Худой мир лучше доброй ссоры, особенно если речь идет о родственниках или ближайших соседях. Жить в постоянном ожидании большого зла или мелких пакостей малоприятно. В СНГ мы вроде зла никому не желали, не строили козней, но сегодня нужно быть изрядным оптимистом, чтобы разглядеть на постсоветском пространстве радужные перспективы. О настоящем и будущем Содружества - беседа Виталия Ушканова с председателем думского Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками академиком Андреем Кокошиным.
- Вы оптимист?
Кокошин: Несколько лет активной политики России на постсоветском пространстве позволяют выразить умеренный оптимизм: время отступления, ослабления наших позиций прошло, а по ряду направлений нам удалось их даже упрочить (особенно это касается Центральной Азии). Посмотрите, что происходит на Украине. Ситуация изменилась: новое руководство нашло правильный тон во взаимоотношениях с Россией и, действуя в полном соответствии с национальными интересами Украины, выстраивает очень разумную линию поведения. Украинские коллеги учитывают озабоченность России в сфере безопасности и позицию России по экономическим вопросам. Противники развития отношений с Россией значительно оттеснены с политической авансцены.
- Но симпатия к России где-то прибывает, а где-то убывает. В Белоруссии, скажем, к нам стали относиться гораздо более прохладно.
Кокошин: Думаю, дело не в симпатиях и антипатиях. Многие страны СНГ, исходя из прагматических расчетов, пришли к выводу, что ориентироваться на Запад не так выгодно, как выстраивать отношения с Россией. Украинские парламентарии и промышленники прекрасно понимают, что Европе они со своим производством не нужны. Там есть свои мощные военно-промышленные комплексы. Украинцев не допустят, например, в западную аэрокосмическую сферу. Это стало понятно после того, что произошло с российско-украинским военно-транспортным самолетом, который был явно лучше всего того, что могли предложить Западной Европе и американцы, и сами европейцы, но западноевропейская оборонная промышленность со своими колоссальными лоббистскими возможностями его убила. Это касается и других республик. Развивать белорусское машиностроение без кооперации практически невозможно. Можно продать несколько десятков или сотен тяжелых грузовиков с российскими дизелями, но дальше-то что? Я считаю, что наши политические успехи или неудачи на постсоветском пространстве будет зависеть от того, что будем делать мы в России. Если быстрыми темпами пойдем вперед, будем восстанавливать промышленную мощь, то все соседи будут с нами.
- Министр иностранных дел Сергей Лавров, выступая в Госдуме, рассказал, как МИД намерен реформировать содружество. К очередному саммиту глав стран-участников СНГ должна появиться новая концепция. Кто ее разрабатывает?
Кокошин: Надо трезво оценить, что в СНГ ни в коем случае нельзя потерять. Некоторые говорили, что СНГ умерло и России первой надо из него выйти, а остальные путь делают что хотят. Это неверная позиция. Есть очень важные сферы, где мы продолжаем взаимодействовать, в том числе с теми руководителями, кто смотрит нынче не в Москву, а на Запад. Это транспорт, особенно железнодорожный. Железная дорога - больше, чем дорога, важнейшая часть экономики. РАО ЕЭС добилось сотрудничества по переброске электроэнергии при пиковых нагрузках в рамках системы, которая существовала в СССР. Сотрудничество в области здравоохранения растет. Я бы мог назвать еще борьбу с организованной преступностью. Органы МВД продолжают очень серьезно сотрудничать на всех уровнях - от министров до оперов. Еще один важный сегмент - борьба с терроризмом. Можно назвать еще полдюжины направлений, где сотрудничество было, есть и будет. Его надо ценить и развивать. Наряду с двусторонними соглашениями СНГ нужны общие правила. В России появился вице-премьер Сергей Нарышкин, который отвечает за вопросы экономики в рамках Содружества. Это очень важное событие, которому я бы придал куда большее значение, чем появлению новых формул реформирования. Хочет кто-то или нет, но главную роль в реформировании СНГ играла и будет играть Россия. От того, как наша страна будет себя вести, зависит интеграционный потенциал СНГ.
Радио России
viperson.ru