17 января 2005
3805

Павел Чухрай: Спор с Голливудом

Фильм "Водитель для Веры" - редкий случай, когда профессионалы и зрители солидарны: картина собрала немало призов на фестивалях. При показе по ТВ ее посмотрела четверть телезрителей страны! Наш корреспондент взял интервью у ее создателя - сценариста и режиссера Павла Чухрая.

- Вы влюбились в кино с детства или позже?

- Как только начал себя осознавать. Это моя очень ранняя любовь. Отец после ВГИКа попал на Киностудию имени Довженко, где мы жили в общежитии прямо на ее территории, и мое детство прошло в этом мире. Я бродил по павильонам, заходил в проекционные залы смотреть материал, в лаборатории, где делали копии фильмов. Это был очень интересный мир. Донской снимал "Мать" с Баталовым, который был еще студентом, Параджанов - "Андриеш", Алов и Наумов - "Тревожную молодость"... Я в тех декорациях играл. И безумно завидовал детям, которых приглашали на роли. Я чувствовал себя хозяином студии: меня все знали, везде пускали, а в кино брали других. Помню, снимался "Матрос Чижик", и в этой картине был занят очень славный, красивый мальчик. Мне очень хотелось оказаться на его месте.

- Почему же вас не брали? Или, как говорил классик: лицом к лицу лица не увидать?

- Я был нефотогеничный, да и отец был против. Несколько раз меня звали на какие-то эпизодики, на озвучание, но он старался этого не допускать и правильно делал. Впрочем, однажды я все-таки попал. В картину "Земля", но не Довженко, а позднюю. Про Западную Украину. У родителей был приятель Генрих Габай (зрители знают его по фильму "Зеленый фургон"). И вот как-то он пришел ночью и сказал отцу: "Гриша, выручай! У нас мальчик заболел, срочно нужна замена". Меня разбудили и отправили на ночные съемки. Надели на меня национальный костюм, шляпу соломенную, и я был безумно горд. Снимался эпизод свадьбы, где я должен был есть курицу. Когда 12 дублей подряд я ел курицу, которую уже видеть не мог, то понял, что актерская профессия - не только развлечение.

- Григорий Чухрай не хотел, чтобы его сын снимался в кино. А Павел Чухрай почему-то не снимает фильмы по сценариям своей жены - известного кинодраматурга Марии Зверевой. Это у вас что, наследственное?

- Не знаю. Мы с Машей в начале нашей семейной жизни вместе работали, но у нас все кончалось ссорами. Схватки на творческом поприще начинались чудовищные, и в какой-то момент мы решили, что дело того не стоит. Тем не менее и я, и она показываем друг другу свои сценарии, обсуждаем их, подбрасываем какие-то идеи. Нам просто не нужно мериться славой.

Без угля паровоз не едет

- Вот я подсчитала количество ваших фильмов и удивилась, что за 30 лет вы сняли всего 11 картин...

Русское кино займет в России подобающее место. Хотя по поводу технологий у меня пессимистические прогнозы.

- Но кроме того, я писал сценарии, которые ставились, сделал несколько документальных лент. Хотя действительно я долго колеблюсь, пока остановлюсь на какой-то теме. У меня есть круг интересующих меня сюжетов, тем. Они отлеживаются, во что-то вырастают. Если устаревают, я от них отказываюсь. Например, перед "Вором" была такая ситуация. Я позвонил Ираклию Квирикадзе и предложил вместе написать сценарий. Сказал, что у меня есть две истории: одна про вора, другая, "Комедиант", - про конферансье 60-х годов, но я не знаю, за какую взяться. Он говорит: "Безусловно, за "Комедианта". Только подожди месячишко, пока я освобожусь, и тогда мы с тобой сядем и напишем". Я повесил трубку, и тут у меня что-то сработало наоборот, я начал писать сценарий "Вора" и довольно быстро сделал его сам. Сейчас у меня тоже есть 5-6 сюжетов, но я никак не могу решить, за какой приняться. Думаю: на этот будет трудно собрать деньги, я только потрачу время, этот немножко не ко времени и т. д. И даже когда сценарий готов, для меня очень большая проблема найти под него деньги. Проходит год, иногда полтора, прежде чем собирается хоть какая-то сумма на реализацию замысла.

- Но ведь такому маститому кинематографисту наш минкульт, наверное, должен давать деньги сразу?

- В картине "Водитель для Веры" минкультуры участвовало. Но это было частичное финансирование, и выделяемой суммы было недостаточно. Таких, как я, у министерства много. И более маститых, и более уважаемых, и молодых - да самых разных.

- А почему вы не проторили туда дорожку - в правительство или еще куда-то, где дают деньги на кино?

- Я это не умею и не считаю для себя правильным. Не иду - и все.

Не стыжусь ностальгии

- В "Воре" время действия - 1950-е годы, в "Водителе для Веры" - 1960-е. Вы принципиально обращаетесь к нашему прошлому?

- Просто я обращаюсь к опыту своей жизни. "Вор" - это мое раннее детство, воспоминания, которые мне хотелось материализовать на экране. Дело не в сюжете, а скорее в атмосфере той поры. То же самое 1960-е годы - они врезались в память очень живо, и мне хотелось рассказать о моем юношеском восприятии мира. Рассказать драматическую любовную историю на фоне яркой солнечной атмосферы Крыма, радостной, красивой, цветной. Что я и постарался сделать в "Водителе для Веры". Крым здесь - один из героев фильма. Мне было важно сделать все на контрасте. Поэтому фильм жизнерадостен по "картинке", а человеческие отношения замешиваются довольно круто и драматично.

- В среде кинокритиков говорили: папа снял "Балладу о солдате", а сын - балладу о воре.

- Я снял балладу о своем ровеснике - о мальчишке. Именно он - главный герой картины, а вовсе не Толян в исполнении Машкова. И если кто-то этого не понимает, значит, у меня что-то не получилось. Конечно, этот персонаж - вора - я тоже люблю. Я старался его понять, простить ему какие-то вещи, потому что убежден, что многие из тех, кого видим нынче по ТВ, гораздо хуже Толяна. Я смотрю сегодняшнее ТВ, где редкое ток-шоу обходится, к примеру, без такого политика, как Жириновский, и думаю: ей-богу, мой вор лучше.

- А вы всех своих героев любите?

- Да, всегда. Без этого я не могу работать.

- Скажите, а вы как-то ориентируетесь на творчество вашего отца?

- Никогда. Это бессмысленно. Иначе я бы не смог работать. Знаете, если ты не ушел из-под влияния сильной личности, у тебя ничего не получится. Вы помните хотя бы одного из учеников Леонардо да Винчи или Микеланджело? У них был миллион эпигонов, но эти люди не остались в истории. Потому что, оглядываясь на авторитеты, обязательно в какой-то момент нужно от них отрываться, иначе ты ничего не сделаешь сам.

Стратегия зрелища

- Хотя "Водитель для Веры" вышел в прокат летом, у него отличные сборы. Вы не возражали против выпуска в "мертвый сезон"?

- Узнав, что картина выходит в июле, я огорчился: летом мало кто ходит в кино. Но продвижением нашего фильма занимался Сергей Сельянов, а он знает, что делает. И результаты проката лишний раз подтвердили это.

- Сельянов постоянно расширяет поле своей деятельности. Был режиссером, потом стал продюсером, теперь еще и прокатчиком. Вы не хотите последовать его примеру?

- Прокатчиком я вряд ли стану. Но, может быть, какую-то из будущих картин смогу продюсировать. Частично, не целиком. Потому что многие вещи я никогда не освою, они мне чужды и непонятны. Тем не менее человек, которого я очень люблю, - Владимир Машков - был на своей картине "Папа" сопродюсером. Это успешный опыт, и я постараюсь его повторить.

- Вам предлагали снять фильм "Красная Америка" с Машковым. Какова судьба этого проекта?

- В свое время продюсер Хофман из США предложил сделать фильм про русских в Америке. Была даже сценарная заготовка. Но она вся состояла из штампов. "Водитель для Веры" тогда застопорился, его судьба была непонятна, и я сказал Хофману: давай я выправлю сценарий, а дальше будем думать. Написали сценарий, договорились с Милой Йовович и Машковым, что они будут в главных ролях, и начали искать натуру. Потом, как часто бывает, дело затянулось, я понял, что не смогу нормально закончить "Водителя...". И ушел с этого проекта. По-моему, он так и завис.

- Но фильм "Дети из бездны" для международного проекта Стивена Спилберга вы сделали.

- Этот проект включал в себя 4 фильма, снятых в разных странах на одну тему - холокост. В Польше снимал Анджей Вайда. Для меня это было очень лестное предложение, от которого я не мог отказаться. Тема, конечно, тяжелая, но я должен был сделать такой фильм - это мой гражданский долг. Почему Спилберг решил остановиться на моей кандидатуре, не знаю, никогда у него не спрашивал. Мы с ним не были знакомы до его предложения. Думаю, из-за картины "Вор". Она показывалась в Американской киноакадемии, когда выдвигалась на "Оскара". Затем был успешный прокат в США, хотя иностранные ленты там очень трудно прокатываются. А наш фильм год держался в кинотеатрах и в видеопрокате.

- А где можно было посмотреть "Детей из бездны"?

- В России они дважды шли по Первому телеканалу. Ее катают по всему миру: в Европе, в Латинской Америке, в Австралии. Это широкая кампания, и она идет до сих пор.

- А продолжения вашего сотрудничества не последовало?

- У нас был разговор, что если у меня появится тема, способная его заинтересовать в смысле копродукции, я к нему обращусь. Но пока такой ситуации не было.

- Как вы считаете, а с нашим национальным кино уже все в порядке? Каков ваш прогноз?

- Национальное кино вернулось на экраны многих европейских стран, это произойдет и у нас. Это процесс объективный. Когда упал "железный занавес", мы оказались не готовы к конкуренции с Голливудом. Но я уверен, что русское кино займет в России подобающее место. Хотя по поводу технологий у меня пессимистические прогнозы. Сможем ли мы хотя бы приблизиться к уровню таких блокбастеров, как "Властелин Колец", не представляю. Я очень рад, что Хотиненко сделал "72 метра" о подводной лодке. Это, конечно, еще не голливудский уровень, но в фильме есть много такого, что куда дороже: профессионально рассказана щемящая история, заняты замечательные актеры...

- Но ведь "Мосфильм" считается чуть ли не уникальной студией. Там закуплено новое современное оборудование. Почему же мы не можем достичь голливудской зрелищности?

- Оборудование есть. Но дело еще и в людях. Люди не привыкли работать серьезно и не привыкли работать вообще. И я не знаю, будет ли этот стиль когда-нибудь вытравлен. Я с этим столкнулся на "Водителе": оказалось, что хорошая аппаратура есть, а хороших рук нет. Новые кадры выращиваются не в один день, понимаете?

- У вас есть надежда на молодое поколение?

- Конечно. Молодежь теперь энергичная, предприимчивая. Что-то она потеряла, но что-то и приобрела по сравнению с нами. Дай бог, чтобы наших молодых коллег не ломало деньгами, чтобы они снимали то, что считают нужным. Тогда все будет хорошо.


http://www.rg.ru/2005/01/17/chuhrai.html

Тамара Мартынова

"Российская газета" - Центральный выпуск N3674 от 17 января 2005 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован