Вчера премьер Владимир Путин, отмечавший 57-летие, пополнил личную библиотеку более чем полутора десятком книг самых известных современных российских писателей. Причем каждая книга - с автографом и пожеланием автора, что, безусловно, резко повышает ценность этого коллективного подарка, преподнесенного ему на встрече с писательским активом страны.
Свои литературные предпочтения Владимир Путин никогда особо не афишировал. Но вчера он просто не мог не сказать о них, в течение нескольких часов общаясь с десятью известными российскими писателями и поэтами. В число приглашенных на встречу с премьером попали мэтры отечественной литературы - Валентин Распутин, Борис Акунин, Андрей Битов, Александр Кабаков, Юрий Поляков, Сергей Лукьяненко и другие. Они пришли не с пустыми руками, преподнеся в качестве подарка имениннику свои книги. При этом авторы соперничали друг с другом не только в рейтингах популярности у читателя, но и в написании пожеланий виновнику вчерашнего торжества. Самым талантливым с точки зрения того, что краткость сестра таланта, следовало бы признать Александра Кабакова, подписавшего свою книгу просто: "С уважением. Автор". Остальные его коллеги чернила не экономили, вкладывая в пожелания в том числе и потаенный смысл. "От неравнодушного автора. С тревогой и надеждой", - написал, к примеру, Юрий Поляков. Автор вмиг ставших бестселлерами "Дозоров" ("Ночного", "Дневного", "Сумеречного" и "Последнего". - "НГ") Сергей Лукьяненко обратился к Путину с пожеланием "доброго здоровья" и "ощущением правильности того, что делаете".
Путин, хотя и не успел прочитать эти строки, на всякий случай признал свои упущения в работе с литераторами. "К сожалению, такие встречи достаточно редки. Хоть по пальцам пересчитать", - сказал он. Между тем необходимость в таком общении премьер ощущает, поскольку "литература - очень важная составляющая в жизни нашего народа, очень важный бренд нашей страны". За словами о России как самой читающей стране мира, последовала констатация беспрецедентных потерь читательской активности: 40% россиян в 2008 году не прочитали ни одной книги. Попутно премьер покаялся в недоработках государства, не уделяющего внимания авторам. В советские годы власть поддерживала писателей премиями, дачами и другими благами, а в ответ от них ждали отдачи в идеологической сфере. Сейчас этого никто не ждет, что имеет и негативные последствия. "Рынок заставляет поступаться качеством литературных произведений", - удрученно констатировал Путин. По его словам, за последние три года лауреатом Государственной премии не стал ни один литератор. Путин обещал указать Минфину и Минкультуры пересмотреть существующие правила, чтобы писательский труд обязательно ежегодно поощрялся материально.
Закончив на приятной для писательского цеха новости о будущих премиях и государственной заботе вступительное слово, Путин предложил высказаться Валентину Распутину. Классик, годящийся имениннику по возрасту в отцы, попытался было произнести ответную речь стоя, но был остановлен. "Можно сидя", - благожелательно улыбаясь, разрешил премьер. "Спасибо, что пригласили нас в знаменательный для вас день", - ответил писатель уже из положения "сидя". Дальше он говорил о прекрасном возрасте: 57 лет - какие это годы для государственного деятеля? Каждый из них сегодня живет долго.
"Государственные деятели чем больше работают, чем больше отдают сил, тем больше их у них остается", - вывел замысловатую формулу долголетия всех причастных к верховной власти людей Распутин. И завершил поздравительную часть своей речи утверждением: что хорошо Путину, то хорошо для России.
Премьер не успел растрогаться по этому поводу, поскольку, во-первых, не за этим сюда пришел, а во-вторых, мэтр начал говорить о менее приятных для руководства вещах. В частности, о катастрофическом падении тиражей российских литературных журналов. "Что левые, что правые - все страдают", - посетовал он. И предупредил - если дальше так пойдет, то большая часть журналов, которые "сделали революцию" конца 80-х годов прошлого века, будет закрыта. Путин вернуть читателей литературным журналам не обещал. "Интернет не заменит литературы. Литература - это живая мысль. Но назад человека мы уже не вернем. Это - данность. Назад не открутить, ничего не закрыть", - убеждал собравшихся премьер. Впрочем, что-то, как вскоре выяснилось, вернуть вполне можно. За спасение журналов может взяться государство, выделив деньги из бюджета. Цена вопроса, по мнению премьера, едва ли будет чрезмерно высокой. А с Минфином он договориться сумеет.
Дальнейшая беседа проходила уже в закрытом формате, и ее подробности журналистам остались неизвестны.
08.10.2009
Игорь Наумов
www.ng.ru