02 ноября 2007
2730

`Персона грата`: Виктор Дёмин

Если почитать публикации в российской прессе о нацпроекте в сфере образования, можно понять, что они, как правило, о том, какой должна быть российская средняя школа сегодня, кто должен в ней работать, и какую зарплату учителю можно считать достойной. На втором месте - разговор о ВУЗах: как проводить вступительные экзамены, кто должен оплачивать получение высшего образования. И много других важных вопросов. А вот к ПТУ и другим специальным средним учебным заведениям внимания уделяется гораздо меньше. Справедливо ли это? Президент Союза директоров средних специальных учебных заведений России, директор Красногорского оптико-электронного колледжа Виктор Дёмин - желанная персона в нашей студии.

- Виктор Михайлович, чем вы объясните такое невнимание к ПТУ? Может быть, в нашу постиндустриальную эпоху они никому не нужны и потому не востребованы?

Дёмин: Вообще профессиональное образование по своей сути и структуре в России уникально. У нас на протяжении тысячелетий складывалась трехуровневая система профобразования: начальная, куда входят училища; среднее профобразование - это техникумы, колледжи; высшее профобразование - институты, академии, университеты. Если в училищах осуществляется подготовка рабочих кадров, то в системе среднего образования готовятся высококвалифицированные рабочие, специалисты среднего звена. Такая система отвечает структуре производительных сил и их качеству, которая в течение десятков-сотен лет формировалась в российской экономике. Сегодня сегмент производительных сил в нашем обществе от 40 до 60% относится к специалиста среднего профобразования.

Ведущий Виталий Ушканов и Виктор Дёмин в студии ""Радио России""

Президент страны Владимир Путин в последнее время дает очень мощные сигналы обществу, политикам, государственным деятелям и, прежде всего, работодателям на необходимость обратить внимание на уровни образования, в которых готовится важная рабочая сила. Все дело в том, что в обществе искажено представление о профессиональной и интеллектуальной успешности личности. Диплом ВУЗа - это некий мандат карьерного успеха. Родители видят своим долгом дать детям высшее образование, а дальше уже все расставит на места сама жизнь. Но очень часто на практике мы видим, что специалист, получивший высшее образование, не находит себе места на рынке труда. И родители замечают своё любимое чадо, стоящее с этим дипломом в руках на Черкизовском рынке или на любом другом. Неудовлетворенность приводит к некой социальной агрессии, когда человек амбициозно заявляет о своем потенциале, а потом оказывается невостребованным.

Рынок труда - это очень тонкий механизм, который структурируется по мере того, как развивается экономика, в зависимости от того, какие технологии приходят в сегмент промышленного реального сектора экономики или непроизводственной сферы. Он беспощаден и к выпускникам ПТУ, техникумам и колледжей. И нечеткость ориентиров общества на реальные потребности рынка труда, на успешность, которую представляют те или иные рабочие места приводит к однобокому пониманию роли высшего образования. Я еще раз скажу о том, что не уровень образования, в большей степени, определяет успешность человека (уровень оплаты труда и возможность карьерного роста).

Виктор Дёмин в студии ""Радио России""

Три коротких вопроса:

- В какой стране, кроме России, вы себя чувствуете наиболее уютно?

Дёмин: Мне часто приходится бывать на международных семинарах и конференциях в разных странах, но там я всегда чувствую ностальгию по родине.

- Вы в молодости занимались баскетболом. Кого из отечественных баскетболистов вы считаете самым великим?

Дёмин: Трудно ответит на этот вопрос.

- Студенты вашего колледжа могут в любое время придти к Вам и поделиться своими заботами и проблемами?

Дёмин: В колледже есть локальная внутренняя сеть, прямые сайты с директорами и руководителями заведения, с помощью такой системы и студенты, и родители, и работодатели могут задавать вопросы и своевременно получать на них ответы.

Досье

Дёмин Виктор Михайлович - президент Союза директоров средних специальных учебных заведений России.
Родился 5 апреля 1949 года в Подмосковье. Окончил исторический факультет МГПИ им. Ленина. Преподавал в школе историю, занимался комсомольской партийной работой.
Работал в Министерстве обороны промышленности СССР. Почти три десятилетия занимает пост директора Красногорского оптико-электронного колледжа. С 98 года возглавляет Союз директоров средних специальных учебных заведений России.
Доктор педагогических наук, кандидат экономических наук, профессор. Автор многих учебников для средних специальных учебных заведений и научных работ по истории, информатизации, менеджменту и экономике профессионального образования. Действительный член Академии профессионально образования России и Международной академии "Контенант". Награжден орденом Дружбы, орденом Почета и медалями. Лауреат премии Правительства РФ в области образования. Заслуженный учитель России. Почетный работник среднего профессионального образования. Отличник среднего профессионального и общего образования.
Женат. Отец и дед.
С удовольствием читает историческую литературу, любит путешествовать, увлекается плаванием и баскетболом.



http://www.radiorus.ru/news.html?id=230940
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован