25 января 2008
4307

Петр Вайль: Нет конца карнавалу

В канун карнавала (в этом году он начинается 25 января) есть смысл задаться вопросом: зачем он?

Без будней не было бы праздников. В этом суть всплеска эмоций, возникшего от ожидания и предвкушения поста: цепочки запретов на радости еды, удовольствия выпивки, наслаждения секса. Только на таком удручающем фоне мог распуститься пышный карнавальный цветок.

В наше время слово "карнавал" подверглось инфляции: некий разухабистый праздник вообще. И американский Хеллоуин 31 октября, и европейская гульба Вальпургиевой ночи накануне 1 мая, и Норильск что-то устраивает под тем же названием в сентябре.

Между тем "карнавал" - понятие строгое: празднество перед Великим постом. Слово "карнавал" - красноречивое: carne - "мясо", а vale - "прощай". Важно и прискорбно, что carne - не только то мясо, которое говядина или баранина, но и "плоть". Плотским утехам - тоже прощай. В старые времена детей, зачатых в пост, считали незаконнорожденными.

Оттого в карнавальные дни торопливо вмещался противовес грядущей аскезе. Карнавал выступал не рядовым праздником, а целой жизнью, проживаемой в сжатые сроки, - параллельной жизнью, в которой все наоборот. Дело не в протесте, а в альтернативе: проба иного варианта бытия с заменой плюса на минус, верха на низ, добра на зло. Шуты становятся королями, дураки - мудрецами: посмотрим, как получится. Можно сказать, что и в обычной жизни такое - сплошь и рядом. Верно, но об этом говорят лишь злобные сатирики. В карнавале же за коронацией шло развенчание: вознесенного над толпой шутовского короля под хохот швыряли в навозную кучу. В Европе тряпичный толстяк Карнавал сжигался или сбрасывался в воду. В России соломенное чучело Масленицы после величания разрывали на части или сжигали на костре.

Опыт инобытия завершается, возобновляется рутинное течение жизни. Карнавал - прививка от уныния, входящего в число семи смертных грехов.

В мире карнавала нарушается привычная иерархия: социального статуса, этикета одежды, манеры поведения, языка.

Карнавальный язык - это брань, жаргон и мат. Опять-таки можно заметить, что в таком смысле карнавал царит 365 дней в году от Калининграда до Владивостока. Действительно, беда, но не в том, что бранятся, а что бранятся часто и не по делу. Смысл нарушения словесного канона - в обновлении языка. А если площадная лексика становится обиходной? Делаясь общеупотребительным, обособленный пласт языка размывается. Богатейшему русскому мату грозит исчезновение, как по сути исчез мат английский, когда лет сорок назад он вошел в легальный лексикон. Правильно в русском кинодубляже "fuck" переводят как "черт": по силе экспрессии и попрания общественной морали так оно и есть.

Что до одежды, карнавал - прежде всего маска, которая делает человека анонимным, возвращая к первоосновам: ты - просто человек.

Маска - лишь часть костюма. Костюм может быть разным - от голого, почти буквально, карнавала в Рио-де-Жанейро, где лицо прикрыто лучше, чем любая другая часть тела, до самого вдумчиво одетого карнавала - в Венеции.

Классическая венецианская баута лаконична: белая трапециевидная маска с глубокими глазными впадинами, черная треуголка, черный широкий плащ. Нынешний наряд далеко ушел от классики: позолота, бубенчики, причудливый мавританский узор. Но Венеция держится за качество: здесь по сей день не увидеть марли и картона, только парча, кожа, бархат. Прокат приличного костюма - примерно сотня евро в день.

Занимательно, как постепенно возрастает маскарадная пропорция. Сначала там и сям появляются праздные фигуры в пышных облачениях - нанятые мэрией студенты. Подтягиваются гости, и вот уже на пароходике-вапоретто замечаешь, что половина пассажиров - ряженые, за соседним столиком в кафе - дамы в кринолинах и буклях, а в ресторанном сортире становишься по нужде рядом с вылитым Казановой в шелковых чулках.

Замаскированнейший из венецианцев, Джакомо Казанова только недавно усилиями культурологов превратился из Луки Мудищева в философа жизни и крупного писателя. С подъемом внимания к материальной культуре стала понятна его равная увлеченность глубинами мироздания и фасонами шляп.

Однажды для карнавала Казанова купил бархатные камзолы, стилетом изрезал их и приказал портному поставить заплаты из таких же драгоценных тканей, но контрастных расцветок.

Когда инквизиция пришла его арестовать за вольнодумство, Казанова долго совершал туалет, будучи уверен, что красиво и дорого одетый человек не может выглядеть виновным. Одеждой воспринимал даже презерватив: "Маленький костюм из очень тонкой и прозрачной кожи, длиной в восемь дюймов и без выходного отверстия, который завязывался на входе узкой розовой ленточкой".

В его "Истории моей жизни" все значимые персонажи одеты. То есть Казанова отмечает их наряд, тем самым помещая в социальный и психологический контекст. Как заметил на сто лет позже Оскар Уайльд, только очень поверхностные люди не судят по внешности.

Слова Казановы могли бы стать девизом карнавала вообще: "Я всегда находил чрезмерное воздержание более вредным, чем чрезмерное излишество". Снова то же противопоставление: разгул ощущается и оценивается лишь на фоне аскезы.

Излишества здесь неизбежны и в поведении. Это смущало непривычных русских. Стольник Петр Толстой (1698 г.): "И приходит в те оперы множество людей в машкарах, по-словенски в харях, чтобы никто никого не познавал... И гуляют все невозбранно, кто где хочет, и никто никого не знает... Многие девицы берут в машкарах иноземцев приезжих, и гуляют с ними, и забавляются без стыда".

То, что Толстому показалось сексуальной вседозволенностью, через полтораста лет по-другому увидел Герцен: "Отсутствие всего неприличного удивляет... Это - шалость, отдых, забава целого народа, а не вахтпарад публичных домов..."

Впрочем, и шалости могут раздражать, как Чайковского: "Мне совсем не нравится это бешенство... Отовсюду тебе в лицо и в голову бросают массу мучных шариков... Я пришел сегодня оттуда весь в муке, как лабазник". Изначальные конфетти - не кружочки цветной бумаги, а шарики из муки с известью, что куда неприятнее. Но вот Гоголь добродушен: "Я слышал о конфетти, никак не думал, чтоб это было так хорошо. Вообрази, что ты можешь высыпать в лицо самой хорошенькой целый мешок муки, хоть будь это Боргези, и она не рассердится, а отплатит тебе тем же".

Если ты не в силах изменить явление, всегда можно изменить отношение к нему. В этом суть разницы в восприятии Чайковского и Гоголя. В этом и суть самого карнавала. Земная жизнь, согласно догме, есть лишь приуготовление к вечности, отсюда - аскеза и пост. Но все-таки можно попробовать нечто иное - отсюда разгул карнавала.

Его популярности не видно конца ни в пространстве (от Рио до Норильска), ни во времени. Уровень жизни измеряется количеством досуга, досуг надо заполнять. Человек по-настоящему проявляется в тяге к роскоши, а не в обращении к необходимости. Без будней нельзя, без карнавала можно. Но очень не хочется.


http://www.rg.ru/2008/01/25/karnaval.html

"Российская газета" - Федеральный выпуск No4572 от 25 января 2008 г.

Персоны (1)

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован