27 марта 2009
6489

Парамонов В., Строков А. Основные рекомендации по решению проблем на пути сотрудничества стран Центральной Азии в транспортно-коммуникационной сфере.

Институт стратегического анализа и прогноза КРСУ. 26.03.2009.

Несмотря на сохраняющийся комплекс сложнейших проблем на пути развития сотрудничества в Центральной Азии (ЦА) и вокруг нее в транспортно-коммуникационной сфере и, более того, очевидную пессимистичность связанных с этим основных сценариев, потенциал данного сотрудничества все же значителен как в рамках ЕврАзЭС, так и в рамках ШОС. Залогом этого является то, что именно у России, Китая и стран ЦА объективно есть общий долгосрочный интерес - совместное экономическое освоение и развитие огромного внутриконтинентального пространства Евразии.

Однако, только при наличии политической воли указанных стран и их основных партнеров осознать главенство данного ключевого приоритета над всеми остальными, возможно обеспечение прорыва в комплексном экономическом развитии внутренних пространств Евразии, включающих ЦА, западный Китай и ряда внутренних регионов России.

Поэтому очевидно, что только на основе понимания этого можно будет говорить об альтернативе негативным сценариям (в рамках которых сегодня идет взаимодействие в транспортно-коммуникационной и иных сферах) - налаживании механизмов комплексного и взаимовыгодного многостороннего сотрудничества в системе "Россия - Китай - Центральная Азия", а на институциональном уровне - внутри и между ЕврАзЭС и ШОС.

Во-первых, необходима существенная активизация и принципиальное усиление координации деятельности внутри и между ЕврАзЭС и ШОС. У ЕврАзЭС и ШОС есть шансы, чтобы превратиться в эффективные экономические блоки. Однако, для этого на начальном этапе крайне важно существенно снизить появившуюся в результате распада СССР фрагментацию экономического пространства "Россия - Центральная Азия" и преодолеть сырьевую ориентацию экономик стран региона и России. Очевидно, что основная нагрузка по решению данной задачи должна лечь на ЕврАзЭС. При этом на данном этапе роль ШОС должна сводится к обеспечению политической поддержки Китаем интеграционных процессов внутри ЕврАзЭС. Как представляется, это будет иметь принципиально важное значение, учитывая то, что евро-атлантическое сообщество скорее всего негативно воспримет процесс экономической ре-интеграции на постсоветском пространстве.

Во-вторых, для того чтобы ЕврАзЭС и ШОС не были бы дублирующими проектами, на начальном этапе целесообразно форсирование полномасштабной экономической интеграции в рамках ЕврАзЭС, а на последующем этапе - интеграции в рамках ШОС. В итоге это и должно обеспечить последовательность и синхронность усилий в рамках ЕврАзЭС и ШОС в достижении системного прорыва в комплексном экономическом развитии внутренних пространств Евразии. При этом Китай может сыграть решающую роль в налаживании и развитии многостороннего сотрудничества в инновационной сфере в рамках ШОС: координации совместных усилий стран-членов в плане производства интеллектуальной продукции (перспективные идеи, научные открытия, перспективные технологические разработки, и т.п.) в различных сферах деятельности.

В-третьих, залогом обеспечения плодотворного многостороннего сотрудничества на всех этапах экономической интеграции в рамках ЕврАзЭС и ШОС может стать консолидация интеллектуального капитала стран-членов ЕврАзЭС и ШОС, интенсификация обмена ценной информацией научного, технологического, экономического и аналитического характера. В этой связи заслуживает внимания идея создания совместными усилиями стран-членов ЕврАзЭС и ШОС международных технологических зон (наукоградов), а также целой сети совместных аналитических фондов и центров.

Кроме того, среди более конкретных рекомендаций представляется особо выделить следующие:

o преодоление сырьевой ориентации экономик стран Центральной Азии и России путем интеграции в рамках ЕврАзЭС;

o преодоление экономико-географической изоляции Центральной Азии и смежных пространств путем интеграции в рамках ЕврАзЭС и ШОС.



Как представляется, именно сегодня - в условиях набирающего обороты мирового финансово-экономического кризиса данные идеи как никогда ранее актуальны и реализуемы на практике.



Более подробно, http://www.easttime.ru/reganalitic/1/191.html



* * *

Теоретически осуществление поэтапной экономической, в том числе и транспортно-коммуникационной интеграции в рамках ЕврАзЭС и ШОС в долгосрочной перспективе могло бы привести к формированию мощного экономического блока, включающего Россию, Китай и страны Центральной Азии. Со временем к данному блоку могли бы присоединиться ряд других постсоветских государств и стран Евразии.



Однако на практике данный сценарий выглядит крайне маловероятным. Основные причины этого показаны в предыдущей статье "Основные проблемы на пути развития сотрудничества стран Центральной Азии в транспортно-коммуникационной сфере". Поэтому пока все же наиболее реальным с точки зрения сегодняшнего дня представляется сценарий консервации межгосударственного взаимодействия в рамках ЕврАзЭС и ШОС на нынешнем (никаком) уровне.



В результате каждая страна будет "вынуждена" сконцентрироваться на решении собственных "первоочередных задач" и различного рода внутренних проблемных моментах. В условиях преобладания краткосрочных и узко-национальных соображений, обострения мирового финансово-экономического кризиса это будет означить только еще больший рост желания тянуть "одеяло на себя", где ни о каком "светлом будущем" народов постсоветских стран говорить просто не придется. У стран, которые не готовы сотрудничать друг с другом, не способны поставить во главу угла долгосрочные и общие цели, этого "светлого будущего" не может быть по определению.



Статья подготовлена на основании доработанного доклада авторов "Состояние, проблемы и перспективы сотрудничества стран Центральной Азии в сфере транспорта и транспортных коммуникаций: взгляд из Узбекистана". Доклад выполнен в рамках проектов Фонда стратегических исследований Центрально-Азиатского региона "Азия.Стратегия" (Россия).
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован