20 января 2011
3867

Переход на Евро

Когда в столице станет легче дышать?

Когда Москва перейдет на Евро- 4? Сколько новых лыжных трасс откроется в ближайшее время? Появятся ли в столице новые заказники?

На эти и другие вопросы ответил в ходе "Делового завтрака" в "РГ" новый руководитель департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы Антон Кульбачевский.
За год до Евро-4

Российская газета: Антон Олегович! Воздух в Москве такой, что москвичи голубого неба не видят. В этом виноват автотранспорт?

Антон Кульбачевский: Да, на 90% воздух в столице загрязняется автомобилями. Миллион тонн вредных веществ в год - таков их вклад.

РГ: А если учесть, что в городе ежегодно добавляется по 300 тысяч машин...

Кульбачевский: На самом деле с 2005 года наметилась пусть еще незначительная, но все-таки тенденция к улучшению. У москвичей растет благосостояние, они покупают более экологичные автомобили, да и производители подтягиваются к европейским нормам. К тому же мэр Москвы Сергей Собянин объявил войну пробкам на дорогах. Власти рассчитывают, что, увеличив скорость движения в городе, удастся уменьшить и количество вредных выбросов. На это же работает и начавшийся переход на автомобили с гибридными двигателями и работающими на газу. Для того чтобы этот процесс ускорить, активно развивается сеть заправок газовым топливом.

РГ: В 2011 году Москва первой в стране собиралась перейти на Евро-4... Планы остаются в силе?

Кульбачевский: Нефтеперерабатывающая промышленность страны еще не готова перейти полностью на выпуск Евро-4. Чтобы стимулировать этот переход, государство с лета 2011 года вводит дополнительный акциз на бензин Евро-3. То есть его производители с каждой тонны будут должны заплатить государству 500 рублей. В итоге цена более дешевого и менее качественного бензина сравняется с более дорогим Евро-4. Это делается специально для того, чтобы производство более экологичного топлива стало выгодным, и в 2012 году Москва вместе со страной перейдет на Евро-4.
Лыжи, керлинг, роллердром на выбор

РГ: Недавно вы назвали такую цифру: на 12 миллионов жителей в Москве растет 12 миллионов деревьев. Это много или мало?

Кульбачевский: Мало. Для того чтобы зеленые "легкие" города справлялись с очисткой воздуха и выделяли необходимое количество кислорода, нужно иметь 5-6 деревьев на жителя.

РГ: Значит, нужно больше сажать?

Кульбачевский: Скорее, лучше ухаживать и за существующими, и за новыми посадками. Непосредственно за озеленение в Москве отвечают департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, "Мосгорзеленхоз" и наш департамент. Не хочу ничего плохого сказать о предшественниках, но считаю, что деньги на озеленение расходовались неэффективно. Посадочный материал зачастую закупался некачественный, мало уделялось внимания технологиям посадки. Весной воткнули прутики, к осени заявляют: не прижились. На следующий год сажают снова туда же. Я постараюсь изменить эту практику.

РГ: А новые особо охраняемые природные территории будут создаваться?

Кульбачевский: Сейчас такие территории занимают в столице почти 17 тысяч гектаров (почти треть площади Москвы). Городским законом предусмотрено образование еще 46 крупных природно-исторических парков и заказников, а также 148 памятников природы регионального значения на 4 тысячах гектаров. Первые четыре - Троицкий, Ивановский, Аннинский и Медведковский - уже создаются, еще пять - Рублевский, Солнцевский, Химкинский, "Долина реки Городни" и "Долина реки Битцы в Ясенево" - проходят государственную экологическую экспертизу.

РГ: Говорят, даже спортзалы появятся на природных территориях?

Кульбачевский: Планируем установить 15 универсальных пневмомодульных комплексов. В каждом из них универсальный спортзал, всесезонный каток, прокатный пункт, где можно взять по доступной цене и лыжи, и коньки. Для обслуживания посетителей вся необходимая инфраструктура - буфеты-столовые, раздевалки, медпункты, детские игровые комнаты. Можно в этих универсальных спорт залах будет и поиграть в мини-футбол, теннис и баскетбол, в трех комплексах - заняться керлингом и катанием на роллердромах. Первые два комплекса появились в природно-историческом парке "Битцевский лес" и ландшафтном заказнике "Теплый стан".
И в Лондоне посыпают дороги реагентами

РГ: Сколько бы москвичи ни выступали против реагентов, коммунальщики от них не отказываются. Вы не можете им запретить их использовать?

Кульбачевский: До 2008 года у федеральных властей были к Москве претензии по качеству реагентов. Дело было в том, что тогда применялись реагенты, не прошедшие государственную экологическую экспертизу. Я тогда работал в Росприроднадзоре, нами и министерством природных ресурсов и экологии была проведена колоссальная работа. Пригласили экспертов, провели общественные слушания. В итоге для Москвы были отобраны определенные виды жидких и твердых реагентов. Изменения были внесены и в технологию зимней уборки, разработанную департаментом ЖКХ. Технология была утверждена правительством Москвы, и прошлой зимой она уже действовала.

Действует и в этот зимний сезон. И я могу сказать: коммунальщики работают сейчас строго в соответствии с федеральным экологическим законодательством.

РГ: Правда ли, что реагенты, которыми поливают московские улицы, покупает сейчас даже заграница?

Кульбачевский: Правда. В частности Лондон, когда прошлой зимой у них прошли обильные снегопады, каких там обычно не бывает, приобрел большую партию и остался доволен. А два года тому назад покупал и итальянский Турин. У них ведь ничего не приспособлено для непогоды - снегоуборочной техники просто нет, машины ездят круглый год на летней резине...

РГ: То есть вы сторонник применения реагентов?

Кульбачевский: Я сторонник целесообразности. Раз реагенты помогают обеспечить для жителей города безопасность и комфортность при передвижении по дорогам, значит, ими нужно пользоваться. Но опять же, повторяю, строго соблюдая технологию. Им не место во дворах и на тротуарах - там дорожки должны быть просто вовремя механически почищены, а наледь посыпана гранитной крошкой. А вот когда перед снегопадами обильно поливается дорожное полотно на магистралях, это нормально. Так подкладывается соломка для автолюбителей, защищая их от ДТП.
Спасение в экотехнопарке

РГ: Московские власти решили, что делать с мусором? Бурный протест общественности поставил точку на попытке заковать столицу в кольцо мусоросжигательных заводов. На смену этой идее пришла другая - построить завод по гидросепарации. Проект дорогостоящий, по карману ли он Москве?

Кульбачевский: Дело не только в дороговизне. В наших климатических условиях работа такого завода вообще сомнительна. Ему нужно очень много воды, которая зимой к тому же у нас может замерзнуть. Надежда Московского региона на создание сети экотехнопарков, которые разместятся примерно в 200 километрах от Москвы. Именно там отходы, которые невозможно переработать, будут частично сжигать, а частично закапывать до лучших времен, когда появятся новые технологии. В самой же Москве предполагается вести только сбор отходов и их отгрузку.

РГ: И когда же появятся эти экотехнопарки?

Кульбачевский: Времени на решение вопроса мало. Полигоны, на которых Москва сейчас закапывает большую часть мусора, практически выработали ресурс. Еще года три - и москвичи начнут сыпать мусор просто на обочины дорог, чего, конечно же, допустить нельзя.

Справка "РГ"

До назначения 10 ноября на пост руководителя департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы 43-летний Антон Кульбачевский возглавлял департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу.

О нарушениях природоохранного законодательства можно сообщить по телефону "горячей линии" департамента природопользования и охраны окружающей среды: тел. 605-85-62.


Любовь Проценко
Опубликовано в РГ (Неделя) N5386 от 20 января 2011 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован