обязаны также собирать 3% подписей от общей численности избирателей. К этим процентам добавляются также кандидаты в депутаты Законодательных Собраний субъектов Российской Федерации (по теоретической возможности) от 28 партий (32-4 фракционных), а также региональные самовыдвиженцы (при утвержденном законом нормативе 0,5% от общей численности избирателей). Что создаёт немыслимую нагрузку (пусть даже теоретически) на всех реальных участников выборов в стране в это душное время периода пандемии.
Практический пример - трёх районный городской округ Тольятти, который поделен соответствующим Федеральным законом для выборов в ГД ФС РФ на избирательный округ № 159 (в том числе избиратели Автозаводского и Центрального районов города) и № 161 (в том числе избиратели Комсомольского района города), а для выборов в Самарскую Губернскую Думу – на 6-ть территориальных округов.
В выборах в Самарскую Губернскую Думу (в том числе по Тольятти) официально заявлены 12 избирательных объединений, причём 8-мь из них - со сбором подписей как для самих партий, так и для их кандидатов по 6-ти территориальным округам г.о. Тольятти в Самарскую Губернскую Думу (СГД). Утвержденный законом норматив для сбора подписей – 0,5% от общего числа избирателей соответствующего территориального округа. То есть: 6х8х0,5% = до 24% избирателей (по максимуму) задействовано для сбора подписей избирателей в это душное время периода пандемии (считаем даже, что подписи за партию и подписи за кандидатов ставятся одними и теми же избирателями). Кроме того одно из избирательных объединений [из 15-ти заявленных по Самарской области по выборам в ГД ФС РФ (14-ть - со льготой)] собирает подписи в объеме 3% для выдвижения в ГД ФС РФ (это 3% плюсом к 24% = до 27%). Два самовыдвиженца - кандидата в депутаты ГД ФС РФ по Тольяттинскому одномандатному избирательному округу № 159 и один самовыдвиженец - по № 161 ещё увеличивают нагрузку избирателей по сбору подписей до 9% (плюсом к 27% = до 36%). Теоретически и практически – больше половины реальных избирателей города Тольятти могут быть задействованы ныне для сбора подписей!?!
Есть альтернативная возможность сбора подписей через Госуслуги, дополнительно включенная ФЗ от 23 мая 2020 года (№ 154-ФЗ) в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав…» (с изменениями на 4 июня 2021 года) подпунктом 16_3. Статьи 37. (…сбор подписей избирателей с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». Она не прижилась пока среди избирателей и кандидатов в депутаты, открылась с неполной информацией о кандидатах в депутаты (нет записи о принадлежности кандидата в депутаты к политической партии или к одному из общественных объединений, заявленной официально кандидатом при регистрации). Хотя эта запись необходима по Федеральным законам и должна быть отражена и в подписных листах, и (по подпункту 16_4. Статьи 37) – в Госуслугах.
К тому же Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 22.02.2014 (№ 20-ФЗ) в последней редакции не отразил эту запись подпунктов 16_1. – 16_9. Статьи 37 прямым её дублированием (из Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав..»). Хотя, вероятно, и не отвергает эту возможность пунктом 9. Статьи 45.Сбор подписей избирателей (но и не афиширует).
Такая законодательная казуистика не позволила, очевидно, ЦИК дать соответствующую инструкцию для Госуслуг по сбору подписей избирателей с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» для кандидатов в депутаты Государственной Думы. Хотя, к примеру, по законодательству Самарской области такая система сбора подписей была прописана в объеме не более половины необходимых подписей от территории округа по выборам в Самарскую Губернскую Думу и размещена (хотя и после 14 июля, и не в полном объёме информации о кандидатах в депутаты СГД) на Госуслугах.
В нарушении пунктов 16_3. – 16_9. Статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав…» я - Брусникин Александр Юрьевич (иные кандидаты в депутаты ГД ФС РФ) и политические партий, не подпадающие под льготу (собирающие подписи избирателей), не могут воспользоваться «сбором подписей избирателей с использованием федеральной государственной информационной системой «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» с 14 июля (и по сей день). Хотя для меня, например, как активного интернет пользователя в социальной сети Facebook (участника порядка 5200 групп, а том числе в 22 авторских…) это была бы реальная возможность собрать значительное число необходимых для регистрации подписей поддержки моих избирателей.
Выборное законодательство заявляет о равенстве кандидатов. Однако, например, в вышеуказанных законах – разные сроки предвыборных действий у зарегистрированных кандидатов в депутаты и кандидатов в депутаты. Разные статусы у кандидатов выдвинутых партиями и самовыдвиженцев (как правила, беспартийных). Разные статусы у кандидатов, выдвинутых разными партиями (как имеющими льготу – регистрации без сбора подписей, так и не имеющими этой льготы)…
Как пример. О 10-ти из 15-ти (7-ми из 12-ти – в СГД) избирательных объединений, участвующих в выборах по Самарской области, подавляющее число избирателей региона никогда не слышали ранее на выборах. Если кто-то за них и голосовал ранее, то этот 1% избирателей по городу по численности, например, соизмерим с моими избирателями в городскую Думу Тольятти в 1990, 1994 и 1996 годах по небольшому округу.
Однако, ни эти 10 (11) партий по Самарской области, ни кандидаты от них не собирают подписи для своего представительства в Государственной Думе (?!?), а мы – беспартийные (как и президент страны) кандидаты в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации должны до 4 августа этого года собрать в это душное время периода пандемии вместе со своими соратниками примерно по 15500 подписей поддержки избирателей?!? Хотя, конечно, за меня – Брусникина А.Ю. и, например, за трижды избранного депутатом ГД ФС РФ Иванова А.С. собирали (при организационной и ресурсной поддержке Калядина А.Н.) и более подписей в 2012 году (при коллективном выдвижении Брусникина А.Ю. и Иванова А.С. в мэры г.о. Тольятти).
ЦИК отмечает, что в эти выборы участвует в два раза меньше самовыдвиженцев (как правило, беспартийных). Так приравняйте их к зарегистрированным кандидатам. Ведь в выборном законодательстве - так много пунктов различных статей, по которым любого кандидата в депутаты можно снять с выборов. Кстати, среди действующих депутатов и кандидатов в депутаты от партий есть беспартийные. Настанет время, думаю, когда и Главы регионов могут быть беспартийными.
Чтобы стать депутатом – нужно им быть. Пусть даже будучи не зарегистрированным кандидатом в депутаты и снятым с нынешних выборов (я осознанно не буду бездушно мучить своих сторонников – избирателей сбором подписей на дому и на скамейках…). Поэтому как завет потенциальным депутатам Государственной Думы: принимать как можно меньше законов и ревизировать редакции ранее принятых Федеральных законов и Кодексов. В том числе «Водный Кодекс РФ» (где вместо рек – «водные бассейны» и нет Среднего Поволжья…), «Лесной Кодекс РФ» (где идея – лесопользования, а не сохранения лесов), пенсионное и выборное законодательство… Хотя бы заявить проекты Федеральных законов: «О дорогах и путях России», «О воде и лесе страны», «О тарифах, ценах и нормативах на территории РФ», «О ландшафтном, экологическом и этнографическом туризме», «О Стратегическом плане развития России», «О народной дипломатии и международных общественных организациях России», «О статусе исполняющего обязанности руководителя субъекта Российской Федерации», «О рейтинговом голосовании с использованием «Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)»…
Из 13-ти выдвинутых кандидатов в депутаты ГД ФС РФ по Тольяттинскому одномандатному избирательному округу № 159 я лично знаю шестерых. Большинство из 13-ти кандидатов «страхует» своё выдвижение по Тольяттинскому одномандатному округу выдвижением по списку выдвинувших их партий (которым не надо сбирать подписи) в ГД ФС РФ и/или в СГД (по территориям).
Буду голосовать за того кандидата в депутаты ГД ФС РФ, который вполне может быть назначен на государственную должность. И тогда будут (при его победе) назначены новые выборы по Тольяттинскому одномандатному избирательному округу… За того кандидата в депутаты Государственной Думы, которого вполне могут избрать сенатором от Самарской области. И тогда будут назначены новые выборы по Тольяттинскому одномандатному избирательному округу… За того кандидата в депутаты от Тольяттинского одномандатного избирательного округа № 159, которого Президент страны может назначить и.о. губернатора. И тогда будут назначены новые выборы по Тольяттинскому одномандатному избирательному округу…
Довыборы явно будут и в Тольяттинскую городскую Думу. Например, по округу № 2 и, весьма вероятно, по округу № 14, возможно, по округу № 5.
С августа этого года прекращаю всякую предвыборную работу в нынешней избирательной кампании в душное время периода пандемии.
До 6 августа - подаю заявку на конкурс Президентского фонда культурных инициатив в номинации «Великое русское слово» авторский проект НИСКОNН БѢ ЗВȣКЪ… - …аЗБУКА ЗВУКА (издание книг). В рамках опубликованных на федеральном сайте VIPERSON (www.viperson.ru) 36-ти Глав (с продолжениями и дополнениями к ним) и 17-ти ПРОПУЩЕННЫХ Глав (с авторскими /А.Ю.Б./ комплексными таблицами)… цикла из 3-х книг: «НИСКОNН БѢ ЗВȣКЪ…», « …аЗБУКА ЗВУКА» и А.Брусникин. «ДЕСЯТЫЙ СПАSЪ» .
С уважением,
Александр Юрьевич Брусникин - кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, ветеран ВАЗа, города Тольятти и депутатской деятельности, председатель Правления (президент) РО ММФС ЮНЕСКО, руководитель регионального отделения СННВС России, действительный член Русского географического общества, участник портала «Созидатели», Интернационального Союза писателей (ИСП) и федерального сайта VIPERSON (www.viperson.ru), редактор сайта федеральной газеты и Издательского Дома «Семь Верст» (www.7verst.ru).
31 июля 2021 года.