Игорь Шишкин: В первой половине ХХ века на историю Европы оказали мощное воздействие революционные, социал-демократические и политические течения. Скажите, пожалуйста, какой была роль евреев в европейской социал-демократии?
Игорь Шафаревич: Оказалось, что, когда человечество подошло к ХХ веку, веку социальных потрясений, руководство социал-демократическим движением было в подавляющей своей части еврейским. Во время Первой мировой войны так же обстояло дело и с органами прессы немецкой социал-демократии. Так, журналы "Ди Цукунфт", "Ди Нейе Цейт" редактировал Каутский, выходец из Чехии, австро-венгерский подданный. А журнал "Ди Социалистише Монатсхефте" финансировал мультимиллионер Аарон, а редактировал Блох. Аналогичная ситуация была и в области теории. Об этом хорошо известно. Была дискуссия: Бернштейн предлагал ревизовать марксизм, возражал ему Каутский. Все это этнически в одной сфере. И Зомбарт пишет: "Во главе социал-демократии Австрии стояли и стоят, по-видимому, одни евреи".
Другая книжка, тоже этот вопрос затрагивающая, ? книжка Роберта Михельса, который сам был социалистом и относился к еврейскому влиянию деликатно и осторожно, но каждый раз оговаривался, как важно воздержаться в социал-демократии от распространения антисемитизма. И вот он приводит фамилии австрийской социал-демократии, которые сплошь являются распространенными еврейскими фамилиями. Но больше всего на меня произвели впечатление воспоминания видного деятеля второго Интернационала Гендрика де Мана, который пишет, что при всем уважении, которое отдавали выдающимся способностям и качествам "отца партии" (австро-венгерской социал-демократической партии) Виктора Адлера, ему ставили в упрек склонность замещать близкие к нему посты предпочтительно евреями. И в другом месте: "Случай Виктора Адлера был не единственным в своем роде. В еще более абсолютной форме то же имело место и в связи с его сыном Фридрихом, который между 1933 и 1940 годом в качестве секретаря II Интернационала под конец был окружен исключительно еврейскими функционерами. Еще худшие последствия имела, по моему мнению, политика подбора кадров Леона Блюма для руководимой им французской социалистической партии, и имеет и по сей день".
И вот Михельс, например, в своей книге пишет: "Во многих случаях, например, в России, в Румынии, особенно в Польше и Венгрии, руководство партией почти без исключения было в руках евреев, что было видно с первого взгляда на международных съездах". Это непосредственное впечатление крупного деятеля социал-демократии. Такое положение сказалось сразу же после войны, особенно в Германии. Конечно, в поверженной Германии, которой по мирному договору предписывались репарации, был страшный упадок производства и голод. Она бурлила. Но сразу же возникло спартаковское движение (близкое по духу русскому большевизму), во главе которого стояли Карл Либкнехт, Роза Люксембург, Лео Йогишес и Пауль Леви. Я в руководстве нашел две немецкие фамилии. Это Меринг (старый), который умер через несколько месяцев после создания группы, и Вильгельм Пик, который впоследствии руководил Восточной Германией.
Спартаковцы в Берлине пытались захватить власть, но были подавлены верными правительству войсками. Карл Либкнехт, Роза Люксембург, Лео Йогишес были расстреляны. Вскоре после этого был захват власти в Баварии, в Мюнхене. Возникла Баварская республика, руководство которой состояло исключительно из евреев. Там были Левин, Эуген Левинэ, Аксельрод. Это был период, который у нас назывался "революционная ситуация в Германии". Германия была на краю революции. Через 10 лет после этого левым издательством в Германии была издана очень интересная книга воспоминаний "Иллюстрированная история германской революции", где приведены фотографии революционеров и их вождей. Некоторые лица удостоены портретов на целую страницу: Карл Маркс, Карл Либкнехт, Роза Люксембург, Лео Иогишес, Эуген Левинэ. Это не просто выборка. Такое представление, ощущение господствовало в мире. Например, Томас Манн, который впоследствии был столь строго привержен всяким демократическим и либеральным догмам, тогда записал в своем дневнике: "Мы говорим о типе русского еврея, вождя мирового движения. Это взрывоопасная смесь еврейского радикализма и славяно-христианских мечтаний. Мир, обладающий еще инстинктом самосохранения, должен со всем напряжением энергии, по законам военного времени, подняться на борьбу с этим человеческим типом".
Многих сейчас забыли, но среди руководящих людей было очень много тех, чьи фамилии гремели: Аркадий Маслов, Руфь Фишер, Вернер Шолем, Артур Розенберг, Хейнц Нейман, Кац и многие другие. Часть из них погибла от рук своих же коммунистов, часть забыта. Но тогда это была когорта руководителей революционного движения.
Можно представить себе положение Германии в то время. Раздавленные, униженные немцы, вспоминали о войне, которую они вели. Для них это была "героическая четырехлетняя борьба", где, как они считали, они одни противостояли целому миру. Такое мнение было, в значительной мере, утешением их чувству патриотизма.
В то же время в Германии существовало и противоположное движение, которое очень легко принимало не просто антивоенный, а антинемецкий характер. Вот интересное свидетельство о тех временах. Сейчас издается в Израиле, по крайней мере, не так давно издавался, на русском языке журнал под названием "Двадцать два". Там были опубликованы впечатления известного израильского философа Шмуэля Бергмана. Вот что он пишет как раз о послевоенной Германии: "Трудно объяснить все человеку, не жившему в ту эпоху. Были журналы, со страниц которых евреи регулярно, словно инъекцию, впрыскивали нигилизм и раздражение в кровь немецкого народа. О, да, евреи умели многое подмечать и в силу своей безответственности, могли позволить себе высмеивать любые отрицательные стороны немецкой жизни: немецкое офицерство, буржуазию, домашний уклад, могли выставлять напоказ их отталкивающие черты. Авенариус, редактор журнала "Кунстворт" однажды написал: "Евреи являются администраторами немецкой литературы". И это была правда? Более того, если говорить о тогдашних немецких или чешских евреях, то их "роль" внушала им ощущение превосходства, высокомерия по отношению к окружающему народу. Между тем ощущение это было абсолютно безосновательно, ведь они на самом деле существовали-то, благодаря физической и духовной деятельности этого народа".
И еще на это накладывались невероятные спекуляции, скандалы спекулятивные, которые разбирались в судах. Например, в течение всего 1925 года разбиралось дело спекулянта Юлиуса Бармата. Оно гремело по всей Германии. Его имя стало даже нарицательным. Даже наш, так сказать, Карл Радек написал статью "Барматская социал-демократия" о "польско-еврейско-голландско-немецких спекулянтах", которые, по его словам, были особенно тесно связаны с социал-демократией, в то время как Штреземан опирался на концерн "русского еврея Литвина".
И, мне кажется, эта жизнь действительно была болезненней для немецкого народа, чем материальные лишения, связанные с репарациями и упадком производства. И она подготовила, это была не единственная причина, но одна из существенных причин, ситуацию, при которой Гитлеру удалось прийти к власти, началась Вторая мировая война, в результате которой значительное число евреев было национал-социалистами уничтожено. И началась в какой-то мере новая история.
Игорь Шишкин: Игорь Ростиславович, после Второй мировой войны уже не европейские государства, а Соединенные Штаты начинают определять пути развития западной цивилизации. Какую роль в этом процессе играли и играют евреи?
Игорь Шафаревич: Вот у нас издана книга, автор которой Нитобург, о современном положении евреев в США. В ней сообщается, что сейчас в США живет около 6 миллионов евреев, которые составляют 2,7 % населения страны. Среди менеджеров и администраторов их более 40 %. Вообще, в элитных профессиях ? 70 %. Их доля среди студентов более чем вдвое превосходит долю других частей населения. Среди аспирантов более чем в три раза. Они составляют более одной десятой части всех профессоров. А в наиболее престижных университетах ? Гарварде, Йеле и так далее, ? от 20 до 30 %.
В книге говорится: "Основой, костяком американской этнической общины является ее высокоорганизованная часть, представленная системой тесно связанных между собой общественно-политических и религиозных, культурно-просветительных, благотворительных институтов и организаций, объединяющих большинство американцев еврейского происхождения".
И то же самое пишет Израэль Шахак, которого я много раз цитировал. Он пишет, что существование Израиля связано более или менее с соотношением сил Израиля и соседних стран, но это, в свою очередь, определяется влиянием евреев диаспоры, прежде всего, американской диаспоры. И главную роль, по его мнению, играет закрытое общество, доступ в которое открыт только евреям. В то же время, представьте себе, какой бы начался шум, если бы возникло общество, которое было бы в принципе закрыто для евреев. И эта часть, которую называют "организованное еврейство", она и является движущей силой, организующей всю остальную часть еврейского населения.
Они большую часть времени, когда не на работе, проводят в этих обществах, где и продолжают культивировать для себя традиции того, что они называют классическим иудаизмом и традиционного отношения к неевреям. Поскольку они живут в стране, где они составляют менее 4 % населения, они это прямо, в общении с другими, высказывать не могут. Но внутри этих обществ это культивируется более интенсивно.
Одной из самых влиятельных закрытых еврейских организаций является Б"най Б"рит, его дочерняя организация ? Антидиффамационная лига. Это не единственная такая организация, играющая чрезвычайно активную роль. Например, она добилась исключения из культурной жизни Америки "Венецианского купца" Шекспира: он запрещен в школах Западного Нью-Йорка и Балтиморы еще в 1933 году. Точно также она добилась в Соединенных Штатах запрета молитв в общественных местах, чтения Священного писания перед началом занятий в школе. Также запрещена демонстрация предметов, носящих христианский культовый характер, таких, как крест или ясли перед Рождеством. Размер влияния еврейства в мире сейчас, мне кажется, может быть продемонстрирован на отношении к основным догмам христианства, к концепции, связанной с распятием Христа. Тут большую роль сыграла европейская часть Антидиффамационной лиги, которая вела переговоры с папским престолом. Эти переговоры завершились постановлением II Ватиканского Собора в 1965 году. Наиболее поразительным мне кажется сделанное по следам этого постановления заявление французских епископов, в котором говорится: "В противоположность утверждениям очень древней, но спорной экзегезы, нельзя вывести из Нового Завета, что еврейский народ был лишен своей избранности. ?вероятнее всего, что именно из-за того, что фарисеи и первые христиане были близки во многих взглядах, они с такой энергией спорили друг с другом".
Это ведь заявление не просто, так сказать, размышляющего, мудрствующего мирянина, а епископов, и оно прямо противоречит различным местам Евангелия и уж самому радикальному "Ваш отец диавол и вы хотите исполнять похоти отца вашего; он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи" (от Иоанна, гл. 8, ст. 44). Утверждение о том, что были энергичные споры между фарисеями и христианами, для христианина звучит, конечно, кощунственно, потому что этот энергичный спор включал распятие Христа. И вот такое отступничество католической церкви, которая, например, не пошла на нечто похожее во время французской революции, когда священников и казнили, и вешали, гильотинировали, показывает силу и мощь того давления, которому она была подвергнута.
Можно привести целый ряд примеров в этом роде, показывающих обширность, всеобъемлющий характер давления. Например, мне кажется, очень существенным то, что касается средств массовой информации. Когда-то мне попался в руки номер журнала "Тайм". Такой, вроде нашего бывшего "Огонька", самый распространенный цветной журнал. Да мы, собственно, его и достали, потому что там был отзыв на работу, в которой я участвовал. И вдруг я вижу там описание любопытного случая. Председатель комитета начальников штабов, то есть, военный ? 1, генерал Браун выступает в каком-то университете, и, отвечая на вопросы студентов, вдруг в какой-то момент взрывается: "Вы не представляется, в каком положении мы находимся по отношению к представителям Израиля. Они лучше осведомлены о наших вооружениях, чем мы сами. Когда мы говорим, что мы не можем продать какого-то вида вооружение, на это не пойдет Конгресс, они говорят, что касается Конгресса, то это вы предоставьте нам. И они действительно это могут сделать".
Самое замечательное, может быть, то, что там описывают дальше. Что начался поток писем в Конгресс, отдельным сенаторам, президенту. Генерал был вызван и 10 минут его отчитывал президент. Генерал покаялся и сказал, что его неправильно поняли. И это в стране, которая имеет специальную поправку в конституции, гарантирующую свободу слова.
Что же это тогда значит? И он говорит: "Посмотрите, где их деньги. Они в средствах информации и в банках". В журнале говорится, что этот взгляд является упрощенным. Статья ссылается на недавно вышедшую книгу некоего Айзекса "Евреи в американской политике", откуда приводятся сведения, что евреи возглавляют корпорации, владеющие тремя основными американскими телекомпаниями, являются издателями основных американских газет "Нью-Йорк Таймс", "Вашингтон Пост", "Уолл Стрит Джорнал". Но в целом владеют только 3 % всех американских газет и 8 % газет ежедневного распространения.
И постепенно мы приходим к такой картине, сложившейся при президенте Клинтоне, когда государственный секретарь ? Мадлен Олбрайт, о которой уже была речь раньше, военный министр ? Коэн, министр финансов ? Рубин, глава национального совета безопасности ? Бергер, глава федерального резервного фонда ? Гриншпан.
Комитет Государственной думы издал несколько лет назад книгу об экономическом положении Соединенных Штатов. Там приводится цитата из "Уолл Стрит Джорнал", где сообщается, что на последних президентских выборах, которые были 4 года назад, для затрат на одного кандидата, Гора, еврейский капитал составлял 75 %, а другого ? Буша, это всего 30-50 %. Но вот что я уже сам видел. По поводу нового правительства Буша в "Вашингтон Пост" появляется статья Р. Коэна, которая называется "В этом правительстве нет евреев". Она написана в таком ерническом духе, что при желании можно обратить это в шутку. В ней говорится, что ближе всего к этому находится Линда Шавец, которая хотя бы замужем за евреем.
Важным вопросом является то, кем считают себя евреи Соединенных Штатов. По оценкам социологов, девять десятых из них предпочитают интегрироваться в американское общество, и не думают, не заявляют даже о том, что они отправятся в Израиль. Однако четыре пятых из них считает, что поддержка Израиля ? в интересах Соединенных Штатов. Поэтому они поддерживают Израиль не как евреи, а как граждане Соединенных Штатов.
В книге Финдли, на которую я ссылался, приводится мнение обозревателя, в котором говорится, что сейчас государство Израиль занимает центральное место в определении еврейской идентичности. То есть оно играет основную роль признака, по которому определяется принадлежность тому феномену, который мы называем "еврейство".
Может быть, самым ярким примером является судьба историков, которые объединяют себя под названием "ревизионистов". Они стараются пересмотреть стандартные, неверные представления об истории Второй мировой войны. Некоторые из них оспаривают цифру шесть миллионов погибших, уничтоженных нацистами евреев. Некоторые утверждают, что не было газовых камер и так далее. В действительности им не отвечают. Если их упоминают, то лишь как неонацистов или правых радикалов. Зато они постоянно преследуются. Ряд этих авторов присуждены к тюремному заключению. В ряде стран, таких, как Канада, Германия, Франция, Швейцария, имеется соответствующий пункт закона. При этом никогда им не инкриминируется иных действий, кроме написания книг, в которых приводятся аргументы, подтверждающие их точку зрения. И это итог многовековой "борьбы за свободу слова", которая разворачивалась на Западе, и которая, собственно говоря, формировала западную историю.
Есть такая книга американского политика Дюка "Еврейский вопрос глазами американца". Я не берусь проверить во всех деталях приводимые факты, но он пишет там, как собственные суждения: "Когда некоторые из моих друзей по патриотическому движению ввели в обращение ? термин "Сионистко-оккупационное правительство", или СОП, я думал, что название несколько преувеличено, но после долгих размышлений и изучения этого вопроса я осознал, что это наиболее подходящее описание грустных дел в Вашингтоне в сфере внутренней и внешней политики". Но я думаю, к этому можно только добавить: то, что происходит в Вашингтоне, фактически отражается и на всем мире, в котором велико американское влияние.
http://www.narodinfo.ru/article/195
viperson.ru