12 января 2004
1826

Павел Вощанов: Велика Россия, а выбирать некого

Сегодня у Путина нет конкурентов. Но нашлись доброхоты - сохранили лицо российской демократии

В итоге прошлогодних выборов наша Дума стала походить на санаторий, в который направляют страдающих заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Первые же заседания и первые голосования показали, что отныне в ней все будет согласно предписаниям "лечащего врача". Ничего острого, ничего соленого, ничего жирного. Ощущение конкретного удовольствия полностью подавлено осознанием абстрактной полезности. Политические "блюда", которые сейчас предлагает депутатам кремлевская кухня, безвкусны и приготовлены по стандартному рецепту - легкоусвояемая кашица безоговорочной поддержки и веры, ничем не отягощающая бюрократический организм. И уже никто не опускается до уговоров: "Ложечку за папу! Ложечку за маму!". Народные избранники вполне осознали полезность назначенной им политической диеты и теперь, без какого бы то ни было принуждения, открывают рот, с удовольствием глотая то, что еще не так давно у многих вызывало рвотный рефлекс. Было время, холопская преданность Кремлю вызывала гнев и едкие насмешки. Ныне это свидетельство политической зрелости и гражданской ответственности.

Когда драматические актеры хотят представить на сцене шум многоголосой толпы, они вполголоса и по несколько раз проговаривают одну и ту же фразу: "Что говорить, если нечего говорить". Что-то подобное сейчас происходит на политической сцене. По ней тоже расхаживают малопонятные персонажи и бубнят под нос про что-то, вроде бы как-то связанное с их участием в президентских выборах. Кто они такие, сторонники Путина или же его противники, и чего добиваются - того не разобрать ни с "поллитрой", ни, тем более, без нее.

Понятно, что никто не помышляет ни о какой победе. Но отчего-то все, даже коммунистический выдвиженец Н. Харитонов, не имеют к нынешнему хозяину Кремля решительно никаких персональных претензий. К руководству правительства они у них есть. К сановникам президентской администрации тоже. А вот лично к президенту - ни боже мой! Это значит, что на будущих выборах все, кто решил в них поучаствовать, станут добровольными спарринг-партнерами Путина, на которых тот будет оттачивать свое боевое мастерство. Правда, каждый найдет этому свое оправдание.

Самым большим оригиналом в нынешней предвыборной ситуации смотрится С.Миронов. Судя по его заявлениям, давним и недавним, спикер вдохновенно предан нынешнему президенту. Просто-таки до самозабвения. Но дружба дружбой, а чистота демократической идеи, оказывается, для него превыше всего. Миронову небезразлично, что о нас и о нашей власти станут говорить после марта. Что это за выборы, если на них нет никаких альтернатив?! А что за альтернативы - гробовщик да охранник?! Нет, все должно быть по-взаправдашнему, как говорится, со стрельбой и погонями. Поход Миронова в президенты - это новейшая разновидность бюрократической услужливости, почти ноу-хау. Согласитесь, до такого непросто додуматься: собственное участие в выборах всецело подчинено тому, чтобы подсобить сопернику, которого заведомо считаешь достойнее самого себя! Не пригрезится и в страшном сне, что, явившись в марте на избирательный участок, Миронов проголосует за самого себя. Он скорее прилюдно отрубит себе правую руку, нежели допустит подобную нелояльность.

Что же касается недавних заявлений о необходимости, используя ситуацию, раскрутить партийный бренд, то они из области курьезов. Что-то вроде стародавнего "нарочно не придумаешь". Во-первых, в политике (если, конечно, смотреть на нее как на результат коллективных усилий) на проигрышах очки не зарабатываются ни при каких условиях. А, во-вторых, через четыре года, когда наступит пора очередных думских выборов, избиратель почти наверняка забудет о том, кто и какую роль играл в нынешнем кремлевском спектакле.

Не менее забавно то, что предпринял другой кандидат в президенты, С. Глазьев. Взял да и "самовыдвинулся", тогда как партия, которую он возглавляет, официально выставила совсем другого кандидата, В. Геращенко. Избиратель, тот, что в декабре был за "Родину", наверняка почувствовал от этого легкое недомогание. Ничего подобного в российской политической практике до сих пор не было, а поэтому как в таких ситуациях сознательным гражданам надлежит делать свой выбор - никому не известно. Два в одном флаконе - это для мытья голов подходит, но никак не для упорядочения мозгов. К тому же если оба автора одной и той же партийной программы в ближайшее время возьмут да сойдутся на каких-нибудь теледебатах, что совсем не исключено, впору будет закричать: "Караул!". Ситуация, надо сказать, возникнет патовая. Похуже, чем если бы спикер Миронов вдруг взялся перечить президенту Путину. Тот, будучи верноподданным по убеждению, непременно сведет спор к выражению приверженности президентскому курсу и историческим предначертаниям. А эти, по обыкновению, примутся излагать свои сугубо профессиональные взгляды относительно природной ренты или того хуже - механизма приватизации. Такое может начаться, что можем остаться без "Родины".

К счастью, ничего подобного не случится, потому что декабрьский победитель Глазьев отнюдь не для того включился в борьбу, чтоб проигрывать. Даже со стороны заметно, что он не жаждет дойти до конца и испить горькую чашу сокрушительного поражения. Сия участь уготована экс-банкиру. По большому счету, Геращенко президентство, кстати, как и депутатский мандат, - что корове седло. Его нынешнее участие на стороне "молодых и рьяных" - не более чем кураж. Он может позволить себе проиграть. С него не убудет. А вот Глазьев, если соберет жалкие крохи голосов (а такое в нынешней ситуации более чем вероятно), серьезно подпортит свой политический имидж, а может, и всю дальнейшую карьеру. Едва ли "выдающийся экономист, имеющий уникальную программу выхода страны из затяжного кризиса", решится на такой шаг. Риск велик, а выгоды иллюзорны. Скорее всего, его участие в этой кампании будет недолгим. Потусуется немного (как ни крути, а выборы привлекают интерес публики) - и отойдет в сторону.

А вот И. Хакамада решила - может, кровь предков дает о себе знать? - сыграть роль политического камикадзе и фактически отдала себя на поругание российскому электорату. То, что с ней сотворят в марте, рождает ужас. Право же, жалко женщину. Мало того, ее провал может стать тем злополучным гвоздем, о котором в свое время так пафосно говорил партайгеноссе Чубайс. Только на сей раз вполне может статься так, что вколачивать его будут в крышку гроба их собственной партии. Хотя, похоже, "правую леди" это не слишком заботит.

Некоторые лидеры СПС, оправдывая самовыдвижение Хакамады, утверждают, что участие в выборах их кандидата, пусть даже такого непроходного, якобы заставит Путина, наряду с левыми, взять на вооружение еще и либеральные идеи. Что можно сказать на сей счет? Предположения легковесны. Политическая левизна ныне в цене на внутреннем рынке, а "правизна" - на внешнем. Путин же стремится с одинаковой для себя выгодой окучивать и тот, и другой. Поэтому если в ходе кампании он и выразит приверженность либерализму, то вовсе не из-за того, что Хакамада включилась в борьбу. Да и та, если разобраться, включилась в нее по личным мотивам. Как политик она рождена искусственно созданным общественным интересом. Лишившись думского мандата, дававшего возможность рассуждать на любые темы и по любым поводам, Хакамада рискует превратиться в профессиональную тусовщицу вроде Ксюши Собчак. Но это явно не тот жанр, что удержит на плаву до следующих выборов в Думу.

Политик - вроде актера, должен регулярно выходить на сцену. Иначе забудут. Острее других сейчас это чувствуют коммунисты. Они оказались перед дилеммой: не участвуешь в выборах - теряешь сторонников и участвуешь - тоже теряешь. Осерчав на Кремль за декабрьский провал (кстати, справедливо осерчав), они попервоначалу подумывали о бойкоте, но, прикинув плюсы и минусы такого демарша, двинули в президенты агрария Н. Харитонова. Зачем это надо КПРФ - понять можно. Для нее это своеобразный полубойкот выборов, безучастное участие. Но чего хочет добиться защитник "железного Феликса" и обездоленных российских крестьян? Ведь и сам не верит, что победит. Добро бы был политиком "на вырост" - сегодня подраскрутился, а завтра, глядишь, дорос бы и до реальной конкуренции. Но ничего похожего не наблюдается. Проблема не в том, что у Харитонова меньше шансов, чем у Зюганова. Они у них равные - никакие. Проблема не в голосах и не в процентах. Она в том, что время политиков, когда-то монополизировавших социалистическую идею, ушло, а они этого не заметили. Не Кремль растоптал чахлые ростки российской социал-демократии. Они зачахли в густом бурьяне бесплодных коммунистических идей, которые никто - ни власть, ни новые левые - не захотел выкорчевывать. Они всех устраивали. С кем и за что будет бороться кандидат "народно-патриотических сил"? Едва ли с Путиным. Единственно, в чем он будет убедительным, так это в обличении "ренегата Глазьева". В остальном - сплошные абстракции из зачитанного до дыр старого учебника политэкономии.

Сегодня у Путина нет конкурентов. Но, слава богу, сыскались доброхоты, сохранили лицо российской демократии. И за это им низкий поклон. Теперь в России все как положено и не хуже других. Во всяком случае, имеются несколько кандидатов, которые станут высказывать разные точки зрения и обличать друг друга в политической некомпетентности. По большому счету, выборы уже состоялись и президент России избран. Виват! Сейчас впору подумать не о том, кто будет править страной до 2008 года, а что будет дальше. Вопрос-то ведь не из легких. Закон законом, но есть традиция "демократического престолонаследия", заложенная Борисом Ельциным и принесшая такой удивительно замечательный результат. Есть, правда, опасность, что второй блин окажется комом. Но на этот случай можно использовать еще одну традицию, кстати, куда более древнюю, нежели ельцинская, можно сказать, корнями уходящую в глубь веков, - соберемся всем миром и падем ниц: "Батюшка, отец родной, благодетель, не оставь сумящихся чад своих!".

Если кому из вас, мой читатель, доведется стоять в толпе на какой-нибудь Ивановской площади (или на Соборной - не суть важно) в томительном ожидании Высочайшего Согласия, советую вглядеться в лица тех, кто окажется рядом с вами. Уверен, будете приятно удивлены Вот стоит истерзанная волнением Хакамада. А вон Глазьев с Харитоновым утирают друг другу слезы. А это кто возле Царь-пушки рвет на себе волосы? Ба, да это ж Миронов! Пройдет не так много времени - и, можно не сомневаться, соперники Путина снова станут его соратниками. И опять (так уже было во времена "первого срока") будут радоваться тому, как все у него ярко и убедительно. Уж они-то, теперешние претенденты на Кремль, лучше нас знают: велика Россия, а выбирать некого.

12.01.2004

www.novayagazeta.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован