29 октября 1997
5153

Павел Чухрай: `Я снимал картину о своем поколении`

В кинотеатре "Аврора" состоялась премьера одной из самых известных российских лент нынешнего киносезона - фильма Павла Чухрая "Вор". На встречу со зрителями прибыла съемочная группа во главе с режиссером и исполнителями главных ролей Владимиром Машковым и Екатериной Редниковой. Картина впервые после долгого перерыва достойно представляла нашу страну в официальной программе престижного 54-го Международного кинофестиваля в Венеции. Здесь она была удостоена официального приза жюри - Золотой медали президента сената, получила приз международного молодежного жюри и приз ЮНИСЕФ. На кинофестивале стран СНГ и Балтии в Анапе "Вор" завоевал также три награды - приз за лучшую режиссуру (Павлу Чухраю), приз за лучшую мужскую роль (Владимиру Машкову) и приз жюри дистрибьюторов. Премьерные показы же в "Авроре" прошли при полных залах и вызвали живую реакцию публики, что искренне взволновало гостей. С этого и началось эксклюзивное интервью режиссера Павла Чухрая для "Невского времени".

- Павел Григорьевич, вы были свидетелем того, как реагируют на фильм зрители в Венеции, Москве и Петербурге. Есть ли разница?

- Удивительно, но, несмотря на различие и в уровне жизни, и в глубине переживаемых проблем, зрители везде реагировали примерно одинаково. Были и смех, и слезы, последних, правда, больше. Все-таки историю в "Воре" мы рассказали очень невеселую. Однако я рад, что фильм не оставил людей равнодушными. Значит, задел за живое, Значит, мы не зря мучились, его снимая.

- Пресса уже вовсю сравнивает ваш фильм с картиной вашего отца Григория Наумовича Чухрая "Баллада о солдате". Задумывая "Вора", вы рассчитывали на подобные параллели?

- Все это придумали журналисты, когда картина была уже готова. Думаю, что подсознательно что-то подобное происходило во время моей работы, вроде как внутренний диалог с этим поколением. Я очень люблю людей старшего поколения, поколения моего отца. Они были чистыми людьми, которые спасли страну во время войны. Но сравнивать мою картину с "Балладой о солдате" никак нельзя. Никогда себе этого не позволю. Но если логически продолжить через годы судьбу ее главного героя, то можно сказать: Алеша Скворцов погиб, защищая Родину, а его сына вырастил вор. Вот тот смысл, который можно получить от подобного сопоставления, имеющего отношение к моему поколению. Ведь я, как и мой маленький герой Санька, родился в 46-м, после войны. Мне кажется, что то святое, что было сделано старшим поколением в войну, было изуродовано и испохаблено в послевоенные годы. У меня нет однозначного отношения к тем годам, о которых я постарался рассказать в картине. В 50-е и 60-е годы было очень много хорошего. Мне не хотелось бы то время примитивно чернить. То была наша жизнь, и мы жили тогда такими, какими мы были. Мне многое нравится в моем поколении, но есть и то, с чем я не согласен и от чего в принципе мы еще можем избавиться. Огрубляя свой замысел в схему, могу сказать, что я снимал картину о своем поколении.

- Вы сразу увидели в своих героях тех, кто в конце концов сыграл эти роли?

- Сценарий я писал вдали от России и видел все немного по-другому. В том числе и моих героев. Это как с Остапом Бендером, когда у каждого свое представление оо этом персонаже. Так и я, вообразив себе и Толяна, и Катю, долго искал актеров. Но это и есть моя профессия - найти тех, кто сыграет так, как тебе нужно. Ведь профессия режиссера есть профессия разумного компромисса между реальностью и твоими мечтами, воображением. В итоге я доволен актерами, но мне пришлось себя к ним "подгонять", - Где вы нашли такого потрясающего актера, как Миша Филипчук, сыгравший Саньку?

- Пришлось выбирать его из двухсот претендентов. Были ребята и более миловидные, что ли. Но у Миши оказались потрясающие актерские данные и фантастическая ответственность для своих восьми лет. Он не играл в кино, он работал, "пахал". Хотя ему было нелегко осознать специфику кино, когда три часа ждешь, чтобы сыграть в кадре пятнадцать секунд. Он относился к делу со всей серьезностью. А еще любил рассказывать анекдоты прямо во время съемок.

- На Венецианском кинофестивале он не претендовал на приз за лучшую мужскую роль вместе с Машковым?

- Они несколько лет назад приняли решение не присуждать подобные награды детям, поэтому он остался в стороне от дележа призов. Но публика и журналисты его просто обожали. Ныне он уже снялся в дебютной картине Владимира Машкова "Сирота казанская". А сейчас снимается у Владимира Хотиненко в фильме "Мы дети твои, Москва", где играет маленького Юру Лужкова. В группе нашей Мишу любили абсолютно все. В силу возраста - слова Богу! - ему удалось сохранить детскую наивность и чистоту. Самым трудным было заставить плакать перед работающей камерой, а такая ситуация есть в одном эпизоде. Пришлось пойти на хитрость и специально подговаривать Владимира Машкова, но о том, что мы придумали, я вам не скажу.

- Зарубежные продюсеры Мише делали предложения сниматься?

- Что-то предлагали итальянцы. Только что он вернулся из Греции, где снимался в историческом фильме "Крестоносцы". Я желаю Мише удачи и еще, чтобы у него не "поехала крыша" от обрушившейся на него популярности.

- Вы явно или неявно сняли фильм, опирающийся на традиции старого советского кино, когда зрители видели на экране свою жизнь, чувствовали себя внутри того, что происходило на экране, сопереживали героям, быть может, наивно, но искренне и сильно. Однако "то кино" не жаловало такие драматические финалы, которые есть в вашем "Воре"...

- Я не считаю, что картина обладает оптимистическим финалом в том случае, если все герои остаются живы и здоровы, и пессимистична, когда все погибли. Если мне безразличны люди, которые выжили, то меня не волнует и счастливый финал. Совсем другое дело, если я как зритель успел их полюбить. Это самое главное в искусстве, в жизни. Любовь человека к человеку, сострадание. Этому и должно учить искусство. Если мы в фильме добились, что его зрители сопереживают, то какая разница, как закончится картина?

- Однако историю надо всегда завершить. Говорят, что зарубежные продюсеры попросили вас убрать современный эпизод со взрослым Саней. Это правда?

- Представители Венецианского кинофестиваля высказали нам подобные рекомендации, но мы не успели их выполнить, и, наверное, правильно сделали. Хотя я загодя снял несколько эпизодов, чтобы завершить картину тогда, когда умирает Санина мама, а Толяна, вора, увозит "воронок". Но сейчас, после первых встреч со зрителями, я почувствовал, что смысл всей истории именно в том финале, который они видят. Мне было важно показать зрителю и понять самому, почему послевоенное поколение, которое нынче влияет на судьбы страны и к которому я принадлежу, выросло именно таким, а не другим. Судя по реакции публики, что-то в нашем фильме все же получилось.

- "Вор" - ваш давний замысел?

- Я не могу сказать, что вынашивал его всю жизнь. Очень давно от кого-то я услышал историю про вора, который с женщиной и ребенком селился в коммуналках и грабил соседей. Это было легко сделать, пользуясь доверием людей к человеку в военной форме. Года три назад мне пришло в голову "раскрутить" эту историю дальше, так родился сценарий, а затем и фильм, который вы уже видели...

Теперь фильм "Вор" можно увидеть не только в Венеции и Москве, но и в Петербурге. Его демонстрация продолжается в кинотеатре "Аврора". Вы увидите историю из нашей жизни, о наших людях. Остается добавить, что "Вор" является совместной продукцией компании "НТВ-профит" и французской стороны. Но в отличие от других совместных проектов кино получилось удивительно российское. Посмотрите и почувствуйте разницу.

Сергей ИЛЬЧЕНКО На снимках: Павел Чухрай на съемочной площадке; кадр из фильма "Вор"


http://www.pressa.spb.ru/newspapers/nevrem/arts/nevrem-1601-art-25.html

Невское время No 198(1601) 29 октября 1997 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован