Дать бой зарвавшимся российским чиновникам готовится Общественная палата. По каким направлениям пойдет наступление, "Трибуне" рассказала председатель комиссии ОП РФ по вопросам развития гражданского общества и участия общественности в реализации национальных проектов Мария Слободская
Мария АХРОМОВА
- Вы в Общественной палате больше двух месяцев, поделитесь своими впечатлениями. Верно ли, Мария Александровна, что члены ОП уже ощущают недостаток
финансирования, который может свести на нет многие благие начинания?
- Хотя "общественная" нагрузка отнимает очень много времени, работа в палате пока оправдывает мои ожидания. В первую очередь, это связано с открывшимися возможностями влиять на законодательный процесс, на решения различных органов власти, продвигать новые идеи и проекты. Насколько полно и эффективно удастся использовать эти возможности, зависит уже от самих членов палаты - их настойчивости, последовательности, умения строить диалог, формировать команду, т.е. работать профессионально.
Говорить, хватает или нет палате денег, пока рано. Сейчас каждая комиссия составляет собственный план - какие мероприятия и какого масштаба она планирует проводить, насколько часто для их осуществления надо выезжать в регионах и приглашать людей из них в Москву, что издавать, что исследовать и т.д. На эти цели деньги в бюджете ОП предусмотрены, надо только ими разумно распорядиться. Замечу, однако, что имеющиеся средства на порядки меньше тех ресурсов, которые безвозмездно вносятся в деятельность палаты ее членами. Я имею ввиду их личные возможности и возможности организаций, которые они представляют - интеллектуальные, организационные и другие.
- У вас нет ощущения, что на "общественников" сегодня ждут слишком многого - того, на что у них может не хватить ни полномочий, ни сил?
- Есть. Тысячи людей, - и об этом свидетельствует поток писем в палату - не нашедших понимания в органах власти, смотрят на нас как на последнюю "соломинку". К сожалению, разбираться с каждым отдельно у членов ОП просто не хватит времени. Да и создавалась она совсем не для этого. Мне представляется, что "общественники" должны сосредоточиться на решении социально-значимых, я бы сказала стратегических, проблем. Если сможем внести свой вклад в улучшение системы образования, здравоохранения, ЖКХ, жилищной политики, в работу судов, правоохранительных органов и т.д., каждый человек почувствует это на себе.
Сейчас, например, наша комиссия проводит экспертизу законопроекта "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", внесенного президентом в Госдуму и включенного в парламентский план работы на весеннюю сессию. Мы надеемся дополнить его текст рядом существенных поправок, важных для огромного числа россиян.
- Полагаете, чиновники прислушаются к вашим рекомендациям, которые заметно осложнят их жизнь?
- Но ведь когда ОП РФ и другие общественные структуры выступили с поправками к нашумевшему закону о неправительственных организациях, шестьдесят процентов наших предложений было принято! Закон об обращениях граждан станет следующим "экзаменом на зрелость", который палата будет "сдавать" в ближайшее время. Заодно проверим степень своего реального влияния на бюрократию.
- Как палата решает задачу контроля за реализацией приоритетных национальных проектов, о чем ее лично попросил президент России?
- Некоторые понимают слово "контроль" как надзор за расходованием бюджетных средств на нацпроекты. На мой взгляд, это как раз функция Счетной палаты и других проверяющих органов. А задача общественности - оптимизировать механизмы реализации приоритетных проектов, найти недочеты, которые делают их менее эффективными, чем они могли бы быть, и предложить или, вернее, добиться, устранения недостатков.
Мы уже столкнулись с тем, что, не взирая на все усилия масс-медиа, в стране не так уж много тех, кто точно знают, что такое национальные проекты. "Брэнд" вроде бы у всех на слуху, но что за ним кроется, понимает далеко не каждый. Поэтому, одна из наших целей - популяризация, если можно так сказать, нацпроектов. Чем больше людей разберутся в сути нововведений, тем больше на местах появится "народных контролеров". Они могли бы объединятся в экспертные сообщества и оказывать активное содействие ОП РФ в корректировке путей реализации проектов, которые, на мой взгляд, способны заметно улучшить ситуацию не только в отдельных проблемных областях, но и в стране в целом.
- Вы думаете, в регионах проявят заинтересованность во взаимодействии с ОП РФ?
- Уже сейчас к нам стекается различная информация из субъектов федерации. От учителей, например, мы узнали, что два типа школ - вечерние и коррекционные, вообще "выпали" из национального проекта "Образование". Они же высказали свои соображения о том, как распределять между лучшими из них предусмотренные программой премии. Премию в сто тысяч рублей - сумму для большинства регионов огромную, по их мнению, ничуть не умаляя значимости поощрения, вполне можно поделить на четыре части.
Еще их беспокоит то, что для получения в гранта, школы должны представить программы развития, качественную разработку которых сумеют профинансировать только платные учебные заведения. Конкурировать с ними в этом вопросе обычные школы очевидно не в состоянии. Значит, есть риск увеличить пропасть между итак хорошо живущими образовательными учреждениями и всеми остальными, где учится основная масса детей и подростков. Мне представляется, что выявить подобные моменты, обобщить предложения и внести коррективы в планы рационализации нацпроектов - и есть главная форма общественного контроля за ними.
- И все же совсем устранится от надзора за расходованием средств на нацпроекты палате, очевидно, не удастся: лишь опираясь на итоги аудита, можно будет составить полное представление о степени эффективности программ...
- Мы обязательно будем сотрудничать в этом направлении с разными контролирующими органами, в первую очередь, со Счетной палатой. Уже появились вопросы, связанные с перечнем регионов, где, согласно нацпроекту "Здравоохранение", планируется возводить новые медицинские центры? Есть сомнения, что здесь не обошлось без скрытого лоббирования и ведомству Сергея Степашина стоило бы обратить на это внимание.
- Результаты проверок, которые вы получите из Счетной палаты, будут доводиться до сведения населения?
- Вопрос не в том, чтоб каждый человек в стране знал нарушителей по именам. Главное - чтобы в результате предпринятых действий увеличилась прозрачность механизма приема решений и повысилась эффективность их исполнения. Тогда люди обязательно ощутят позитивные перемены в своей жизни.
http://www.oprf.ru/