На состоявшейся на прошлой неделе встрече с ведущими промышленниками страны Президент России большое внимание уделил вопросу финансовых злоупотреблений и коррупции. На Экспертном совете также рассматривались эти проблемы. Был поддержан проект создания системы государственного финансового контроля, предложенный Счетной палатой. Но существует еще и правительственный вариант. Чем он не устроил экспертов? С этим вопросом корреспондент `Парламентской газеты` обратился к доктору юридических наук Павлу Баранову.
- Есть принципиальные расхождения между двумя этими проектами. И главное в том, что правительство делает акцент на усилении внутреннего контроля, возложенного на контрольно-ревизионные органы Министерства финансов. Счетная палата же выступает за контроль внешний, независимый. У нас до сих пор каждое ведомство само себя проверяет. Но ведь хорошо известно: только в чужом глазу можно соринку увидеть. В своем подчас и бревна не разглядишь.
- Однако предложенная Сергеем Степашиным схема предполагает выстраивание новой вертикали власти - контрольно-счетной?
- Это журналисты такой термин придумали и даже назвали ее четвертой властью, отодвинув себя чуть в сторону. Но предлагаемая система государственного финансового контроля вовсе не ветвь власти. Никаких распорядительных или законодательных функций новая структура иметь не будет. Ее дело - контроль. Всех и везде. В том числе и финансовой деятельности первых лиц государства.
- Тем не менее предлагается расширить полномочия Счетной палаты, создать многоуровневую организационно-функциональную структуру. Вплоть до муниципальных контрольно-счетных органов.
- Да. Муниципальные бюджеты также должны быть под государственным контролем. Сегодня огромные суммы из них тратятся бесконтрольно. Местных чиновников это устраивает. А вас, как рядового гражданина, позвольте полюбопытствовать? Разве вам безразлично, что в жилищно-коммунальное хозяйство, к примеру, вкладываются бешеные деньги, а качество коммунальных услуг не улучшается? Надо бы, наконец, разобраться: все ли деньги доходят до адресата? На что они тратятся? У членов Экспертного совета, как и у аудиторов Счетной палаты, есть большие сомнения в целевом использовании средств.
Правительство России не хочет считать муниципальные деньги и предлагает вместо эффективно работающей системы госконтроля оставить все как есть. Ее концепция усиления финансового контроля бюджетных операций не несет, по сути, ничего нового. Выстраивается отжившая свое архаичная система. Как раз та, от которой сегодня многие беды в нашем государстве.
- Но если правительство против какого-то законопроекта, вряд ли он пройдет через Госдуму?
- Думаю, что и правительство нынешнее положение дел с контролем за расходованием бюджетных средств не устраивает. Ведь пропадают сотни миллионов рублей. И никто не несет ответственности. Уголовные дела возбуждаются и закрываются. В лучшем случае - тянутся бесконечно долго с перспективой быть сданными в архив.
К тому же на встрече с промышленниками Владимир Владимирович Путин вновь, как и два года назад на Всероссийском совещании руководителей налоговых органов и налоговой полиции, подчеркнул необходимость создания эффективной системы государственного финансового контроля. Контуры такой системы обрисованы. Необходимо создавать соответствующую нормативно-правовую базу. Сегодня десятки органов, ведомств и служб следят за использованием бюджетных рублей. Более 260 законов, указов и постановлений регулируют их контрольную деятельность. Сам черт ногу сломает, пока разберется, кто за что отвечает.
Конечно, если вариант Счетной палаты не устроит правительство и Президента - надо вырабатывать новый. Но дело в том, что подобная система контроля уже создана и апробирована Фондом социального страхования России. Результаты превзошли самые смелые ожидания. В том числе и поэтому наш Экспертный совет поддержал Сергея Степашина. Надеемся, что и депутаты Государственной Думы найдут время основательно вникнуть в проблему и решить ее с максимальной пользой для России.
`Парламентская газета` 01.03.2003
http://nvolgatrade.ru/