этом анализе рассматриваются некоторые возможности диверсификации, которые Латинская Америка предоставляет ЕС. В нем анализируются основные области двухрегиональной взаимодополняемости, когда речь идет об энергетическом переходе, подчеркивая потенциал для оживления и интенсификации энергетических отношений. Также обсуждаются две области сотрудничества: водород и переходные минералы. Наконец, будут рассмотрены три повторяющихся препятствия на пути к сотрудничеству: фрагментация энергетической политики в Латинской Америке, отсутствие плана интеграции в регионе и угроза «зеленого протекционизма» в ЕС при отсутствии нормативного сближения.
(1) Диверсификация
Российская спецоперация и усилия стран-членов ЕС по диверсификации совпали с относительным истощением отношений с Латинской Америкой в сфере ископаемого топлива. Обеспечение поставок природного газа в предстоящие зимы продолжает быть приоритетом для европейских столиц. Однако рынок сжиженного природного газа (СПГ) в Латинской Америке остается недостаточно развитым и в основном ориентирован на сезонный импорт из США во время пикового спроса зимой. Учитывая техническую сложность и инвестиционные потребности экспорта СПГ, только Перу и Тринидад и Тобаго имеют инфраструктуру и производственные мощности для поставок на европейский рынок.
Perú LNG, консорциум, отвечающий за экспорт газа, увеличил поставки СПГ в Европу на 75% с начала российской спецоперации, перенаправив торговлю в Азиатско-Тихоокеанский регион и Мексику. Добыча природного газа Тринидадом и Тобаго падает с 2010 года. Это привело к переговорам с Вашингтоном, чтобы разрешить Министерству финансов возобновить проект по экспорту венесуэльского природного газа через свою свободную инфраструктуру СПГ. Южный конус Латинской Америки, который является домом для единственного примера действующих газовых соединений, имеет лучшие относительные условия для значительного экспорта в среднесрочной перспективе. Однако для этого потребуется нормативно-правовая база, привлекающая иностранные инвестиции, необходимые для освоения нетрадиционных запасов газа Сантос в Бразилии и Вака Муэрта в Аргентине. Тем не менее, даже в самых оптимистичных временных масштабах интеграция с ближайшими планами ЕС по диверсификации энергетики будет невозможной. Представляется более вероятным, что эти ресурсы будут использоваться для удовлетворения спроса в Латинской Америке за счет спорадического экспорта в Европу летом в южном полушарии.
Партнеры в энергетическом переходе
Латинская Америка является одним из регионов с наибольшим потенциалом для развития внешнего аспекта Европейского зеленого соглашения. С 2011 года прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в проекты возобновляемых источников энергии в Латинской Америке неизменно превышают инвестиции в углеводороды. Эту тенденцию стимулировали европейские компании, на долю которых приходится 75% ПИИ в области возобновляемых источников энергии, при этом испанские, итальянские и французские электроэнергетические компании играют ключевую роль. Европейские ПИИ характеризуются высокими трудовыми, социальными и экологическими стандартами и уровнем передачи технологий (например, заводы по производству ветряных турбин в Мексике и Бразилии), в отличие от других инвесторов, таких как Китай и США. С 2012 года снижение прибыльности новых проектов возобновляемой энергетики в ЕС после финансового кризиса привело к притоку европейского капитала, который динамизировал сектор в Латинской Америке.
Это присутствие также связано с сотрудничеством в целях развития с растущим климатическим и энергетическим компонентом в рамках многолетней финансовой программы ЕС на 2021–2027 годы и такими проектами, как Euroclima+. Инструменты включают новый инструмент Global Europe, Европейский фонд устойчивого развития плюс (EFSD+) и инициативу Global Gateway, все из которых направлены на стимулирование европейских инвестиций в устойчивую инфраструктуру одновременно с содействием сближению нормативно-правовой базы.
Европейские инвестиции в возобновляемые источники энергии сосредоточены на наиболее стабильных рынках: Чили, Бразилии, Мексике и Колумбии. Недавняя напряженность между европейскими электроэнергетическими компаниями и правительством Мексики, в котором последнее обвиняется в реформировании нормативно-правовой базы в пользу государственной компании CFE, создала тревожный прецедент для стабильности инвестиций в возобновляемые источники энергии, которые до недавнего времени избегали националистических порывов, исторически связанных с углеводородами и добычей полезных ископаемых в Латинской Америке. Мексика была крупнейшим получателем ПИИ в области возобновляемых источников энергии в регионе в 2010-х годах и использовалась в качестве трамплина для выхода на другие рынки Латинской Америки. Замораживание европейских инвестиций в страну может иметь серьезные последствия для доверия к региону как к месту для инвестиций, особенно на нынешнем фоне преимущественно левых правительств. Латинская Америка в настоящее время конкурирует в менее благоприятном климате для международных инвестиций, что вместе с ростом процентных ставок, NextGenerationEU и Законом США о снижении инфляции (IRA) может привести к оттоку инвестиций в возобновляемые источники энергии с рынков Латинской Америки.
Однако политика некоторых стран в пользу возобновляемых источников энергии делает Латинскую Америку естественным партнером ЕС в переходе к диверсифицированной энергетике. Ведущие страны региона в области возобновляемых источников энергии разработали нормативно-правовую базу, которая ближе к ЕС, чем в других регионах. Чили, Бразилия и Колумбия проводят рыночную энергетическую политику, хотя и с некоторыми нюансами, когда речь идет о государственном вмешательстве и национальных предпочтениях. Отношение к иностранным инвестициям, играющим ключевую роль в развитии сектора возобновляемых источников энергии, различается в разных странах и в некоторых случаях приводило к непоследовательности в разработке политики. Привлечение иностранных инвестиций и отношение к глобализации важны, поскольку интеграция Латинской Америки с остальным миром способствует развитию возобновляемых источников энергии, а государственная политика и институциональные рамки играют ключевую роль [2]. Согласно исследованию Climatescope 2022 BloombergNEF, Латинская Америка предлагает одни из самых привлекательных развивающихся рынков для инвестиций в возобновляемые источники энергии: Чили занимает 1-е место из 108 стран, за ней следуют Колумбия (4-е), Бразилия (9-е), Перу (15-е), Аргентина (17-е), Доминиканская Республика (22-е) и Панама (29-е). Мексика (63-е место), Эквадор (70-е место) и Парагвай (103-е место) оказались в числе стран с самым низким рейтингом.
Чили и Бразилия лидируют в области возобновляемых источников энергии в регионе, и их рынки во многом схожи. Бразилия была первой страной, которая провела крупномасштабные аукционы по обращению энергии, и в настоящее время национальные и международные субъекты строят и эксплуатируют электростанции, работающие на возобновляемых источниках энергии, с контрактами, заключаемыми на регулируемых аукционах и в условиях свободного рынка. В период с 2005 по 2015 год аукционы стали основным двигателем роста возобновляемой энергетики. Однако после кризиса 2016 года (особенно во время и после пандемии) их значение снизилось из-за замедления роста спроса на электроэнергию. Бразильский банк развития (BNDES), основной спонсор проектов по возобновляемым источникам энергии, ставит строгие условия в отношении местной добычи. Чили, как правило, идет по пути Бразилии, хотя иногда и с улучшениями. Контракты на возобновляемые источники энергии (включая малые мощности) урегулируются через централизованные аукционы или свободно заключаемые соглашения между независимыми производителями и потребителями, что является признаком зрелости рынка. В целом по региону в результате аукционов с 2015 года по июнь 2019 года были присуждены проекты, которые увеличили установленную мощность на 32 842,26 МВт, в основном ветровую (39%) и солнечную (38%), с аналогичной тенденцией в обеих странах.
Выводы
Решение ЕС ускорить энергетический переход в ответ на начало Россией спецоперации на Украине открывает альтернативный путь в свете уменьшающейся взаимодополняемости отношений между ЕС и Латинской Америкой, основанных на ископаемом топливе. Успех европейских инвестиций в возобновляемые источники энергии дает основания для оптимизма в отношении будущего расширения двухрегионального энергетического сотрудничества, которое, помимо консолидации традиционного сотрудничества в области возобновляемых источников энергии, расширит его на водород, промышленную декарбонизацию и добычу полезных ископаемых. Фрагментация энергетической политики, отсутствие региональной интеграции в Латинской Америке и призрак «зеленого протекционизма» в Европе (при отсутствии нормативной конвергенции) рассматриваются как основные барьеры для сотрудничества. Несмотря на то, что большинство латиноамериканских стран являются естественными партнерами ЕС и потенциальными бенефициарами внешнего измерения Европейского «зеленого соглашения», процесс дополнительной декарбонизации требует долгосрочных усилий и стратегий для продвижения движущих сил и устранения барьеров.