Если на сложном городском перекрестке снять светофоры и убрать регулировщиков, получим печальную статистику ДТП. В нашей стране экономические развязки и перекрестки сложные, запутанные. Одни, несмотря ни на что, свято верят в невидимую рыночную руку, которая все отрегулирует, другие, невзирая на печальный опыт, надеются на мощную государственную длань. Что надежнее? Об этом - беседа Виталия Ушканова с членом Общественной палаты, президентом Ассоциации приватизируемых и частных предприятий Григорием Томчиным.
- Спор между рыночниками и государственниками будет длиться бесконечно?
Томчин: Спор - двигатель прогресса. Кстати, когда в Голландии в городе убрали светофоры и регулировщиков, число нарушений снизилось.
- Вы можете привести пример, когда государство не справилось с ролью экономического регулировщика?
Томчин: Могу. Это процедура банкротства. До принятия последнего варианта закона банкротство у нас стало не оздоровлением предприятия, которым должно быть, а его разрушением. До принятия закона было 42 тысячи арбитражных управляющих, лицензии которым выдавало государство. Получить лицензию было достаточно просто. А дальше управляющий был предоставлен сам себе. Он приходил на предприятие, за взятку его ликвидировал... Банкротство стало основным инструментом рейдерства. Новым законом мы ввели саморегулируемые организации, и теперь, чтобы быть арбитражным управляющим, нужно быть партнером таких же арбитражных управляющих. В законе было точно прописано, как они образуются, как действуют, как принимают решения, какую ответственность несут перед клиентами. Таких организаций создано 38, осталось 3,5 тысячи арбитражных управляющих, и банкротство перестало быть инструментом рейдерства.
- Почему в некоторых отраслях саморегулирование законом утверждено, а федеральный закон о саморегулируемых организациях отложен в долгий ящик?
Томчин: Введение саморегулирования приведет к резкому снижению взяточничества. В России если взятка может быть дана, она будет взята. А раз так, значит, происходит вход в профессию через взятку, и удаление из профессии соперника может быть тоже через взятку. Если чиновник не берет взятки, его меняют. Когда мы передаем управление сообществу, где действуют законы этики, взятки брать нельзя.
- Скоро в Думу должны поступить поправки в Градостроительный кодекс. Саморегулирование может стать реальностью в строительной сфере тоже. Где гарантии, что новая система не будет более рискованной?
Томчин: Как понять, что вас не обманывают? Получили вы квартиру, и если в вашем доме в первый-второй год выявлены недоделки, что-то трещит, саморегулируемая организация выплачивает вам компенсацию, и она об этом говорит заранее.
- Государственное лицензирование исчезнет?
Томчин: Да. Заменой лицензированию станет саморегулирование.
- Будет ли какой-то механизм контроля?
Томчин: Конечно. Только государство будет контролировать уже не каждого строителя, а саморегулируемую организацию: как там принимаются решения, как проводится экспертиза, соответствует ли все это закону.
- Не приведут ли эти перемены к удорожанию услуг компаний, которые войдут в саморегулируемые организации?
Томчин: Официальное удорожание себестоимости будет. Но это не цена, а поскольку в цену входила взятка, размер которой гораздо больше, то не приведет. Опыт показывает.
07.12.06 10:30 Радио России