Эксклюзив
Козин Владимир Петрович
27 октября 2016
4230

Перспективы развития ядерных сил США в свете трансформации их ядерной стратегии

Main i  2

Выступление на конференции «Долгосрочное прогнозирование международных отношений в интересах национальной безопасности России», организованной Центром военно-политических исследований МГИМО. Москва, 16 сентября 2016 года

1. США намерены продолжать проводить свою региональную и глобальную военную политику на основе применения стратегического и тактического ядерного оружия в первом превентивном и упреждающем ядерном ударе, руководствуясь при этом стратегией «ядерного сдерживания», которая с учетом ее особенностей может быть квалифицирована как стратегия «безусловного наступательного ядерного сдерживания». Такая стратегия останется у Соединенных Штатов, по меньшей мере, до конца текущего столетия.

2. Итог деятельности президента Барака Обамы на данном направлении заключается в следующем.

Являясь на словах поборником «безъядерного мира», уходящий президент сократил меньше ядерных боезарядов, чем три его ближайших предшественника на посту президента: Обама сократил на 10%, в то время как Буш старший на 41%, Клинтон на 22% и Буш младший на 50%. Другое сравнение в абсолютных цифрах: Обама сократил количество ядерных боезарядов на 507 единиц, в то время как оба Буша (отец и сын) 14.801 единицу или в 29 раз больше.

С другой стороны, Обама израсходовал больше средств на модернизацию ядерных вооружений и на создание носителей ядерных вооружений нового поколения, чем другие президенты, хотя в марте 2012 года признавал в Хэнкукском университете, Южная Корея, что у США имеют больше ядерных вооружений, чем им требуется.

Он ничего не предложил для решения проблемы «оперативно неразвернутых» ядерных вооружений, которые на 1 марта 2016 года составляли 63% от суммарного количества оперативно развернутых ядерных боезарядов СНВ США (464 против 741).

3. В период своего президентства Барак Обама инициировал лишь ряд незначительных изменений в ядерной доктрине:

1) декларативно снял положение об уничтожении городов вероятного противника с использованием ядерного оружия, но эта формулировка касается только конфликтов с применением обычных видов вооружений;

2) включил формулировку о неприменении ядерных средств в отношении государств, которые присоединятся к ДНЯО и будут полностью выполнять все его положения (при этом не оговорено, какой  международный орган будет располагать правом выявления факта выполнения или невыполнения ДНЯО каким-то государством; очевидно, Вашингтон полагает, что такое право должно принадлежать только ему).

4. Среди наиболее политически значимых, но нереализованных шагов по видоизменению нынешней американской ядерной стратегии, можно выделить:

1) попытку нынешнего военно-политического руководства США заменить стратегическую парадигму «взаимное гарантированное уничтожение» на «взаимную гарантированную безопасность»;

2) стремление распространить через американскую прессу и через отдельные международные встречи идею о том, чтобы США и Россия взяли на себя взаимное обязательство о неприменении ядерного оружия в первом ядерном ударе.

Но обе эти новации Белый дом не реализовал. Три министра нынешней Администрации США (обороны, энергетики и иностранных дел), а также главком Стратегического командования США уже дали негативное заключение на идею неприменения ядерного оружия в первом ударе.

5. В период, прошедший после целенаправленной смены спецслужбами США и ряда их ближайших партнеров по НАТО правящего режима на Украине в феврале 2014 года и создания там особо враждебного России государства, появились некоторые признаки дальнейшей трансформации ядерной стратегии США, которые несут в себе негативный заряд.

Негативными особенностями нынешней ядерной доктрины США является то, что уходящий со своего поста 44-ый американский президент отказался от стратегии «минимального ядерного сдерживания», что не позволяет ему опускаться ниже потолка в 1000-1100 боезарядов СНВ.

Он отказался понизить степень боеготовности ракетно-ядерных сил США, к чему его призывали многие американские эксперты и бывшие высокопоставленные военные.

С другой стороны, Барак Обама не отказался от части общенациональной ядерной стратегии – стратегии «расширенного ядерного сдерживания». Он не отказался от концепции «запуска по предупреждению», то есть от установки, предполагающей инициативное использование американского ракетно-ядерного оружия даже в случае появления признаков его применения другими государствами, что понижает порог его применения.

В американских военно-политических кругах широко обсуждаются возможности начала ограниченной ядерной войны с целью «деэскалации» вооруженного конфликта с использованием обычных видов вооружений в рамках концепции «эскалация деэскалации». Высокопоставленные американские представители  говорят о необходимости создания «баланса между ядерным сдерживанием и эскалацией», о сочетании «ядерного и неядерного сдерживания». Появились даже высказывания действующих высокопоставленных государственных деятелей США об «ограниченном применении ядерного оружия».

Дебатируются возможности развязывания боевых действий с применением миниатюрных ядерных боезарядов (ядерных боезарядов с малой мощностью). В этой связи упоминается новая ядерная авиабомба В-61-12, которая, как заявлено, будет иметь максимальный ядерный боезаряд в 50 кт и минимальный в 0,3 кт.

В США стали проводиться комбинированные военные учения – учения с первоначальным использованием СОН, но впоследствии трансформируемые в военные учения с применением ядерного оружия.

К проведению «ядерных» военно-штабных компьютерных игр привлекаются высокопоставленные гражданские государственные служащие, которые могут оказывать влияние на принятие решений в ракетно-ядерной сфере.

Короче говоря, речь идет о трансформации ядерной стратегии США, которая синхронизирует ядерное и неядерное мышление «до максимального ядерного сдерживания на всех фазах конфликта».

С целью отвлечения внимания от таких дебатов и решений в глобальное информационное поле Вашингтоном вброшено три «сценария» развязывания Россией ядерной войны против Западного мира.

6. Нынешние предвыборные платформы Республиканской  и Демократической партий США предусматривают дальнейшую модернизацию национального ядерного оружия и средств его доставки, не делая при этом различий между стратегическими и тактическими ядерными вооружениями. Можно предположить, что независимо от того, кандидат какой партии войдет в Белый дом, американские вооруженные силы сохранят сильную опору на радикально обновляемый ракетно-ядерный потенциал стратегического и тактического назначения.

7. Основаниями для такого предположения являются следующие обстоятельства.

В последующие десятилетия под американскую ядерную стратегию будет реально подведен мощный ядерный потенциал стратегического и тактического назначения.

В ближайшие 15 лет военно-политическое руководство США намерено произвести радикальную модернизацию своих СНВ – будет создана новая стратегическая триада. Новые тяжелые стратегические бомбардировщики начнут появляться на вооружении с 2025 года (предполагается создать их до 100 единиц), новые межконтинентальные баллистические ракеты –  с 2029 года (предполагается произвести до 400 единиц), а также новые подводные ракетоносцы начнут приниматься на вооружение – с 2028 года и выйдут на боевое патрулирование в 2031 году (в общей сложности будет построено 12 «экспериментальных» ПЛАРБ класса «Колумбия»; на каждой из них будет установлено по 16 БРПЛ).  Новая ПЛАРБ класса «Колумбия» будет находиться на вооружении до 2080 года.

В общей сложности такая перекройка традиционной стратегической ядерной триады позволит США иметь к середине нынешнего века до 692 принципиально новых носителей СНВ – без учета крылатых ракет морского и воздушного базирования повышенной дальности, оснащенных ядерными боезарядами (только новых КРВБ предполагается создать до 1.000 единиц).

В 2020 году или даже раньше в США начнется полная модернизация тактического ядерного оружия: они приступят к массовому производству корректируемых ядерных авиабомб нового поколения повышенной точности «В-61-12», которые заменят четыре типа авиабомб этого класса, разработанных ранее. Завершенные в октябре 2015 года испытания этой авиабомбы открывают двери для ее массового производства. Новые авиабомбы способны выполнять как тактические, так и стратегические ядерные задачи. В частности, они предназначены для нанесения первого ядерного удара по Российской Федерации. Под ее доставку создаются многоцелевые истребители-бомбардировщики F-35A и F-35C, которые будут находиться на вооружении до 2075 года, а также новый стратегический тяжелый бомбардировщик В-21 или условно именуемый как B-3.

8. США и НАТО в целом сохранят «Чикагскую триаду» –  постоянно действующий оперативно-стратегический механизм, в который с мая 2012 года входят их ракетно-ядерные средства стратегического и тактического назначения, ударно-боевые и информационно-разведывательные средства глобальной системы противоракетной обороны США и НАТО, а также их СОН.

9. ВВС США и еще 14 стран-членов НАТО будут продолжать проводить дестабилизирующую круглосуточную и круглогодичную операцию «Балтийское воздушное патрулирование», в небе Латвии, Литвы и Эстонии, в которой используются четыре типа самолетов «двойного назначения» трех западных ядерных держав (Великобритании, США и Франции).

Все названные девять обстоятельств влекут негативные последствия для национальных оборонных интересов Российской Федерации.

10. С учетом вышеизложенного представляется целесообразным реализовать следующие практические предложения:

1) надлежит внимательно и современно отслеживать все новации перспективной «адаптированной» ядерной доктрины США и ее материальное наполнение; шире практиковать теорию увязок одних видов вооружений с другими при определении наших подходов к проблеме обеспечения контроля над вооружениями с США и их ближайшими союзниками по НАТО; надлежит последовательно укреплять СЯС, средства ПРО и ВКС Российской Федерации;

2) целесообразно постоянно ставить перед ядерными государствами, входящими в НАТО, вопрос о взаимном неприменении вместе с Россией ядерного оружия в первом ударе (в виде юридически обязывающего бессрочного договора) и в качестве промежуточного шага к этой цели – о переходе к стратегии «оборонительного ядерного сдерживания, которое никому не угрожает» (в виде политической декларации); такая акция не требует финансовых ассигнований;

3) в случае получения официального предложения Вашингтона продлить на пять лет срок действия Договора СНВ-3 целесообразно отказаться от такого предложения, а также уклоняться от заключения нового Договора СНВ-4 на двусторонней основе, мотивируя это невозможностью игнорировать бесконтрольное развертывание глобальной системы ПРО США и модернизацию ТЯО США у рубежей России и другими причинами; необходимо также обращать внимание Белого дома на опасность дальнейшего сокращения СНВ, часть которых призвана преодолевать систему ПРО в условиях ее неконтролируемого распространения; следует настаивать на реальном подсчете СНВ – условный зачет одного тяжелого стратегического бомбардировщика «как одна единица СНВ» (независимо от того, что он может нести на борту свыше двух десятков ядерных авиабомб и КРВБ) позволяет Пентагону маскировать перспективные СНВ и ТЯО, решающие стратегические задачи; это также создает искаженную картину в переговорном процесс по СНВ (если руководствоваться существующими правилами подсчета, то 1.000 упомянутых КРВБ буду засчитаны как 100 единиц);

4) надо добиваться полного вывода тактического ядерного оружия США с европейского континента и азиатской части Турции;

5) следует предложить заключить многосторонний договор об ограничениях систем ПРО – с установлением максимальных пределов на ракеты-перехватчики и определением географических зон их неразмещения за пределами национальных территорий; поставить вопрос о замораживании использования оперативного комплекса ПРО США в Румынии и вывозе всех ракет-перехватчиков, установленных на нем, на территорию США, а также о замораживании строительства аналогичного комплекса в Польше на неопределенный срок; с целью поддержания стратегической стабильности в мире следует поддерживать соотношение между ударно-боевыми средствами ПРО и боезарядами СНВ не более 2:1;

6) необходимо постоянно требовать от НАТО полного прекращения операции «Балтийское воздушное патрулирование»;

7) следует поставить вопрос перед США о выводе всех видов их вооруженных сил и новых военно-штабных структур с территории европейских государств, развернутых там после 1 апреля 2014 года;

8) надо предложить провести, например, в Белграде или в Женеве новое Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе с участием всех европейских государств, а также США и Канады, которое положило бы конец опасному военному противостоянию на континенте, инициированному ведущими странами Североатлантического союза во главе с США;

9) предложить новому президенту США провести в феврале-марте 2017 года специальный российско-американский саммит по контролю над вооружениями, не отягощенный другими проблемами, с целью определения приоритетных направлений потенциальных договоренностей в данной области на основе принципов равенства и равной безопасности.

Приложение

Красная звезда, 12 сентября 2016 года

Как сделать мир безопаснее? Снижение уровня ядерного противостояния возможно лишь при соблюдении принципа равной безопасности

 

Российская Федерация и США продолжают выполнять в полном объёме положения подписанного ими в 2010 году Договора о сокращении стратегических ядерных наступательных вооружений (Договор СНВ-3). При этом в последнее время в американских СМИ появились сообщения о якобы существующих у Вашингтона планах предложить российской стороне продлить действие этого договора, предельный срок которого истекает в 2021 году, ещё на пять лет.

Как можно судить по высказываниям некоторых российских представителей, Москва в целом готова рассмотреть предложения Вашингтона о продлении срока действия Договора СНВ-3. Если, естественно, они поступят от американской стороны не через СМИ или от представителей экспертного сообщества, а по официальным каналам, как это предусмотрено самим соглашением (статья 14). Вместе с тем также очевидно, что столь раннее рассмотрение вопроса о продлении срока Договора СНВ-3 представляется преждевременным как по формальным признакам, так и по более существенным соображениям.

Преждевременным по той причине, что до прекращения его первоначально оговоренного срока действия остаётся еще почти пять лет. Что же соображений принципиального характера, то российская сторона не раз указывала на ряд факторов, без учёта которых продление Договора СНВ-3 невозможно.

Во-первых, это «наличие взаимосвязи между стратегическими наступательными вооружениями и стратегическими оборонительными вооружениями», а также «возрастающая важность этой взаимосвязи в процессе сокращения стратегических ядерных вооружений». Это - формулировки из преамбулы Договора СНВ-3.

Во-вторых, продолжающееся бесконтрольное развёртывание ударно-боевых средств ПРО США и НАТО в непосредственной близости от границ России и в глобальном масштабе.

В-третьих, сохраняющееся тактическое ядерное оружие США на территории четырёх государств Европы и в азиатской части Турции, которое может выполнять как тактические, так и стратегические задачи. Его возможности могут значительно возрасти в связи с появлением в ближайшее время в Европе новой корректируемой ядерной авиабомбы В-61-12.

В-четвёртых, намеченное обновление американских авиационных средств доставки новых типов ядерного оружия в виде истребителей-бомбардировщиков F-35A наземного базирования и F-35C палубного базирования, а также стратегических бомбардировщиков нового поколения В-3.

В-пятых, развитие в США высокоточного оружия большой дальности в неядерном оснащении и постепенное продвижение к реализации концепции «Молниеносного глобального удара».

Кроме того, Россия, да и многие другие государства не могут не замечать противодействия со стороны Вашингтона началу переговоров о запрете размещения оружия в космосе. Отсутствует прогресс в ратификации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний на национальном уровне, в том числе со стороны США. Происходит неконтролируемое наращивание со стороны НАТО дисбалансов в обычных вооружениях - в особенности в зонах «передового базирования».

В данном контексте было бы также неправильным не учитывать сохранение в действующей американской ядерной доктрине установки на нанесение первого превентивного и упреждающего ядерного удара, а также понижение порога применения ядерного оружия в этой доктрине. Нет необходимости особо подчёркивать, что соглашения в такой чувствительной сфере, как контроль над вооружениями, могут достигаться только в атмосфере полного доверия и взаимного уважения договаривающихся сторон, сохранения принципа равенства и равной безопасности.

К сожалению, в основополагающих документах США общенационального значения сохраняются неадекватные формулировки относительно действий России на международной арене. До сих пор практически действует необоснованно введенный в отношении нашего государства жёсткий и многосторонний санкционный режим.

Есть и ещё одно существенное обстоятельство, которое в силу своей объективности невозможно исключить или игнорировать в контексте дебатов о судьбе действующего российско-американского Договора СНВ-3. Имеет право на существование мнение, подкреплённое соответствующими расчётами, согласно которому Россия фактически полностью исчерпала возможности для дальнейших шагов на двусторонней основе в этой сфере. И по этой причине необходимо адекватное подключение к соответствующему переговорному процессу всех государств, обладающих ядерно-оружейным потенциалом - в особенности Великобритании и Франции как военных союзников США, имеющих взаимные обязательства в сфере наступательного ядерного сдерживания.

Владимир Козин - главный советник директора Российского института стратегических исследований

Член-корреспондент Российской академии естественных наук

Профессор Академии военных наук Российской Федерации

Член Экспертного Совета при Комитете по международным делам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

 

http://redstar.ru/index.php/component/k2/item/30361-kak-sdelat-mir-bezopasnee

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован