31 декабря 2005
2052

Ответы Президента Республики Башкортостан М.Г.Рахимова на вопросы газеты `Экономика и жизнь`

СТРАТЕГИЯ БАШКОРТОСТАНА РАБОТАЕТ НА НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ.

Ответы Президента Республики Башкортостан М.Г.Рахимова на вопросы газеты "Экономика и жизнь" в тематическом приложении "Регион-партнер" , который вышел в декабре 2005 года.

31.12.2005




- Муртаза Губайдуллович, как Вы оцениваете инициативы федерального центра в части разграничения полномочий между уровнями власти?

- Оптимальное разграничение полномочий и функций федеральной власти и регионов является одним из главных вопросов эффективного проведения экономической реформы. Сегодня глава Российского государства, учитывая новые подходы к формированию органов государственной власти, возрастающую роль субъектов федерации в развитии экономики и социальной сферы, ставит задачу расширения полномочий, повышения роли и самостоятельности регионов. Делегирование регионам дополнительной компетенции позволит обеспечить в территориях условия для экономического роста, дать больше простора управленческой инициативе. Именно поэтому предложения Президента России получили широкое понимание и поддержку в стране. Они во многом созвучны и с опытом взаимодействия федерального центра и нашей республики. Мы уверены, что невозможно укреплять вертикаль государственной власти в стране, одновременно ослабляя ее в регионах. Как вы знаете, в предыдущие годы получила распространение практика дублирования органов власти на местах, "размножения" федеральных структур, их вмешательства в вопросы, отнесенные конституцией страны к ведению субъектов федерации. Развитие федеративных отношений, гармонизация взаимоотношений между различными уровнями власти и договорной процесс - это важный ресурс, который должен обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Таким образом, федеральный центр и субъекты Федерации объективно заинтересованы в целенаправленном ходе данного процесса. Вместе с тем, задачи, стоящие перед органами власти, постоянно обновляются, поэтому нужны четкие принципы, которые позволяют по мере развития федеративных отношений избежать коллизий в отношении различных уровней власти.

- В Башкортостане экономику реформируют не спеша. Вам удалось сохранить госконтроль за крупнейшими предприятиями ТЭК. Благодаря взвешенной социально-экономической политике, Республика Башкортостан по объемам промышленного производства входит в первую десятку регионов Российской Федерации. Но для дальнейшего ускорения экономического роста необходимы новые инвестиции. Что же делается для их привлечения?

- Я бы не сказал, что реформы в Башкортостане проводятся "не спеша". Преобразования осуществляются настойчиво и последовательно, на основе продуманной и взвешенной политики. Стратегический курс реформирования государства, всех сфер жизни общества позволил не только сохранить имеющийся потенциал, но и укрепить позиции Башкортостана как одного из наиболее мощных, динамично развивающихся и стабильных регионов России. Республика вышла на ведущие позиции в стране по основным социально-экономическим показателям. По объему инвестиций в основной капитал Башкортостан входит в десятку лидеров среди регионов Российской Федерации. За последние шесть лет инвестиции в основной капитал в республике на фоне устойчивого экономического роста, расширения финансовых возможностей предприятий реального сектора экономики и принимаемых мер по их привлечению увеличились в 1,6 раза. Создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности в республике осуществляется путем предоставления: гарантий прав субъектов инвестиционной деятельности; льгот по уплате налогов и иных обязательных платежей, зачисляемых в бюджет республики; льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами (не противоречащих законодательству) субъектам инвестиционной деятельности; иных льгот, направленных на поддержание и развитие инвестиционной деятельности и защиту инвестиций в республике. Ведущие международные и национальные рейтинговые агентства регулярно подтверждают высокую инвестиционную привлекательность республики. Среди регионов страны, имеющих долгосрочный кредитный рейтинг международного агентства "Standard&Poor"s", Башкортостан занимает четвертое место после городов Москва и Санкт- Петербург, Ханты-Мансийского автономного округа, по данным рейтингового агентства "Moodу"s" - уступает только городам Москва и Санкт- Петербург. Это - достаточно авторитетное подтверждение нашей активной работы по созданию в регионе максимально благоприятных условий для привлечения инвестиций. В ноябре 2005 года рейтинговое агентство "Standard&Poor"s" изменило прогноз по долгосрочному кредитному рейтингу Башкортостана со "Стабильного" до "Позитивного". Кредитный рейтинг эмитента республики по обязательствам в иностранной и национальной валютах "BB-" был снова подтвержден.

- Каковы приоритетные направления в инвестиционной политике? Какие крупные инвестиционные проекты в последнее время были реализованы?

- В республике успешно реализуются инвестиционные проекты по строительству новых, расширению и реконструкции действующих предприятий в электроэнергетике и топливной промышленности, черной и цветной металлургии, химии и нефтехимии, машиностроении и других отраслях. Введены в эксплуатацию Зауральская ТЭЦ, газопоршневой агрегат санатория "Ассы" и агрегаты на Юмагузинской ГЭС. Осуществлено техническое перевооружение производства кабельного пластиката с заменой морально и физически устаревшего оборудования в ЗАО "Каустик", завершено строительство промышленной установки синтеза в ЗАО "Стерлитамакский нефтехимический завод", налажено производство сухих строительных смесей в ОАО "Сода". В ОАО "Полиэф" запущена первая линия производства терефталевой кислоты мощностью 115 тыс. тонн в год и получена опытная партия этого продукта. В настоящее время на предприятии проводятся мероприятия по оптимизации технологического режима с целью получения очищенной терефталевой кислоты. Ввод в эксплуатацию полиэфирного комплекса позволяет внедрить не имеющую аналогов на российском рынке технологию производства терефталевой кислоты, удовлетворить спрос российских потребителей на полиэфирную продукцию. В машиностроительном комплексе ОАО "НефАЗ" начат выпуск автобусов дальнего следования класса "Турист", автобусов с двигателями, работающими на сжиженном газе. Сегодня ОАО "Башкирский троллейбусный завод" серийно выпускает три модели троллейбусов и семь их модификаций, в том числе с транзисторной системой управления, позволяющих экономить до 40% электроэнергии. Продукция завода отправляется более чем в 40 городов России и стран СНГ. "Кумертауское авиационное производственное предприятие" завершило полный цикл сертификационных испытаний и приступило к выпуску многоцелевого вертолета серии Ка-226.50, на который имеется повышенный спрос на внутреннем и внешнем рынках. Также успешно реализуются и инвестиционные проекты с иностранным участием. В частности, в ОАО "Салаватнефтеоргсинтез" введено в эксплуатацию производство этилбензолстирола. Для реализации проекта были привлечены финансовые средства саксонской кредитной линии, предоставленные в рамках сотрудничества с федеральной землей Германии - Саксонией. В октябре 2005 года ОАО "Уфанефтехим" ввело в промышленную эксплуатацию установку по производству элементарной серы. Технология утилизации сероводорода позволяет извлекать до 99% серы. Технологический процесс осуществляется автоматически с применением программы управления японской фирмы "Йокогава".

- Как обстоят дела с внедрением инновационных технологий?

-Разработка и внедрение инновационных технологий является одним из главных ориентиров в развитии промышленности республики. У нас функционируют 65 организаций, выполняющих научные исследования и разработки. Значительная работа в области научных исследований и разработок ведется отделениями созданной в республике Академии наук Республики Башкортостан. В рамках академической программы "Наукоемкие химические технологии, малотоннажная химия, материалы и препараты с заданными свойствами" совместно с ОАО "Салаватнефтеоргсинтез" разработана технология приготовления гранулированного цеолита без связующих веществ для создания адсорбентов осушки и очистки природного газа. Институтом нефтехимии и катализа Академии наук Республики Башкортостан совместно с ОАО "Ново-Уфимский НПЗ" и ООО "Опытный завод "Нефтехим" разработаны эффективные методы очистки нефтепродуктов от сернистых соединений и окисления сернистых соединений дизельной фракции. Активная работа по созданию передовых технологий и инновационных разработок ведется и самими промышленными предприятиями республики. Так, ОАО "УМПО" освоило производство нового газотурбинного двухвального двигателя. Внедрена автоматизированная система управления производством и проектированием изделий. Данная система не имеет аналогов в авиационной промышленности России. ОАО "Стерлитамак-М.Т.Е." производит новые модели станков с числовым программным управлением и радиально-сверлильные станки. Федеральным государственным унитарным предприятием НПП "Молния" разработаны и произведены новые электронные системы управления для самолетов Як-130 и Ан-148, станция катодной защиты магистральных трубопроводов для ОАО "Газсервис". Широкое внедрение наукоемких технологий, освоение и запуск в производство новых видов продукции осуществляются также федеральными государственными унитарными предприятиями оборонно-промышленного комплекса.

- За счет чего в республике удалось сдержать темпы падения добычи нефти в последние годы?

- Сдерживание темпов падения добычи нефти обеспечивается, прежде всего, за счет активного применения современных высокоэффективных методов увеличения нефтеотдачи пластов, технологии бурения, улучшения системы разработки технического обновления и перевооружения производства. На промыслах республики внедрено в различных модификациях свыше 70 технологий, увеличивающих нефтеотдачу на основе физико-химических, газовых, тепловых, микробиологических методов и 12 технологий гидроразрыва пластов. Осваиваются технологии бурения горизонтальных и наклонно-направленных скважин. Все шире практикуется восстановление старых скважин забуриванием боковых стволов. Ведутся работы по приращиванию запасов нефти за счет дооконтуривания залежей, вовлечения в разработку новых пластов на находившихся в разработке месторождениях. За счет совершенствования разработки нефтяных месторождений и повышения нефтеотдачи пластов ежегодно в республике добывается порядка 2 млн. тонн нефти. За январь-сентябрь 2005 года добыто 10,1 млн. тонн нефти, в том числе на территории республики - 9,2 млн. тонн.

- Какова динамика освоения месторождений в Западной Сибири?

-В целях максимально эффективного использования своего высокого технического кадрового потенциала, наращивания объема добычи нефти "Башнефть" при поддержке руководства республики на тендерной основе получила право на разработку четырех лицензионных месторождений в Ханты-Мансийском автономном округе. Эти месторождения - новые. Коммуникации, дороги, нефте- и водопроводы, высоковольтные линии и многое другое необходимо было проложить в сжатые сроки, в условиях болот и суровых зим. Ускоренными темпами были выполнены работы по бурению, капитальному строительству месторождений, созданию промышленных опорных баз, обустройству вахтового поселка. Это позволило уже в 1999 году добыть 47,5 тыс. тонн нефти. За короткий период объем добычи увеличен почти в 20 раз и в 2004 году составил 922,1 тыс. тонн.

- В одном из интервью Вы высказывались о целесообразности реконструкции имеющихся нефтеперерабатывающих предприятий. Какой объем инвестиций планируется привлечь под реконструкцию?

- Для укрепления позиций на внутреннем и мировом рынках нефтепродуктов, в условиях постоянного ужесточения требований к их качеству, промышленной и экологической безопасности при ограниченности сырьевых ресурсов требуются многомиллиардные инвестиции. Основным направлением инвестиционной политики стали реконструкция и модернизация производственных процессов с опережающим строительством мощностей по углублению переработки, выпуску высококачественной, конкурентоспособной продукции. Следует учесть, что предприятия работают с высокосернистой нефтью. Все технические решения приходится принимать на основе баланса экономической, экологической и социальной целесообразности. Главным источником финансирования инвестиционных проектов на сегодняшний день являются собственные средства предприятий. За десять месяцев текущего года объем капитальных вложений, направленных предприятиями на развитие производства, составил 5,4 млрд. рублей. Вместе с тем, для развития нефтеперерабатывающих предприятий руководство республики проводит активную политику по привлечению внешних инвестиционных ресурсов. Так, в ОАО "Салаватнефтеоргсинтез" продолжается реализация программы доверительного управления государственным пакетом акций, находящихся в собственности Республики Башкортостан, в рамках заключенного договора с ОАО "Газпром". В 2004 году во многом благодаря поддержке газового концерна предприятием было выведено на проектную мощность производство этилбензол-стирола. В настоящее время ведется строительство нового производства полистиролов и полиэтилена. До 2007 года будет возведен целый комплекс новых установок по переработке нефтяного сырья. Они позволят существенно увеличить выход светлых нефтепродуктов и снизить затраты на переработку. И это далеко не весь перечень мероприятий, который планируется реализовать в краткосрочной и среднесрочной перспективе на нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятиях республики. Глубина переработки нефти в Башкортостане сегодня составляет 76%, в то время как в среднем по стране - 64-65%.

- Что мешает нефтяным компаниям вкладывать средства в разработку месторождений, в бурение скважин, в геологоразведку?

- В Башкортостане добыча нефти ведется уже с 1932 года. Поэтому степень изученности и выработанности недр велика. Основной фактор, сдерживающий сегодня вложение средств в геологоразведку, бурение и разработку месторождений - это несовершенство действующего законодательства. Так, в частности, отменены отчисления на восстановление минерально-сырьевой базы, налогообложение привязано к мировой цене на нефть, изменен порядок зачета уплаченного НДС по капитальному строительству (зачет осуществляется только после ввода объекта в эксплуатацию, а в геологоразведочных работах - после постановки запасов на государственный учет), отменены льготы по налогу на прибыль в части суммы инвестиций, направляемых на развитие производства. Такие подходы провоцируют снижение объема вкладываемых средств в разработку месторождений, в бурение скважин и в геологоразведку. Эти вопросы требуют своевременного решения на федеральном уровне.

- Каковы перспективы развития металлургического комплекса и машиностроительной отрасли?

- В настоящее время цветную металлургию в республике представляют четыре основных горнодобывающих предприятия: ОАО "Учалинский ГОК", ОАО "Башкирский медно-серный комбинат", ЗАО "Бурибаевский ГОК" и ОАО "Хайбуллинская горная компания". Ими добывается и перерабатывается более 5,5 млн. тонн руды в год. Основная проблема, которую здесь необходимо решить в ближайшем будущем - это обеспечение загрузки обогатительных фабрик указанных предприятий. Поэтому ведутся работы по освоению новых крупнейших месторождений медно-цинковых и бурожелезняковых золотосодержащих руд республики - Камаганского, Юбилейного и Подольского в Хайбуллинском районе Зауралья. Остаются актуальными и вопросы обеспечения эффективности отработки действующих месторождений северо-востока республики. В настоящее время утверждена программа "Развитие цветной металлургии Республики Башкортостан на 2004-2010 годы", предусматривающая ввод в эксплуатацию рудников на Подольском, Учалинском рудных узлах, строительство новой обогатительной фабрики в Хайбуллинском районе производительностью до 3,4 млн. тонн в год, реконструкцию обогатительных фабрик ОАО "Учалинский ГОК" и ЗАО "Бурибаевский ГОК", подземного рудника ЗАО "Бурибаевский ГОК". Реализация мероприятий данной Программы позволит создать в Зауралье мощный горно-добывающий комплекс, который обеспечит загрузку перерабатывающих мощностей не только собственных предприятий, но и предприятий за пределами республики. Будут решаться и задачи повышения занятости населения, социально-экономического развития наших юго-восточных территорий. Флагманом черной металлургии республики является ОАО "Белорецкий металлургический комбинат" - градообразующее предприятие г. Белорецка. Проведенные на предприятии в 2002-2003 годах реформы, результатом которых стало слияние комбината с холдингом "Стальная Группа "МЕЧЕЛ", позволили решить проблемы технического перевооружения и модернизации производственных мощностей, организации централизованного сбыта готовой продукции. В конечном итоге, это привело к стабильному росту производства, повышению заработной платы и налоговых платежей. Конкурентоспособность выпускаемой сегодня Белорецким металлургическим комбинатом продукции подтверждается тем фактом, что более 50% метизов и катанки поставляется на экспорт. Недавний пуск линии по изготовлению омедненной сварочной проволоки и реконструкция термотравильного агрегата позволяют надеяться на дальнейший рост доли экспорта и освоение новых рынков сбыта. Черная металлургия республики (так же, как и цветная) в настоящее время интегрирована в мировую экономику. Поэтому, с учетом сложившихся рыночных условий, перед отраслью стоят задачи повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, повышения доли наших предприятий на рынке метизной продукции, увеличения загрузки существующих мощностей, повышения производительности труда, снижения затрат за счет оптимизации производства и совершенствования технологических процессов. В сфере социальной политики будут решаться задачи увеличения средней заработной платы, а также повышения занятости населения городов и районов. Машиностроительный комплекс республики сегодня представлен производством машин и оборудования, транспортных средств, выпуском электронного, оптического и электрооборудования. Ряд предприятий, специализирующихся на выпуске оборудования для нефтяных, нефтеперерабатывающих, химических производств, авиа- и станкостроения, транспортного машиностроения, занимает лидирующие позиции в России. Доля на российском рынке отдельных видов выпускаемой продукции таких акционерных обществ, как "Акционерная компания ОЗНА", "Красный пролетарий", "Стерлитамак-М.Т.Е.", "УМПО", "НефАЗ" "БелЗАН", составляет от 50 до 95%. Республика занимает второе место в России по производству металлорежущих станков, третье - по выпуску троллейбусов, четвертое место по выпуску автобусов. В 2007 году ожидается ввод нового производства - Уфимского трансформаторного завода. Планируемая производственная мощность предприятия позволит создать дополнительно около 2 тысяч рабочих мест, выпуск продукции составит около 3 млрд. руб. в год. Сегодня основная задача машиностроителей - это дальнейшее наращивание выпуска продукции и, особенно, с высокой добавленной стоимостью. Также важно обеспечить включение предприятий оборонно-промышленного комплекса в федеральные интегрированные структуры. Это поможет освоению новых рынков сбыта выпускаемой продукции.

- Как формируется новая стратегия развития лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности Республики Башкортостан?

- Башкортостан располагает значительным природно-ресурсным потенциалом. Отличительная черта лесных ресурсов - их способность к возобновлению. При рациональном использовании древесина может служить постоянным источником сырья для деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. Дальнейшее развитие отрасли будет идти по пути повышения уровня комплексного использования древесного сырья, особенно древесины мягколиственных пород и отходов. Для этого нужно увеличение мощностей по глубокой химической и химико-механической переработке древесины по безотходной технологии. В лесопильном и фанерном производствах необходимо привлечение инвестиций для создания новых мощностей по глубокой переработке древесины, модернизации и реконструкции действующих. Особое внимание уделяется переходу основных лесозаготовителей на длительную аренду участков лесного фонда, строительству лесовозных дорог круглогодичного пользования. Лесозаготовительные предприятия передают находящиеся на их балансе объекты социально-культурного назначения в муниципальную и республиканскую собственность.

- Какова государственная политика в области поддержки предприятий аграрного сектора экономики?

- Политика государственной поддержки крупно-товарного аграрного производства в республике направлена на достижение главных целей: создание условий для устойчивого сельскохозяйственного производства, обеспечение населения качественными продуктами питания. Поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществляется как путем выделения средств из бюджета республики, так и с привлечением средств коммерческих банков. Объем ежегодного финансирования агропромышленного комплекса из бюджета республики, включая капитальные вложения и развитие сети автомобильных дорог в сельской местности, составляет более 5 млрд. рублей. Используется механизм субсидирования из федерального бюджета 2/3 процентных ставок и республиканского бюджета - 1/3 процентной ставки по кредитам. Это также позволяет ежегодно привлекать в агропромышленный комплекс республики более 6 млрд. рублей кредитных ресурсов коммерческих банков. Сложившая система поддержки предприятий агропромышленного комплекса с применением разумного государственного протекционизма способствует успешной адаптации аграрного сектора к условиям рынка. По производству продукции сельского хозяйства республика занимает 3-е место в Российской Федерации, по поголовью крупного рогатого скота, производству молока и меда - 1-е место, по производству картофеля, мяса скота и птицы - 2-е, по поголовью свиней, производству яиц - 4-е место. Валовой сбор зерновых и масличных культур в этом году составил 3,5 млн. тонн. Произведено скота и птицы на убой (в живом весе) 224 тыс. тонн, молока - 1689,5 тыс. тонн, яиц - 1019,9 млн. штук. К 1 октября 2005 года численность крупного рогатого скота в хозяйствах всех сельхозпроизводителей составила 1787,1 тыс.голов, в том числе коров - 674,5 тыс., поголовье свиней - 560,7 тыс.голов, овец и коз - 860 тыс., птицы - 16,6 млн.голов. На прошедшей Российской агропромышленной выставке "Золотая осень" Башкортостан стал обладателем Большого Кубка этой выставки. Всего завоевано 153 медали, из них 62 - золотые. Следует отметить, что нам удалось не только выйти на дореформенный объем сельскохозяйственного производства, но и превзойти его, в то время как в среднем по России за эти годы выпуск продукции сельского хозяйства снижен почти на треть.

- Какова стратегия господдержки предпринимательства в Республики Башкортостан?

- Еще в 1996 году у нас принят закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Башкортостан". Главным ориентиром в области государственной поддержки бизнеса выступает совершенствование экономических, правовых и организационных условий. Ежегодно принимаются программы государственной поддержки малого предпринимательства. Они учитываются в республиканских законах о бюджете Республики Башкортостан. В 2004 году на поддержку малого бизнеса было выделено 12,5 млн. рублей, в 2005 году - 20 млн. рублей. В 2006 году планируем направить 22 млн. рублей. Государственная поддержка малого предпринимательства дает свои плоды. В республике действуют около 135 тысяч субъектов малого предпринимательства. В сфере малого бизнеса занят каждый седьмой из экономически активного населения. Налоговые поступления от малого бизнеса формируют около 12% всех доходов бюджета республики. В качестве ключевых направлений государственной поддержки малого предпринимательства нами выделены: разработка и внедрение прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства, активизация деятельности финансовых институтов по кредитованию малого бизнеса; развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; информационное обеспечение малого предпринимательства; преодоление административных барьеров на пути его развития; содействие развитию субъектов малого предпринимательства в приоритетных сферах экономической деятельности; совершенствование нормативной правовой базы; создание условий для использования субъектами малого предпринимательства незагруженных мощностей и свободных производственных площадей государственной и муниципальной собственности; содействие кадровому обеспечению малого предпринимательства. В настоящее время ведется разработка Концепции развития малого предпринимательства в республике на 2006-2010 годы. В ней будет конкретизирована стратегия государственной поддержки малого бизнеса на среднесрочную перспективу.

- Расскажите о наиболее успешных социальных программах, которые реализуются в Башкортостане?

- Главные задачи социальной политики в Башкортостане - повышение уровня и качества жизни населения на основе роста доходов, обеспечение занятости, социальной защищенности, усиление охраны здоровья, создание полноценной и безопасной социальной среды, устойчивого развития образовательного, культурного и духовного потенциала республики. За последние 15 лет в республике введены общеобразовательные учреждения - на 162,6 тыс. ученических мест, дошкольные - на 32,7 тыс. мест, больницы - на 6,6 тыс. коек, амбулаторно-поликлинические учреждения - на 17,8 тыс. посещений, дома-интернаты для престарелых и инвалидов - на 1,9 тыс. мест, санатории - на 2,1 тыс. коек, учреждения культуры клубного типа - на 61,4 тыс. мест, концертные и киноконцертные залы - на 2,8 тыс. мест. Близится к завершению газификация городов и сел. Активно идут строительство дорог, мостов и водохранилищ, телефонизация населенных пунктов, развитие транспорта и средств телекоммуникаций. По масштабам жилищного строительства Башкортостан занимает самые передовые позиции в стране. Ежегодно у нас строится свыше 1,5 млн. кв.метров жилья. Это в расчете на душу населения более чем на треть превышает среднероссийский уровень. За 10 месяцев текущего года введено в действие 1 млн. 135 тыс. кв.м. жилой площади, а до конца года предусматривается достичь до 1,6 млн.кв.метров. Стабильный экономический рост - основа повышения уровня и качества жизни наших людей. За девять месяцев текущего года реальные денежные доходы населения по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличились на 11,2%, а заработная плата - на 7,9%. Оборот розничной торговли вырос на 16,1% и превысил 118 млрд. рублей. А то, что люди стали больше покупать, на деле показывает повышение уровня их жизни. В структуре консолидированного бюджета республики постоянно увеличивается доля расходов на социальную сферу. Если в 1993 году социальные расходы бюджета составляли немногим более одной трети, то в настоящее время на эти цели направляется более половины всех расходов. В том числе - на социальные программы. На протяжении 14 лет мы ежегодно реализуем собственную Программу социальной поддержки населения. Она включает целый комплекс мер по социальной защите граждан, по объективным причинам не способных самостоятельно обеспечить себе приемлемый уровень жизни. Адресная социальная помощь оказывается малоимущим гражданам, неработающим пенсионерам, инвалидам, детям из многодетных и неполных семей, малообеспеченным студентам. Только за последние пять лет на выполнение этих мероприятий направлено около 29 млрд. рублей. При этом отмечу, что поддержка оказывалась сверх федеральных нормативов дополнительно ещё 200 тысяч человек. Для решения жилищной проблемы молодых семей, улучшения демографической ситуации, укрепления института семьи финансируется целевая программа государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. На совершенствование условий становления и развития личности нацелена Президентская Программа "Молодежь Башкортостана". Она включает в себя мероприятия, направленные на патриотическое и духовно-нравственное воспитание, формирование здорового образа молодежи, решение жилищных вопросов, обеспечение трудоустройства и занятости молодежи. Успешно реализуется Президентская программа "Дети Республики Башкортостан". Основными ее задачами являются: развитие и реализация потенциальных способностей одаренных детей; дальнейшее формирование и укрепление правовых, экономических и организационных условий для гражданского становления и социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обеспечение дальнейшего развития системы организации массового детского, подросткового и семейного отдыха. На усиление социальной поддержки, повышение уровня и улучшения качества жизни детей-инвалидов, совершенствование деятельности служб реабилитации инвалидов направлена целевая программа "Дети-инвалиды". Одна из важнейших функций государства - защита личности, общества и государства от противоправных посягательств, обеспечение правопорядка. Для этого в республике действует Программа борьбы с преступностью и Программа по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту. Немаловажное значение в решении социальных вопросов также имеют отдельные программы, направленные на развитие системы здравоохранения, сферы образования, культуры, спорта и туризма, совершенствование санаторно-курортной системы.

- Назовите наиболее значимые и яркие общественно-политические и социально-экономические события уходящего года?

- Большую роль в духовной жизни, патриотическом и нравственном воспитании новых поколений сыграло всенародное празднование 60-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В 2005 году республика отметила 15-ю годовщину современного Башкортостана, 85-летие образования молодежных общественных объединений. Кроме того, 2005 год стал определяющим в развитии системы местного самоуправления. Проведена большая работа по ее реформированию, созданию структур современного гражданского общества. В районах и городах проведены местные референдумы и выборы в представительные органы местного самоуправления. В Правительстве страны Башкортостан официально назван в числе первых десяти наиболее подготовленных к вступлению в муниципальную реформу субъектов федерации. Совместно с федеральными органами государственной власти идет подготовка к знаменательному историческому событию - 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав России. Именно тогда было положено начало становлению Российского государства как великой многонациональной евразийской державы. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 2004 года No 1580 этим юбилейным мероприятиям дан федеральный статус. Правительством Российской Федерации утвержден План основных мероприятий по подготовке и проведению этого праздника. В 2005-2007 годах в республике предусматривается выполнить значительный объем работ по строительству и реконструкции важнейших объектов социального и экономического назначения, провести культурно-массовые и спортивные мероприятия. Празднование этого знаменательного для всей России события состоится в 2007 году. Мы уверены, что оно будет ознаменовано новыми достижениями Башкортостана в социально-экономическом и духовно-культурном развитии.

И здесь я хочу еще раз подчеркнуть огромное значение инициатив Президента В.В. Путина о национальных приоритетах. Они встречены у нас с большим одобрением. Социальная ориентация бюджета, реализация национальных проектов по развитию образования и здравоохранения, поддержки села и решения жилищной проблемы полностью соответствует политике, проводимой в республике. Столь важные коррективы в социально-экономической стратегии страны помогут нам в дальнейшем ускорении развития социальной сферы Башкортостана, в повышении уровня и качества жизни людей.


Пресс-служба Президента
Республики Башкортостан


www.bashkortostan.ru/index.cfm?id=4926
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован