Есть среди нашей оппозиции очень умные люди. Мало конечно, но зато они на вес золота. Делягин относится именно к этой категории умных оппозиционеров. Потому и ценен. Биографию Михаила Геннадьевича я пересказывать не буду. Скажу только, что он работал с 1990 по 1996 аналитиком в аппарате Ельцина, с 1997 по 1999 был советником у вице-премьеров (в частности, у Немцова и Аксененко), а с 2002 по 2003 год работал советником у Касьянова. В общем, биография полная компромата. Шутка с долей правды. Но как бы то ни было, профессионал Делягин знатный. И политик интересный. А еще он пишет статьи и книги. Статьи очень хорошие, а книги...разные.
Например, книга "Россия после Путина", в которой автор рассуждает на тему "Неизбежна ли в России "оранжево-зеленая" революция?" интересна тем, что дает представление о настроениях элит в начале 2005 года сразу после монетизации льгот и после прихода Ющенко к власти в Киеве. Делягин довольно справедливо обличает многочисленные пороки современного устройства, особо упирая на коррупцию. А главное ставит закономерный вопрос о том, насколько серьезным будет трансформация системы в результате смены руководителя государства. Чрезмерно пессимистические выводы автора, конечно, несколько снижают ценность этой книги, поскольку Делягин превращается в Нострадамуса и вещает о грядущем конце света, называя точные его даты. Поскольку некоторые прогнозы Михаила Геннадьевича, высказанные им в книге уже не сбылись (волна протестов после монетизации сошла на нет уже к лету прошлого года, а нацпроекты определили новую социальную политику государства), то значение остальных прогнозов существенно девальвируется. Вместе с тем, симптомы возможного возникновения кризиса системы заслуживают всестороннего изучения хотя бы для того, чтобы элиминировать или, по крайней мере, минимизировать возможность их возникновения.
Но поговорить я сегодня хочу о другой его книге - "Возмездие на пороге. Революция в России: когда, как, зачем", выпущенной тиражом 7 тысяч экземпляров в издательстве "Новости" в конце ноября этого года. Книга была подписана в печать в конце сентября. Вы скажете - к чему все эти технические подробности? И будете не правы. Потому, что тираж в 7 тысяч - это очень хороший тираж для политической книги. И он будет распродан в течение полугода. Соответственно, в ближайшее время книгу прочитают почти все, активно интересующиеся политикой. Срок подписания книги в печать свидетельствует, что Делягин в принципе закончил работу над ней в середине сентября 2006 года. Однако, прочтя книгу, понимаешь, что это не так - основная часть книги была написана по горячим следам после монетизации и в ходе и сразу после выборов в Мосгордуму в 2005 году. Самые последние идеи Делягина датируются, если я не ошибаюсь, мартом-апрелем текущего года. И редактуру над книгой, если автор и делал, то довольно небрежную. Актуализации тем по последним изменениям совершенно не видно. То есть, книга практически не учитывает событий второй половины подходящего к концу 2006 года. Который, кстати, серьезно изменил ситуацию в стране, и по многим прогнозам Делягина наносит серьезные удары.
То есть, это самая слабая и самая неудачная книга Михаила Геннадьевича, тем не менее, представляющая серьезный интерес для политологов. Многие пророчества Делягина уже не сбылись (например мысль о том, что выборы в Госдуму будут перенесены на начало 2007 года), многое происходит совсем по другому сценарию.
Порочным оказался главный посыл автора, вокруг которого строится вся книга. Он заключается в том, что весь русский народ жаждет возмездия. Причем, жаждет возмездия настолько, что готов умереть вместе с теми, кому он отомстит. Только так и никак иначе. Отомстить и умереть. Иного варианта не дано. Делягин уверяет нас, что необходимо уничтожить Бориса Николаевича Ельцина, всю элиту того времени, всех олигархов, а также всю современную элиту, и при этом в процессе уничтожения (или возмездия) привести страну к ситуации кровавой (в большей или меньшей степени) революции, тем самым поставив ее на край пропасти и подтолкнув в спину... То есть, в логике Делягина русские готовы пойти на самоубийство ради абстрактного удовлетворения от возмездия.
Однако с такой логикой совершенно нельзя согласиться. Более того, все социологические исследования показывают, что уровень удовлетворения жизнью постоянно повышается, хотя и не так как хотелось бы. Таким образом, ядро, готовое рискнуть всем ради того, чтобы "отомстить этим зажравшимся" перманентно уменьшается, что демонстрируют, в том числе, и результаты выборов. Соответственно, отправная точка, с которой Делягин начинает свое повествование оказывается совсем в другом месте, нежели думает он сам, а значит и остальное - то, что наворачивается вокруг данного тезиса, становится ошибочным. Как если бы космический корабль для стыковки со станцией был бы запущен без учета движения станции по орбите. Также и Делягин делает отправной точкой своих рассуждений неверный вывод, а потом танцует вокруг этого вывода.
Но, как бы там ни было, книгу читать стоит. По сути, Делягин в ней выступает то ли в роли Джина Шарпа, создавая учебник для революционеров, то ли в роли литературного Столыпина, который предупреждает, что возможен кризис, выдает основных интересантов в нем, а также показывает, какими путями кризис будет развиваться. То есть, дает в руки пытливому исследователю инструмент для борьбы с революцией. Конечно, Делягин во многом не прав. В частности, его оценка "Единой России" страдает крайним непрофессионализмом и чрезмерной эмоциональностью, но это можно списать на особенности биографии Михаила Геннадьевича. Аналогично можно сказать и о его абсолютно негативистском отношении к силовикам, которые такого полного очернения явно не заслуживают. Тем более в своей массе.
Однако, нас это не будет сейчас занимать. Мы даже на мгновение согласимся с Делягиным во всем, что он говорит, потому что иначе придется очень долго объяснять, где именно у Михаила Геннадьевича провал в логике, где недостаток информированности, а где передергивание. Поэтому просто обратимся к главе 13, "Кристаллизация власти", где всего лишь на 18 страницах Делягин с небывалой откровенностью рассказывает о том, что и как будут делать современные революционеры для того, чтобы захватить власть.
Сразу же автор ошарашивает читателя. По его словам, в результате системного кризиса (эвфемизм, обозначающий либо революцию, либо распад России) к власти придет "достаточно случайная группа людей". Вы готовы доверить такой группе власть? Я нет. Президента, Госдуму и Мосгордуму я выбирал лично, и если мое мнение не всегда совпадало с мнением большинства, я знал, что большинство действительно хочет того или иного кандидата или партию. А тут мне предлагают на выбор "случайную группу людей", которая будет управлять Россией! Это, простите, хамство какое-то. Но читаем дальше. Эта группа будет "беспощадно выплевывать в бушующие воды кризиса своих старых членов". Ага, замечательно. Если в этой группе будет беспощадная резня, можно представить себе, что ожидает всю остальную страну. Уж точно, те, кто своих не щадит, не будет щадить и "не своих". Проходили, помним. Так что увольте от такой картины.
Перелистываем страницу: "ей по необходимости придется лавировать между представителями различных оппозиционных сил и других также растущих и крепнущих групп, поглощая, подчиняя или стравливая их друг с другом. Не вызывает сомнения, что по мере стабилизации и собственного укрепления она будет избавляться от потенциальных противников". Что тут говорит Делягин? Революционеры будут готовы сначала на союз даже с дьяволом. Это мы сейчас наблюдаем среди некоторых представителей КРО, которые заявляют о готовности блокироваться с "Другой Россией". А потом, когда захватят власть, начнется стравливание разных группировок с собой. Все это будет твориться на фоне грызни внутри группы и на фоне всеобщего кровопролития или политического землетрясения по всей стране. В конце же концов, предсказывает автор - победившая группа "избавится" от своих бывших союзников. Каким образом "избавится", похоже, объяснять не надо. Вот такая ждет нас политическая система при революционерах. Чудо просто!
Но все же идем по тексту дальше: "Без раздражающего и активизирующего влияния нарастающих неудобств и несчастий люди неспособны расстаться со своей леностью и апатией". О чем это он? Текущий - 2006 год был самым спокойным годом для нашей страны. Благосостояние народа растет. Желание устроить "заварушку" - минимально, и тем более, участвовать в ней. Что остается революционерам? Правильно - устроить людям несчастья и неудобства. Я же говорил, что Делягин чертовски откровенен в книге? Надо просто уметь читать ее правильно. Вам нравится то, что революционеры ради того, чтобы подвинуть социум на активность будут устраивать неудобства и несчастья? Мне лично крайне не нравится.
Листаем книгу: "исключительно важным для прорывающейся к власти политической силы является представление группам местного самоуправления функций, близких к функциям государственного управления". Гм. Вы понимаете, что только что прочитали? Михаил Геннадьевич ничтоже сумляшеся рассказывает о том, что во время захвата власти революционеры будут всячески стремиться к разрушению суверенитета и целостности российского государства. Наделение местного самоуправления функциями госуправления - это всего лишь эвфемизм. А реальность - это распад страны. Отделение от нее "неправильных" частей или же предоставление чрезмерных свобод тем, кто окажет поддержку революционерам. Вот она суровая правда - современные революционеры прекрасно понимают, что получение власти ими должно будет сопровождаться распадом страны. И не скрывают этого, иногда беззаботно махнув руками, иногда объяснив, что "потом соберем". А если этого потом не будет? В общем, запомним это - революционер равно сепаратисту. Спасибо господин Делягин за такие честные слова!
Хватаемся за текст и проглатываем его в ожидании новых откровений: "власть может захватить и, что представляется значительно более важным, удержать только та группа лиц, которой удастся установить монопольный контроль над центральным телевидением". Вот тебе бабушка и Юрьев день. Сейчас, когда ни о какой монополии власти на ТВ говорить не приходится - есть частные телеканалы, составляющие по аудитории половину государственной "России", есть частное НТВ, есть "Первый", где заправляет Константин Эрнст, есть РЕН-ТВ и множество других телекомпаний. Между тем, сейчас власти подвергаются (необоснованно, я считаю) чрезмерной критике за то, что они могут влиять на информационные потоки на ТВ. Причем, критика идет и со стороны тез самых революционеров, о которых пишет Делягин. Однако в процессе захвата власти, революционеры намерены вообще установить на ТВ свою монополию. Сильный подход, нечего сказать. Демократичненько так.
И тут мы доходим до главного. Внимание, нашим дорогим революционерам для захвата власти: "понадобится установить тесные и прочные отношения не только с основными (и традиционно враждующими друг с другом) силовыми структурами, но и основными (и также враждующими между собой) группами, существующими внутри каждой из этих структур". Это финиш. Всю книгу Делягин рассказывал о том, как грабят страну силовики, как они мучают Россию и сколько делают бед. А потом говорит, что революционеры, чтобы победить, обязаны под этих силовиков "лечь" и отдаваться им с улыбкой на устах. Такая вот нелегкая у революционеров работа. Понимаем, но не принимаем.
Картина, которую нарисовал Делягин очень проста. Есть кучка лиц, которые хотят получить власть. Ради этого они собираются продаться "силовым олигархам", затем расшатать ситуацию в стране с помощью привнесения в жизнь людей "нудобств и несчастий", монополизировать телевидение, развалить страну на части, а оставшуюся часть утопить в крови и бесконечных разборках. Как называется такая группа лиц? Правильно - Бесы. А нам с ними по пути? Нет конечно. Их путь в геенну огненную. А нам здесь жить. И жить мы собираемся долго.
Павел Данилин, Член правления фонда "Институт Развития"
Статья Павла Данилина, опубликованная на сайте "Молодой Гвардии"
14 декабря 2006
Источник: molgvardia.ru
"Кремль.ORG". Политическая экспертная сеть.
www.kreml.org обязательна.