Сохраняется главный порок госсистемы - отсутствуют общие правила и общая ответственность за их нарушение
Российская Генпрокуратура просто-таки волчьей хваткой вцепилась в "ЮКОС". Кто из руководителей нефтяного гиганта еще не ограничен в передвижениях и не запятнан подозрениями - даже трудно сказать. Шокирующий букет инкриминируемых им преступлений: от неуплаты налогов до каких-то "двойных" (одинарных им, что ли, было мало?!) убийств. Многие полагают, что империи М. Ходорковского скоро придет конец. Уж если наша власть выбрала ее в качестве очередной жертвы, то доведет дело до конца (история с В. Гусинским и Б. Березовским - тому доказательство). А то, что выбрала именно власть, а не следователи, одержимые идеей всеобщего законопослушания, - так в том никто уже и не сомневается. Видно невооруженным глазом.
Не будь на то высочайшего дозволения, наш генпрокурор, равно как и его заместители, ни за что не осмелился бы тронуть такую крупную компанию. Хотя бы потому, что на подобные действия внутренний и мировой рынок не может не отреагировать, а это уже, как ни крути, политика. К тому же Большая.
Не хочу и не имею возможности рассуждать на тему, справедливо или несправедливо. Российская действительность весьма причудлива, а потому все может быть. Время покажет. Для меня история с "ЮКОСом" и с М. Ходорковским лежит в иной плоскости. Куда важнее вопрос: что все это значит? Рожденная какими-то политическими соображениями профанация наведения порядка или реальные усилия (правильные или ошибочные - другое дело), направленные на то, чтобы исправить уродства, рожденные "приватизацией по Чубайсу"? Если последнее, то тогда возникает еще один вопрос: а чем Ходорковский-то порочнее других? Не думаю, что в России сыщется хотя бы один олигарх, который в прошлом исправно платил налоги. Кремль и его обитатели сами к этому подталкивали. Поэтому неудивительно, что нет ни одной крупной компании, следы которой не отыскались бы в каком-нибудь забугорном безналоговом рае. Как нет и такой, с которой не были бы связаны какие-то нераскрытые преступления. В годы дикого дележа творилось много такого, о чем сейчас респектабельные капиталисты стараются не вспоминать. В общем-то Генпрокуратура сейчас может действовать наугад: взяться за любую компанию - и отыскать в ее прошлом что-то неблаговидное, а то и преступное.
Все мы когда-то учились в школе, а потому помним правило: если учитель примется всем воздавать по заслугам, класс на него ополчится. И тогда он, борец за послушание и успеваемость, непременно окажется в проигрыше. В политике точно так же. Попробуй-ка замахнись на все олигархическое сообщество - мало не покажется! Другое дело - говорить, что пересмотра итогов приватизации не будет, а между тем устраивать стрельбу пусть по упитанным, но все-таки воробьям. Для чего? Во-первых, на усладу толпы. А во-вторых, чтобы каждый богатей радовался тому, что не он стал мишенью. А мог бы и стать
Что власть получила в результате показательных "наездов" на "ЮКОС"? Абсолютное послушание делового сообщества. Олигархи уже согласны "делиться" и наперебой предлагают власти свои услуги. Сообща придумали даже какую-то "программу добрых дел", в которой предусмотрели много чего богоугодного - что-то для детей-сирот, что-то для церкви, что-то для престижа Родины, что-то для любимого города президента.
Наверное, кого-то все это очень радует: мол, вона как буржуям хвост прищемили! На самом деле ничего в этом радостного для нас нет. Сохраняется главный порок госсистемы - отсутствуют общие правила и общая ответственность за их нарушение. Кому-то воздастся за неуплату налогов, а кто-то будет молча взирать, надеясь, что его пронесет. А чтобы пронесло, стараются во всем потакать власти. В нынешних российских условиях без этого не выжить. Это не предположение, а аксиома, не требующая доказательств. Медленно, но верно возвращаемся к старому, еще не забытому: государство (точнее, те, кто себя отождествляет с ним) решает все и за всех. Может, есть несогласные? "Ну-ка, ну-ка, кто у нас такой храбрый?!".
Сегодня Кремлю ничто не мешает принять такие законы, которые позволяли бы развиваться частному капиталу, но не превращали бы Россию в территорию всеобщей нищеты и озлобленности. Нынешние Дума и Совет Федерации (после выборов едва ли что переменится) непременно поддержат любые начинания президента. Так почему же их до сих пор нет? Почему все сводится не к решению проблемы в принципе и касательно всех, а к эффектным, на взгляд обывателя, "показательным поркам"? Можно не сомневаться, что намаявшиеся от тягот рыночного благолепия, многократно обманутые россияне радуются каждому сообщению о вызове на допрос какого-нибудь богатея, а уж подписка о его невыезде или, того больше, определении на нары - что бальзам на душу. Наверное, в этом - основной эффект странной борьбы со злом, на это главная ставка. И не более того.
После политических перемен, вызванных крушением СССР, российская власть ни единого года не жила только на бюджетные деньги. У нее всегда было множество потаенных кошельков, в каждый из которых обласканный и взлелеянный ею олигарх что-нибудь опускал. Думаю, и сейчас так же. Новизна в другом: чужакам, "ельцинским выкормышам", нынешняя власть не особо доверяет - побаивается. А все потому, что они ей ничем, ни единым рублем не обязаны. Инстинкт политического выживания толкает нынешнюю власть к селекции собственных олигархов, преданных, а потому полезных. Идея очевидна - двигать к богатству своих людей. Да вот беда: прежние возле него расселись и не желают подвинуться. Надо подвинуть!.. Может, в этом и состоит суть сегодняшнего "наведения порядка в сфере экономики, и в первую очередь в области недропользования"? Жаль, если так, потому что толку для страны от всего этого будет не больше, чем некормленой корове - от бантика на рогах. А что до не отягощенных богатством россиян, то они всегда в действительном хотят увидеть желаемое. Такова уж стародавняя традиция.
27.10.2003
www.novayagazeta.ru