03 марта 2007
2753

`Персона грата`: Александр Шохин

Предприимчивость сродни остроумию. Как невозможно в человеке воспитать чувство юмора, так же трудно приходится в бизнесе тому, в ком нет предпринимательской жилки. Не говоря уже о том, что в России эти два качества - чувство юмора и предприимчивость - должны быть друг от друга неотделимы. Гость Виталия Ушканова - президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.

- РСПП исполнилось 15 лет. Журналисты именуют вашу организацию "профсоюзом олигархов". Насколько это определение соответствует тому, что ваш союз делает, и той роли, которую он играет?

Шохин: В 2000 году в РСПП влились крупные предприниматели (сразу после того, как новоизбранный президент Путин заявил, что крупный бизнес будет равноудален от Кремля). Они поняли, что лоббировать частные интересы или интересы небольших групп - пройденный этап. Лоббировать нужно создание благоприятных условий для предпринимательства, а не для конкретных компаний. И крупный бизнес решил, что создавать свою организацию, которая будет ассоциироваться только с крупными сырьевыми компаниями, неправильно, и принял ответственное решение - влиться в РСПП. Это было не только использование брэнда, возможностей тогдашнего президента Аркадия Вольского, но действительно понимание того, что если хочешь позаботиться о себе, ты должен позаботься о среднем и малом бизнесе, о тех, кто напрямую не связан с твоими корпоративными интересами. И действительно, сразу после прихода в РСПП крупного бизнеса было создано несколько комитетов, рабочих групп и т.д., которые занялись законодательством. Если раньше предприниматели считали, что достаточно профинансировать ту или иную партию либо купить несколько проходных мест в списке одной партии и лоббировать свои интересы в Думе, то после 2000 года наметился поворот: нужно было публично заявить свою позицию, писать законы (буквально технологически писать текст закона) и в полемике с правительством и Думой доказывать свою правоту. Так был принят закон о валютном регулировании и валютном контроле. Все знали, что авторство этого закона за РСПП. Это в некотором смысле цивилизованная публичная технология лоббирования. Мне кажется, что хлесткое название "профсоюз олигархов" скрывало трансформацию лоббизма в России с теневых механизмов, в том числе механизмов финансирования лоббистской деятельности, в публичную, цивилизованную, хотя и не оформленную законодательно, деятельность.



- Стали традиционными встречи представителей РСПП с главой государства. Идя к президенту, вы знаете, о чем пойдет речь? Как такие встречи готовятся?

Шохин: Я участвовал в трех встречах с президентом на стороне российского бизнеса. Первая встреча три года назад произвела на меня тягостное впечатление. Было 6 организаций, и каждый говорил о своем. Все было нацелено на то, чтобы почувствовать температуру в палате и услышать комментарии президента. В этой связи очень жесткой была борьба за то, кто попадет туда. Эффективность была невысока, поэтому уже в прошлом году перед встречей с президентом мы решили сформулировать одну тему, главную, имея в виду, что на нее должно уйти больше половины времени встречи. Должен сказать, что у меня была возможность загодя обсудить с президентом, что это могла бы быть за тема. Мы предложили тему профессионального образования. Нехватка квалифицированных кадров, большие разрывы между качеством подготовки и требованиями рынка труда волнуют нас не меньше, чем государство. Тогда и произошел сдвиг. Вот и на этот раз мы знали, какой может быть тема встречи, в том числе потому, что мы ее предлагали. Диверсификация сырьевых отраслей интересует крупные сырьевые экспортно-ориентированные компании. Бизнес понимает, что красивая жизнь, основанная на хорошей конъюнктуре и высоких нефтяных ценах, долго продолжаться не может, и не потому, что политическая ситуация может измениться, а потому, что многие страны уходят от нефти и газа, переходя к альтернативным видам топлива. Может так случиться, что спрос на углеводороды может снизиться, как это произошло в период энергетического кризиса 70-х годов. Кроме того, устойчивость компаний зависит от того, насколько они диверсифицированы и географически, в том числе имеют опорные точки в других странах, и в отраслевом разрезе. Если компания многоотраслевая, устойчивость ее повышается. Интерес у компаний есть, но бизнес хотел бы небольшого импульса со стороны государства, не только демонстрации политического желания видеть больший вес обрабатывающих отраслей, но и более эффективной работы в этом направлении.

16.02.07 10:30 Радио России
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован