Эммануил Гедионович понял, что надо продолжать работать и жить на полную катушку. Наша встреча состоялась погожим осенним днем в центре Москвы.
- Что сейчас происходит в вашей творческой жизни, идут ли съемки в кино, какие репетируете спектакли в театре?
- Сегодня я просто отдыхаю - у меня отпуск. Если говорить о предстоящем сезоне, то, помимо спектаклей прошлого сезона с моим участием, готовится новая постановка в Театре Маяковского, в котором я служу уже 21-й год. Режиссер Леонид Хейфец ставит спектакль по пьесе Артура Миллера "Спуск с горы". Что касается кино, то есть несколько предложений, но пока не подписаны договора, мне не хотелось бы говорить об этом. Моим основным домом всегда был и есть театр.
- В спектакле "Шаман с Бродвея" вы выступили в качестве режиссера. Это был ваш режиссерский дебют?
- "Шаман с Бродвея" не был моим режиссерским дебютом, хотя на протяжении 45 лет работы в театре я крайне редко набирался наглости и влезал в режиссерскую профессию. К сожалению, сейчас этот спектакль не идет - возникли какие-то проблемы с авторскими правами.
- Вы предпочитаете играть положительных героев?
- Если посмотреть на все сыгранные мною в кино роли, то получится гораздо больше героев отрицательных. Но должен вам сказать, что в какой-то мере вы не ошибаетесь. Очень многие мои отрицательные герои были положительно восприняты зрителем. Я переиграл много отрицательных персонажей и никогда не отказывался от таких ролей, в отличие от ролей положительных героев. Писатели, драматурги и сценаристы обычно отрицательных героев выписывают гораздо глубже и интереснее. В четырехсерийном фильме "И это все о нем" по роману Виля Липатова я сыграл бывшего зека Заварзина. И когда Липатов посмотрел какой-то кусок отснятого материала, то сказал мне: "При следующем переиздании романа я обязательно кое-что в Заварзина внесу от твоего видения героя". К сожалению, он не успел осуществить эту задумку. Я играл отрицательных героев, потому что всегда хотел, чтобы люди, придя на фильм или спектакль, понимали, что такое зло. До сих пор не могу понять и принять, когда один человек берет на себя право распоряжаться чужой жизнью. Это противоестественно и наказуемо. Если не на тебя лично, то на твоих родных и близких когда-нибудь обязательно падет неприятность. Не мне вам рассказывать, что в стране происходит масса вещей, противоречащих нормам и самой сути человеческих взаимоотношений.
- У вас есть проект под названием "Виторган-клуб" и театрально-концертное агентство "Ир - сервис". Расскажите об этом подробнее.
- Я вместе со своей бывшей супругой Аллой Балтер всегда считал, что общение - лучший способ прожить эту жизнь. В середине 90-х годов в театре "Вернисаж" нам было предоставлено помещение, и появился "Виторган-клуб". Зал был человек на семьдесят, со столиками и экраном. Не было никакой рекламы, перед каждой встречей людей просто обзванивали. Я часто приглашал своих звездных коллег и вел эти вечера. Было тепло, интересно и забавно. Люди не хотели расходиться до утра. Так продолжалось несколько лет, пока не возникли проблемы с арендой помещения в этом театре. В те годы мы с Аллой были ведущими на кинофестивале "Кинотавр". Там мы познакомились с Ириной Млодик, моей нынешней женой. Тогда она помогала нам приглашать на встречи известных людей. Дело в том, что Ирина родом из Юрмалы, по первой профессии альтистка. Переехав Москву, она создала свое театрально-концертное агентство "Ир - сервис", которое существует уже 12-й год. Агентство работает в нескольких направлениях - это организация праздников, презентаций и творческих вечеров с участием известных актеров. Также в агентстве можно приобрести театрально-концертные билеты. Есть визовый отдел, который занимается оформлением виз и загранпаспортов. Несколько лет назад мы с Ирочкой и нашим другом из Берлина открыли немецкую химчистку. На днях открывается вторая. Многие известные люди - клиенты этих химчисток. Именно благодаря Ирине два года назад возродился "Виторган-клуб". Я выступаю в роли ведущего на этих ежемесячных встречах, которые проходят в Доме актера. А открытие и закрытие сезона проходит на корабле. У нас есть даже "клубные дети". Я имею в виду, что благодаря этим тусовкам образовалась не одна семья.
- Из вашего рассказа можно сделать вывод, что у нас появился еще один артист, занявшийся бизнесом. Так ли это?
- Да, я являюсь соучредителем агентства и химчистки, но бизнесменом меня можно назвать только в шутку. Могу прийти поздравить коллектив с праздником или подать какую-то идею, которая носит скорее творческий, нежели коммерческий характер. Когда открывали химчистку, на презентации я предложил написать лозунг: "Обчистим всю Россию!" А так все на плечах Ирочки. У нее потрясающие организационные способности, и любые задумки воплощаются в жизнь.
- Не так давно вы прошли через тяжелые испытания. В 2000 году потеряли любимую супругу, а через какое-то время один за другим ушли из жизни ваши родители. Что вам дало силы и позволило не сломаться, не сдаться, а продолжать жить, остаться верным профессии, обрести новую семью, да и просто остаться собой?
- Аллочки нет уже четыре года, но для меня это произошло словно вчера. Мы обязательно собираемся в день ее рождения и в день ее ухода. Я думаю, что силы для продолжения жизни после смерти жены мне дали родители, сама Аллочка - она очень любила жизнь, а также моя профессия и Ира. Был период настолько ужасный, что его невозможно описать словами. Я не предполагал, что столько людей откликнется на это горе. У нас было очень много знакомых по всей стране и за ее пределами, но количество знакомых и незнакомых людей, поддержавших меня в те страшные дни, было каким-то немыслимым. До сих пор в день ухода Аллочки кто-то звонит или присылает телеграммы со словами памяти о ней. Такие вещи тоже придают энергетику для продолжения жизни. Мне очень жаль, что Алла меня опередила, но коль выпал такой расклад в этой жизни, надо вкалывать и жить на полную катушку. Жить со светлой памятью, памятью с улыбкой.
- Как вы относитесь к еврейской традиции, отмечаете ли еврейские праздники?
- Знаете, я плохой еврей. Во-первых, не знаю своего языка, да и не мог его знать, потому что всю жизнь прожил в России. Да, мои родители евреи, но они тоже не говорили ни на идише, ни на иврите. Отец был упертым коммунистом. Только в самом конце жизни он начал понимать, что существуют иная реальность и другие модели жизни общества. А вот хороший я еврей потому, что не считаю наш народ сверхнацией. В нашем народе, как и в любом другом, есть подонки и мерзавцы, которые позорят нас. Но мы подарили миру много талантов, которые прославили еврейский народ в самых разных сферах. До совсем недавнего времени я ни разу в жизни не переступал порог синагоги, хотя несколько раз бывал с театром в Израиле. Даже мысли такой не возникало, и было непонятно, что такое синагога. В детские и юношеские годы я не общался с людьми, которые были знакомы с традицией. А у моей жены Ирины была прямо противоположная ситуация. Она выросла в Юрмале. С детских лет она с друзьями довольно часто ездила в рижскую синагогу. Так что мое появление в синагоге - полностью ее заслуга. Она взяла и отвела меня за руку к братьям-евреям. С огромным уважением отношусь к тем моим собратьям, кто соблюдает традицию. Сам я не молюсь и ничего не соблюдаю, но с удовольствием принимаю участие в самых разных еврейских мероприятиях.
Даниил Тунин
13.11.2004
http://www.peoples.ru/