01 марта 2003
1017

Почему не хватает денег?

На этот и другие вопросы журналистов "ВСВ" отвечает заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам Государственной думы братчанин Виталий Шуба.

- Виталий Борисович, в преддверии новых выборов хотелось бы еще раз услышать, чем занимается депутат.

- Наибольшая часть депутатской работы - подготовка и принятие законов. На Комитет по бюджету и налогам приходится около 40 процентов всего законотворчества Государственной думы. За прошлый год из восьмисот законопроектов, внесенных в парламент, за нашим комитетом значится 393. Для сравнения: некоторые комитеты подготовили всего по два-три законопроекта.

Другая часть - это отстаивание, лоббирование интересов территории. Например, в 2003 году Иркутская область получит 750 млн рублей из федерального бюджета на строительство автодорог в Жигаловском, Ольхонском, Усть-Удинском, Казачинско-Ленском и других районах, а также последнего участка дороги Иркутск - Новосибирск.

Недавно большинство депутатов Государственной думы от Иркутской области, а также член Совета Федерации Валентин Межевич обратились с письмом в правительство. Речь идет о том, что при подготовке законопроекта о федеральном бюджете 2004 года должны быть учтены потери Иркутской области в связи с реформированием железной дороги. Это 400 млн рублей. Недавно министр финансов Алексей Кудрин дал положительный ответ на другое наше письмо, чтобы из федерального бюджета были компенсированы потери урожая на территории Иркутской области в 2002 году из-за неблагоприятных погодных условий. Вопрос о компенсации будет решаться по итогам исполнения федерального бюджета за первое полугодие.

Еще одна беда Иркутской области - лесные пожары. Федеральный бюджет имеет хроническую задолженность перед региональными службами природоохраны. Вопрос о погашении долга в 18 млн рублей на днях будет решен. Кроме того, по предложению администрации области я обратился к министру природных ресурсов Виталию Артюхову, и он распорядился создать специализированное подразделение по тушению пожаров на базе ГУП "Иркутская авиабаза".

Третье направление моей работы связано с большим количеством конкретных, разноплановых обращений от избирателей, а также встреч с жителями Братского округа. Есть обращения за финансовой помощью в трудных ситуациях (например, нужны деньги на сложную операцию), иногда требуется найти человека. Как депутат, для решения таких вопросов я подключаю органы исполнительной власти.

- Что сделано парламентом в 2003 году?

- В январе - феврале Государственная дума приняла пакет законопроектов о реформировании энергетики. Его рассматривали в течение года, внесли несколько тысяч поправок. Меня и многих моих коллег интересовало прежде всего, насколько полно будут учтены интересы регионов. По требованию четырех центристских фракций правительство наряду с менеджментом РАО ЕЭС взяло на себя ответственность за эти реформы. Это очень важно. Реформа электроэнергетики нужна, но нужна и ответственность за ее ход и результаты. Два важных законопроекта приняты на прошлой неделе в первом чтении - "Об общих принципах организации местного самоуправления" и новая редакция закона "Об общих принципах организации представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ". Они внесены президентом страны и бурно обсуждались. Решено, что ко второму чтению президент или правительство должны предложить параллельные поправки в Бюджетный и Налоговый кодексы. Эти законопроекты распределяют доходные и расходные полномочия, то есть закрепляют доходы на постоянной основе за всеми уровнями бюджетной системы, а только в рамках этих доходов будут обязанности по расходам. Каждый уровень власти будет отвечать за свой участок, имея под это финансовое обеспечение.

Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления" предполагает двухуровневую систему - муниципальным образованием является либо городской округ, либо поселение с числом свыше ста избирателей. Они в свою очередь могут объединяться в муниципальные округа. Практически каждое село становится муниципальным образованием первого уровня со своей исполнительной и законодательной властью, бюджетом. Я буду вносить поправку об изъятии такого уровня местного самоуправления из законопроекта.

Готовится решение вопроса о федеральных обязательствах, которые давно не исполняются (например, законы "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов"). Кроме того, на муниципальном уровне предоставляется льгота на бесплатный проезд в общественном транспорте для ветеранов войны и труда, инвалидов, работников правоохранительных органов и ряда других категорий. Но эту льготу никто местному самоуправлению не возмещает. Льготы, предоставляемые по жилищно-коммунальным услугам, тоже остаются без возмещения.

В новой редакции закона "Об организации представительных и исполнительных органов власти" предлагается, не отменяя такие законы, передать обязательства по их исполнению в регионы. Если в регионе есть ресурсы, то они исполняются, если нет, то не исполняются, причем в таком случае у граждан не будет права оспорить невыполнение закона в суде. Предлагается, в частности, финансировать льготы ветеранам Великой Отечественной войны и вооруженных конфликтов, а также блокадникам из федерального бюджета, а ветеранам труда - из региональных; детские пособия передать на региональный уровень, а закон "О социальной защите инвалидов" поднять на федеральный. В итоге значительно возрастают обязательства центра и регионов, но снижаются обязательства муниципальных образований. Бесплатный проезд определенных категорий граждан в городском транспорте предлагается или заменить денежными компенсациями, или возмещать из федерального бюджета фактические затраты местного самоуправления на предоставление льгот. Здесь нужно семь раз отмерить, прежде чем отрезать.

Обязательства по выплате заработной платы могут возникать не только на муниципальном (городском, районном) уровне. Законодательное собрание могло бы

забрать все эти обязательства на региональный уровень, то есть в единое место. А так ответственность распылена на 37 мэров. Возможность такой концентрации ответственности я обсуждал в августе на встрече с министром образования.

- Почему рост промышленного производства сопровождается в Иркутской области ростом долгов по заработной плате?

- Давайте считать. Все обязательства по повышенной зарплате работникам бюджетных учреждений составляют сумму 3,1 млрд рублей. Из них свыше 2,2 млрд составляет собственно заработная плата и чуть более 800 млн - начисления на нее.

В 2001 году за Иркутской областью была закреплена определенная доходная база. В 2002 году ничего не изменилось, то есть все налоги, которые область имела, сохранились. Плюс с 1 января 2002 года нашей области, как и другим субъектам Федерации, был передан земельный налог. По расчетам территориального управления Министерства по налогам и сборам, это должно было принести региону дополнительно 400 млн рублей. Кроме того, Законодательное собрание во исполнение федерального закона проиндексировало ставку водного налога. Это еще дополнительно 900 млн руб. Итого 1 млрд 300 млн рублей.

Далее. Был образован фонд софинансирования социальных расходов - на эти цели в федеральном бюджете предусмотрено 17 млрд рублей. Из них Иркутская область получила сначала 429 млрд рублей, а затем еще 102 млн. То есть всего получено дополнительно свыше 1,8 млрд рублей. Остается разрыв в 1,2 млрд рублей.

Учтем, что Иркутская область получила в прошлом году около 500 млн рублей в форме бюджетных ссуд. Для этого пришлось только с Кудриным провести пять встреч. Остается 700 млн рублей. Эту сумму, раз у нас такой промышленный рост, можно было покрыть и за счет собственных доходов. То есть корни у проблемы не столь серьезны, как сама ситуация, которая сложилась сегодня.

Большинство депутатов Государственной думы от Иркутской области обратились к премьеру с предложением поручить Минэкономразвития, Минфину и Министерству по налогам и сборам проанализировать исполнение бюджета Иркутской области и определить, необходима ли региону дополнительная финансовая помощь. Несколько дней назад из Минфина получен официальный ответ, где сказано, что объем заработной платы относительно общей суммы доходов консолидированного бюджета составляет 40,5 процента. Вполне приемлемая цифра. Поэтому необходимо внимательно посмотреть, как распределялись доходные и расходные полномочия на региональном уровне, что область оставила, себе, а что передала месткому самоуправлению.

Другая проблема - 20-процентная надбавка к заработной плате, введенная губернатором накануне второго тура выборов в 2001 году. Ее цена 700 млн рублей. Как раз объем заработной платы по факту начисления не обеспечен сегодня на сумму чуть более 1500 млн рублей. А с 1 декабря 2001 года было повышение на 89 процентов в соответствии с федеральным законом. Нужно было просто растворить эту надбавку внутри 89 процентов. Нет, ее оставили и растворят только в 33-процентном повышении с 1 октября 2003 года. То есть реально следующее повышение для иркутских бюджетников будет на 13 процентов.

Наличие 20-процентной надбавки серьезно препятствует получению ссуд из федерального бюджета. В Минфине говорят: "Так у вас же есть деньги, вон вы там даже 20-процентную надбавку выплачиваете! " Тем не менее определенная работа проведена.

- Как вы относитесь к заявлениям о том, что депутаты Государственной думы плохо помогают своей области? Согласны ли вы с точкой зрения Бориса Говорина, что депутаты должны "работать под губернатора"?

- Депутаты и губернатор должны работать в интересах населения. Избиратель у нас один, только количество разное - у губернатора вся область, у каждого из депутатов Госдумы, избранных в территориальных округах, - по четверти населения региона. Нужно действовать вместе, а не командовать друг другом.

- Было много замечаний в адрес правительства и РАО ЕЭС о том, что реформа электроэнергетики приведет к значительному росту тарифов. Однако на практике решения о более высоком, чем установленные правительством предельные уровни, повышении тарифов принимают региональные энергетические комиссии, которыми руководит администрация территории. Исключением не стала Иркутская область, вышедшая по росту энерготарифов на первое место в России. Кто же все-таки виноват?

- При обсуждении федерального бюджета 2003 года депутаты выставили ультиматум правительству: если не будет статьи, что тарифы на электрическую и тепловую энергию не превысят предельных уровней, бюджет не будет принят. При рассмотрении пакета энергетических законопроектов такую норму тоже зафиксировали.

У Федеральной энергетической комиссии есть право контролировать обоснованность решений региональных комиссий (РЭК). С другой стороны, региональная власть не должна быть заинтересована в быстром росте энерготарифов, так как у нее возникают дополнительные обязательства перед населением. А работники РЭК - это работники администрации. Разговоры о том, что после повышения водного налога энергетики очень пострадали, - это явное преувеличение. Себестоимость одного киловатт-часа возросла всего на 0,7 копейки. Возможно, налог можно повысить еще и тем самым снять проблему выплаты заработной платы бюджетникам.

Вместо этого руководство Иркутскэнерго предлагает сработать 20 сантиметров уровня Байкала и дать дополнительно 3 млрд квт. Но куда они пойдут? В Красноярский край? В регионе электроэнергии достаточно. Но почему водный ресурс считается бесплатным, в отличие от нефти, газа, угля?

Если электроэнергия востребована на рынке, есть два пути: использовать или гидроресурсы, или топливный ресурс. У каждого из них есть минусы и плюсы. У топливного ресурса (то есть загрузки ТЭЦ углем) неблагоприятная экологическая составляющая, но не в огромной степени. Опять же сработка уровня Байкала тоже окажет вредное воздействие на природу. Но загрузка угольных предприятий и ТЭЦ точно принесет дополнительные налоги и рабочие места. Для решения этого вопроса нужны совместные усилия администрации области и Законодательного собрания.

- Как вы оцениваете ситуацию вокруг Братского ЛПК?

- Очевидно, есть конфликт между компаниями "Илим Палп Энтерпрайз" и "Базовый элемент". Прежде всего, все проблемы нужно решать в правовом поле. В цивилизованном обществе компанию, которая закрыта и непрозрачна, просто выдавят из бизнес-среды. К сожалению, в отечественном бизнесе еще не всегда работают нормы корпоративной этики. Пока не на высоте и судебная система.

Я встречался с генеральным прокурором Владимиром Устиновым по этому вопросу. Акционеры обязаны выяснять отношения между собой в полном соответствии с законом, а выяснение не должно отражаться на тех людях, которые работают на предприятии, и на работе самого предприятия. Кто будет вкладывать в модернизацию производства, когда ставятся под сомнение права собственника? А раз нет инвестиций, то область недополучает налоги.

- Будучи заместителем председателя Бюджетного комитета Госдумы, вы занимаетесь и глобальными проблемами экономики, которые, однако, волнуют большинство жителей страны. Что будет с курсом доллара и ценами на нефть, от которых зависит наполняемость бюджета, выплата зарплат и пенсий?

- В государстве создан большой запас экономической прочности, тем более что нам нужно решать серьезную задачу погашения внешних долгов: на 2003 год приходится 17,2 млрд долларов. Отношение курсов евро и доллара складывается неблагоприятно, если учесть, что 55 процентов обязательств у нас номинировано в евро.

Сформирован финансовый резерв, позволяющий пройти 2003 год спокойно. Цены на нефть и газ остаются сверхвысокими вот уже несколько месяцев. Расчеты показывают, что по газу ситуация не ухудшится как минимум до сентября.

Золотовалютные резервы Центробанка приближаются к 50 млрд долларов. Это четвертые по величине резервы в мире. Сейчас по инициативе группы депутатов, в которую я вхожу, правительство рассматривает концепцию создания стабилизационного фонда. Не проедать, не формировать финансовый резерв, который сегодня непрозрачен, а создать стабилизационный фонд, который в период неблагоприятной экономической конъюнктуры можно было бы использовать. Если же таких событий нет, то за счет этих денег можно снизить налоговую нагрузку. Снижаем нагрузку -увеличиваются темпы роста производства.

Что касается валютных сбережений, то я бы советовал следовать английской пословице "Кладите яйца в разные корзины". Если есть такая возможность, в одной корзинке держите рубли, в другой - доллары, в третьей - евро.




Восточно-Сибирские вести
Юрий Пронин
01.03.2003
http://www.vshuba.ru/asp/qa.asp?noparma=ziwk&gid=3.2
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован