06 октября 2004
230

пилот первого класса ВИКТОР АЛЕКСАНДРОВ: `ТЕРРОРИСТОВ-КАМИКАДЗЕ ГОТОВИЛИ САМИ АМЕРИКАНЦЫ`

Об этом заявил корреспонденту Ъ СЕРГЕЮ Ъ-ДЮПИНУ летчик-испытатель Летно-испытательного института им. Громова, пилот первого класса ВИКТОР АЛЕКСАНДРОВ.
Как вы думаете, кто был за штурвалом самолетов, террористы-камикадзе или летчики?

- Однозначно террористы. Ни один пилот даже под дулом пистолета не пойдет на такой маневр. Хотя бы потому, что с вооруженным бандитом за спиной еще есть хоть какой-то шанс договориться или нейтрализовать его и выжить, а таран здания - это верная гибель.

Может ли террорист, не имеющий специальной летной подготовки, так рассчитать траекторию движения, чтобы самолет врезался точно в намеченную цель?

- В арабских странах, например в Иордании, Афганистане и Пакистане, американские самолеты используются на регулярных авиалиниях, и их там хорошо знают. А чтобы попасть носом самолета в здание, не обязательно быть асом. Достаточно пройти минимальную подготовку, недельные курсы, которые распространены в арабских странах. Причем и преподают на них зачастую специалисты из США.

Как могли террористы оказаться в самолетах?

- Могу предположить, что угоны производились уже в воздухе, а не на земле. Ведь чтобы поднять в воздух самолет, стоящий на дальнем конце летного поля, нужно притащить к нему аккумуляторы, которые снимаются на время стоянки, подогнать трап, чтобы залезть в кабину. И тягач - лайнер нужно отбуксировать со стоянки на взлетку. Все это возможно, только если существует договоренность между террористами и сотрудниками наземных служб аэропорта. Такой сговор невозможен.

Что вы можете сказать о самих катастрофах, которые показывали по телевизору?

- Прежде всего, `Боинги` были полностью заправлены горючим. То есть в их баках было по 50-80 т топлива. Об этом свидетельствует мощный пожар, начавшийся сразу после ударов. Поэтому можно предположить, что самолеты были захвачены вскоре после того, как они взлетели, и тут же были направлены террористами к целям. Летели они с максимальной для этой высоты скоростью - километров 500 в час. Иначе бы самолет не пробил башню насквозь.

Есть ли в происшедшем вина наземных служб безопасности полетов?

- Вряд ли. Такие службы во всем мире в основном ориентированы на досмотр пассажиров, которые пытаются пронести на борт взрывчатку и оружие. Но против камикадзе бессильна даже самая совершенная система безопасности. Ведь не будешь же проверять намерения потенциального террориста на детекторе лжи. И в душу к нему не заглянешь.

Могла ли в такой ситуации помочь система ПВО?

- Теоретически да. Но практически - нет. Дело в том, что очень трудно в такой ситуации принять решение. Ведь ни один офицер не возьмет на себя ответственность сбить ракетой свой же гражданский самолет. Тем более если он уклоняется от маршрута лишь в самый последний момент. Да и вообще они, американцы, просто расслабились: их же 200 лет никто не тревожил!


Коммерсантъ-Daily, 12.09.2001http://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован