Общество своевременно продезинформировали
Получив ответственное задание редакции выступить в качестве дежурного политобозревателя Гостелерадио, сел перед телевизором и принялся "щелкать" каналы. Добросовестно пересмотрел информационные выпуски почти на всех кнопках и пришел к печальному для себя выводу: обозревать нечего. Про главное политэкономическое событие последних дней - про арест главы крупнейшей нефтяной компании России - практически никакой информации.
С утра в понедельник еще что-то передавали. Правда, больше не про причины и не про последствия происшедшего, а про то, как зашатался рубль и как залихорадило отечественный фондовый рынок. Первая мысль: и на хрена же вы его засадили! Как говорится, себе же дороже. Но ближе к обеду выступил президент и повелел прекратить истерику.
С того самого момента для электронных СМИ этой истории просто не стало. Во всяком случае, она перестала быть событием N 1. Ни оценок, ни дискуссий, ни анализа. Даже про фондовый рынок, на котором акции российских компаний сильно подешевели, уже скороговоркой: мол, все успокаивается. В вечерних новостях вторника рассказали про то, что в общем-то не имеет никакого значения, - про камеру с телевизором и холодильником да про спортивный костюм, в котором коротает свои зэковские будни плененный олигарх. А в среду - вообще тишина. Ну, сидит. В конце концов не он один. Можно не сомневаться, что через несколько дней молчания прессы никто в стране и не вспомнит про Ходорковского. "А что, до сих пор сидит?!".
Реакция "бумажной" прессы на сей раз оказалась менее сдержанной (точнее, менее зависимой). В понедельник утренние газеты опубликовали всевозможные отклики. В выступлениях почти всех обеспокоенных происшедшим присутствовал гневный пафос: "Мы - против! Пусть выскажется президент!". И он высказался. Правильнее сказать - цыкнул. Да так, что сразу вспомнились прежние партийные бонзы, которые тоже любили осечь сомневающихся эдаким глубокомысленным замечанием, от которого у слабонервных мурашки по коже: "Там - перст указующий в потолок - лучше вас знают! Там во всем разберутся!".
Президент дал понять, что для него "там" - это значит в суде и в Генпрокуратуре. Но в их самостоятельность давно никто не верит, а оттого президентское указание подействовало еще сильнее. Во всяком случае, во вторник настаивающих на высочайшей аудиенции уже не было. А из телеинформации полностью исчезло все, что так или иначе связано с "ЮКОСом". По всей видимости, руководители предприятий Гостелерадио не хотели, не осмеливались рисковать: покажешь что-нибудь про Ходорковского - за Стеной подумают: устраивает истерику. А это по нынешним предвыборным мерках серьезное непослушание, за которое полагается строгое наказание.
К счастью, подвернулось - надо же случиться такой удачной оказии! - очередное разоблачение коварных "оборотней в погонах". Да еще камчатский губернатор, которого обвинили в халатности и растрате бюджетных средств. Любопытное наблюдение: чем меньше в телеэфире становилось информации про Ходорковского, тем больше про "партайгеноссе" Грызлова и Шойгу. Трогательные, надо сказать, сюжеты. Вот один - на Крайнем Севере: ратует за восстановление северных надбавок. Вот другой - на Камчатке: заботится, чтобы у людей в домах было тепло и светло. А вот уже тот же Грызлов - у военных судостроителей: призывает увеличить оборонный заказ. Все это - позитивные образы: политики, близкие к президенту, только и пекутся, что о благе Отечества. Не о собственных миллиардах, как некоторые.
И еще одно наблюдение: сразу же после Ходорковского телеканалы стали заметно больше и менее негативно освещать деятельность левых. Например, во вторник Г. Зюганову дали возможность произнести нечто членораздельное относительно акции "томатометателей" и не стали на сей счет слишком язвить. С. Глазьеву и Д. Рогозину дозволили озвучить свою идею насчет премии за поимку Басаева. Идея, конечно, так себе, из разряда мыльных пузырей, но в другое время они бы и с такой безобидной для власти придумкой в телеэфир не прорвались. А тут показали все каналы, причем достаточно подробно и без ехидства.
Удивляюсь одному: никто еще не догадался крутить в теленовостях сюжеты про то, как откликнулись на "посадку" Ходорковского простые россияне, и про то, как они требуют сурового наказания обокравшего народ олигарха и ему подобных. Это было бы очень эффектно. Впечатляющая демонстрация единения народа со своим президентом. Не думаю, что с этим делом у информационщиков были бы какие-то проблемы. Желающих порадоваться тому, что миллиардер хлебает тюремную баланду и спит в одном помещении с парашей, думаю, предостаточно.
Мы столько лет сетовали (надо сказать, справедливо), что в нашей стране кто был Никем, тот стал Ничем. Теперь есть повод для успокоения: в нынешней России даже тот, кто некогда стал Всем, в любой момент может уравняться с нами в бесправии. Говорят, что это, мол, равенство всех перед Законом. А если другое - если всеобщая незащищенность перед Властью? Тот, кто сегодня радуется случившемуся с Ходорковским, должен задуматься и о своем завтрашнем дне - а ну как и ты окажешься поперек дороги у власти предержащей? У рядового россиянина в камере не будет ни холодильника, ни телевизора, а сокамерников - в десятки раз больше. И обращаться с ним будут пожестче - наручниками к батарее и сапогами по ребрам: "Сознавайся, не то хуже будет!". Неужто кто-то и впрямь думает, что такое у нас уже невозможно?
Конечно, социологические замеры у нас никто не проводил (видимо, такая социология тоже из разряда истерик), а потому судить, как россияне отнеслись к злоключениям Ходорковского, невозможно. По моим наблюдениям, среди простых граждан все же немало тех, кто напрямую увязывает происшедшее с предстоящими президентскими выборами. Не испытывая особых симпатий ко всем богатеям, они полагают, что, определив олигарха на нары, Кремль преследует цель, далекую от идеи наведения порядка в стране. Тут другое - добиться от остающихся на воле абсолютного послушания. Явка с наличными - вот политический лозунг дня! Ну а то, что при желании в кутузку можно бросить абсолютно любого из нынешних буржуинов, - так это факт, не требующий никаких доказательств. И за то благодарность тем, кто проводил приватизацию и придумал хитроумные аукционы, на которых за гроши уходили высокодоходные госпредприятия. Когда-то должно было аукнуться - вот и аукнулось.
В ситуации с Ходорковским очень забавно выглядели те, кто традиционно во всем и всегда солидаризируется с президентом (среди них особой искренностью выражения верноподданнических чувств отличается Г. Райков). Они заученно озвучивали один и тот же тезис: "Надо делиться с народом!". Черт его знает: может, наш народ и впрямь думает, что, после того как всех олигархов пересажают, ему что-то достанется?! То-то будет разочарование
Надо сказать, сейчас очень активно забивают головы россиян всякой галиматьей. Но идеи вроде "надо делиться" - самые лицемерные. Обратите внимание, никто из политиков, поддерживающих Кремль, не произнес: "Надо работать честно!"? Говорят: "Надо делиться!". Согласитесь, это не одно и то же. В чем причина? В том, что они, нынешние борцы за правопорядок в экономике, сами и давно сидят на деньгах, которые униженно выклянчивают у олигархов. Но в нынешней ситуации им пришлось выбирать - деньги или административный ресурс. Понятное дело, второе показалось более нужным для политического выживания. Ведь все ж понимают, что в нынешней России только власть определяет всеобщие правила игры. И противостоять ей практически невозможно.
Конечно, к олигарху и его бизнесу можно относиться по-разному. Каждый решает сообразно убеждениям и степени своей информированности. Но все же нужно признать: это не какой-нибудь Синепупкин из Зачуханска. Ходорковский - одна из ключевых фигур российской бизнес-элиты. От этого никуда не деться. Это факт. Удивительно, что за те три дня, что я добросовестно торчал у телевизора, ни разу не услышал объяснения - зачем нужно было его сажать? Чтобы неимущие обрадовались, а имущие опечалились? Так ведь это обычный пиар Вот из-за этого пиара президентский гнев и не кажется праведным. То, что он произнес в понедельник, - пассаж из разряда "мочить в сортире". На сей раз - олигархов. Тот же металл в голосе, та же мимика, тот же жест. А вот отчего-то не впечатляет. Как говаривал старик Станиславский, "не верю, неубедительно"!
Я уже не один год пишу про российское казнокрадство. А потому не собираюсь произносить глупые лозунги вроде "Руки прочь!". Президент прав - пусть следствие все установит. Для этого мы, налогоплательщики, его и содержим. Только есть в этом деле два "но". Первое: а независимо ли это самое следствие? По тому, как все делается, можно с высокой долей вероятности предположить: прокурорские выполняют заказ свыше. И второе "но": у наведения порядка в экономике должны быть общие правила, а не те, что придуманы по случаю, специально "под Ходорковского". Уж если возвращаться к старым делам и воздавать по заслугам тем, кто обворовал государство, то надо бы начинать с громких дел, которые власть "закопала" своими руками.
Отчего, к примеру, не вспомнить про исчезнувшие миллиарды МВФ и про август 98-го, на котором кое-кто заработал немалые деньги? А почему не вернуться к вопросу о разбазаренной российской загрансобственности? Ее у нас было на миллиарды в любой валюте - куда подевалась? А регулярно "пропадавшие" в Чечне бюджетные трансферты? А генеральские аферы в Западной группе войск? А оставшаяся на бумаге высокоскоростная магистраль Москва-Петербург?
В конце концов, почему не достать из архива дело "О фактах злоупотреблений, допущенных в органах государственной власти Санкт-Петербурга"? Тридцать с лишним томов! У меня есть запись разговора с бывшими генпрокурором и двумя его заместителями, которые в один голос говорят: "Нас заставили это дело закрыть!". Так, может, и впрямь настало время вернуться и, невзирая на личности и личные отношения, воздать каждому по заслугам? И не потому, что выборы на носу, а потому, что все в нашей стране должны жить по Закону.
Власть становится сильнее и нравственнее не тогда, когда зачищает, а когда самоочищается. Но это, похоже, не про нас.
30.10.2003
www.novayagazeta.ru