Доверяй, но проверяй. Эта всем известная истина сегодня применима не только к сфере торговли, но и, как ни странно, к работе сургутского такси. Зачастую горожане доверяют свою жизнь случайным водителям. Пассажирам неизвестно, имеют ли они достаточный водительский стаж, навыки вождения, а также то, в каком техническом состоянии находится автомобиль. Сейчас уже с трудом вспоминается то время, когда в Сургуте появились частные такси. Сначала это были одиночки, потом они начали собираться в стайки. Позже им на смену пришли фирмы, предоставляющие услуги по перевозке пассажиров. Сегодня в городе служб такси пруд пруди, а вот качество предоставления услуг порой повергает в шок.
Вы когда-нибудь пробовали осенью или весной забраться в такси с маленьким ребенком? Вариантов развития событий может быть только два - либо по уши в грязи оказывается родитель, либо чадо. Третьего не дано. Но это всего лишь цветочки, мелочи жизни. Порой поездка на такси по Сургуту превращается в адский вояж, где пассажир мечтает только об одном - дотронуться ногами до земли.
Опытные сургутяне могут с легкостью предугадать, какой будет поездка. Если у подъезда вас ожидает "убитая" "шестерка" или "семерка", из которой доносятся восточные мотивы, а из окна видна рука водителя с зажженной сигаретой - знайте точно, вас ждут незабываемые впечатления.
В свободном плавании
Если еще пару лет назад рынок таксомоторных перевозок хоть как-то регулировался, то в настоящее время таксисты пользуются полной свободой. Разве что налоги обязаны платить.Как сообщила начальник отдела организации транспортного обслуживания населения комитета транспорта, связи и эксплуатации дорог администрации Сургута Любовь Усанова, сегодня для этого вида деятельности не нужна лицензия, нет требований к состоянию транспорта, наличию медработников, которые бы следили за водителями, выходящими на линию. Любой желающий может организовать собственную службу такси, набрать диспетчеров, водителей, раздать рации, и вперед.
Машины при этом ремонтируются у частников, а водители зачастую видят медиков, только когда гриппуют. Кроме того, желание заработать порой заставляет водителя не сходить с маршрута сутками, что увеличивает аварийность.
Как поделился с корреспондентом "НГ" один из владельцев службы такси в Сургуте, при приеме на работу основным критерием являются личностные качества человека. "Если приходит нормальный человек, со всеми необходимыми документами, технически исправным автомобилем, мы его берем. А потом уже смотрим, как он справляется со своими обязанностями, - сказал собеседник. - Жалобы от клиентов, конечно, бывает, поступают. Иногда сетуют на курящих водителей, особенно когда едут с маленькими детьми. Но если поездка занимает в среднем восемь-десять минут, я считаю, можно и потерпеть".
Пассажиры, в свою очередь, зачастую придерживают другого мнения, ведь они платят деньги. Но, тем не менее, редко кто, обнаружив машину и водителя, который по каким-то критериям не устраивает, отказываются совершать поездку.
Техническое состояние автомобилей, наличие аптечки, кресла для ребенка также нередко остается на совести у водителей. "Мы просим водителей иметь в машине если не специальное кресло, то хотя бы подушку для перевозки детей, - поделился директор еще одного сургутского такси, - но заставлять их не можем. Поскольку штрафы в случае чего водители платят из своего кармана".
По словам заместителя начальника ГИБДД Сургута Камо Асликяна, его ведомство регулированием деятельности частных такси также не занимается. "Если поймаем водителя, нарушавшего правила дорожного движения, штрафуем. Различий между обычным автомобилистом и таксистом не делаем". В отделе пропаганды и агитации ГИБДД Сургута сообщили, что дорожно-транспортные происшествия с участием такси происходят нечасто. Однако отдельной статистики по их учету не ведется. По данным "НГ", последняя крупная авария с участием такси произошла в Сургуте летом прошлого года.
Войди в реестр и езди спокойно
Попытки регулировать рынок таксомоторных перевозок в некоторых российских городах все же делаются. К примеру, Мосгордума в начале 2007 года приняла в первом чтении проект Закона "О такси в городе Москве". Таксистам, которые по качеству услуг отвечают требованиям властей, депутаты намерены предоставить льготы, сообщает "Российская газета".
Столичные власти собираются создать реестр перевозчиков и служб заказа. Записывать в реестр согласно законопроекту будут по желанию, но при соблюдении ряда требований. Например, водители должны иметь стаж от трех лет, знать русский язык и хорошо ориентироваться в городе. Пока непонятно, достаточно ли будет таксисту выучить слово "спасибо", или требования будут выше. Кроме этого, в салоне у водителя должен быть полный пакет документов, подтверждающих, что он не с улицы, а работает в такой-то фирме, все реквизиты которой выдаются, как и жалобная книга, по первому требованию.
Автопарк "реестровых" операторов должен быть обязательно хорошего уровня - только технически исправные машины с левым рулем и количеством дверей не менее четырех, а также соответствующие как минимум классу "Евро-2" по выбросам вредных веществ в атмосферу. Автомобили, попавшие в реестр, наградят "шашечками". Также внутри салона будут стенды с фотографией водителя, указанием времени работы, сведениями о тарифах. А главное - в машине обязательно должен быть таксометр.
Уже определены и льготы для такси, которые войдут в реестр: низкие ставки аренды городской недвижимости и земли, информационная поддержка и льготы по налогам. Кроме того, им предоставят исключительное право пользования городскими стоянками, которые разместят у крупных торговых и развлекательных центров, у вокзалов и аэропортов, то есть в самых доходных местах. На такие условия уже согласились пять-шесть крупных операторов такси, которых хорошо знают жители города.
А вот народные избранники Сургута идею создания подобного реестра и предоставление льгот таксистам восприняли неоднозначно. По словам депутата Алексея Савенкова, вопрос с регулированием деятельности частных служб такси нужно решать в первую очередь на федеральном уровне. Особо жестко стоит подходить к лицензированию этого вида деятельности.
"Я считаю, нужно обозначить эту проблему перед тем же депутатом Владимиром Асеевым, а он, в свою очередь, сможет выйти с инициативой принятия соответствующего законопроекта в Государственной Думе, - сказал Савенков. - К тому же я противник предоставления налоговых льгот. Не факт, что получившие их операторы будут добросовестно выполнять работу, а вот к некоторому коррумпированному моменту предоставление льгот может вполне привести".
Его коллега Ольга Ярушина высказалась не столь категорично. По мнению депутата, безопасность людей должна быть превыше всего. Вариант предоставления льгот добросовестным службам такси вполне приемлем. По крайней мере на первоначальном этапе.
"Безусловно, неправильно, что деятельность таксомоторных служб никак не регулируется. Люди подвергаются опасности, ведь неизвестно, кто сидит за рулем. Может, у водителя со здоровьем не все в порядке или еще что-нибудь. Если вопрос не решается на государственном уровне, то его стоит рассмотреть хотя бы на уровне округа. Должна существовать какая-то структура, которая бы курировала эту отрасль", - считает Якушина.
Давайте жить цивилизованно
Специалисты уверяют, что прикрыть таксомоторный бизнес на самом деле сегодня не составляет никакого труда. Поголовной проверкой на наличие всех необходимых документов можно остановить колесящие по городу как старые, так и новенькие такси. Но пойдет ли это на пользу? Сургутяне привыкли к легкому и быстрому виду транспорта, и когда человеку нужно быстро куда-то добраться, то он в последнюю очередь вспомнит, есть ли у водителя лицензия и справка от врача. Но кто должен заставить руководителей служб такси работать цивилизованно? Та же власть. Тот же депутатский корпус.
С одной стороны, в отсеве есть явные плюсы: пассажир уже не сядет в "убитую" машину и заплатит тому, кто знает кратчайший маршрут, строго по счетчику, получив чек за оказанную услугу. С другой стороны, с рынка автоперевозок уйдут многие компании, которые не смогут отвечать требованиям. К тому же отсев может вызвать рост цен на услуги служб такси, согласившихся работать по закону. Ну а полулегальные перевозчики уйдут в свободное плавание. Закон для них пока не писан.
Анастасия Ховрус
hovrus@novygorod.ru
Кстати
В таксомоторных перевозках цены регулирует свободный рынок. На стоимость одной поездки в Сургуте может повлиять все: мороз, слякоть, дождь, снег, праздники или, к примеру, настроение. Подобного не может произойти в маршрутном такси, поскольку стоимость поездки в нем регулируется в окружном департаменте.
Справка НГ
Точно количество операторов такси в Сургуте сегодня назвать сложно - от 50 до 70. Почти половина из них - однодневки. Лишь некоторым операторам удается оставаться на плаву и получать прибыль. Каждая появляющаяся в городе служба такси старается всячески привлечь к себе внимание пассажиров. К примеру, есть операторы, которые принимают на работу водителей по национальной принадлежности, другие предпочитают, чтобы в одной службе трудились земляки. Сейчас в ряде городов России набирает обороты служба стильного такси, работающая для женщин, с водителями-женщинами. Первое розовое такси в России появилось два года назад в Красноярске. Тогда на улицах города можно было увидеть машины розового цвета с надписью "Женское такси". В Сургуте идея создания подобной службы пока никому не пришла в голову.
Кстати
В Санкт-Петербурге руководители шести таксомоторных предприятий, объединившись в некоммерческое партнерство, подписали соглашение о сотрудничестве. Суть сотрудничества - в соблюдении разработанных объединением стандартов профессиональной деятельности, направленных на всестороннее улучшение качества обслуживания пассажиров. И как следствие - вытеснение с рынка недобросовестных конкурентов.
Как вы оцениваете сургутское такси?
Наталья Бессонова, инспектор группы ИАЗ ОБДПС ГИБДД Сургута:
- Сургутские частники не самые лучшие. Прежде всего лично меня волнует то, что водители чаще стали осуществлять извоз в нетрезвом состоянии. Пассажиры порой и не подозревают, что рискуют при этом жизнью. А что касается состояния автомобилей, то, по-моему, в Сургуте есть такси разного уровня, и похуже, и получше. Учитывая, что горожане активно пользуются услугами частников, понятно, что новее машина не становится.
Эдуард Логинов, депутат городской Думы Сургута:
- У меня больше претензий к работе не легковых такси, а "маршруток". Водители маршрутных такси часто нарушают правила и создают аварийные ситуации на дорогах. Я сам езжу по городу на машине, и мне несколько раз лишь чудом удавалось избежать столкновения с "маршруткой". К тому же культура обслуживания пассажиров некоторыми водителями "маршруток" оставляет желать лучшего - жалоб поступает очень много. Водитель может нахамить пассажиру, может закурить во время рейса...
Юрий Мушихин, начальник службы по связям с общественностью ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр":
- Пользоваться услугами такси мне приходится довольно часто. Когда прилетаю ночью из командировок, то заказываю такси прямо из самолета. Это выходит гораздо дешевле, чем "ловить" шофера около аэропорта. Сургутское такси меня вполне устраивает: работают довольно оперативно, хотелось бы только обновить автопарк как отечественных машин, так и иномарок. А в целом если оценивать работу такси по пятибалльной системе, то поставил бы твердую "четверку".
Дарья Румянцева, студентка СурГУ:
- Я оцениваю работу сургутского такси не очень хорошо, это как минимум. Помимо неоправданно высоких цен, которые не зависят от преодоленного пассажиром расстояния, и совсем не немецкой пунктуальности такси, очень часто бывает и такое, что просто боишься за свою жизнь. Во время поездки тебя могут ждать незабываемые приключения: нарушение ПДД, пьяный водитель, который иногда, между прочим, может попытаться познакомиться с пассажирками.
Сергей, водитель такси:
- Службы такси могли бы работать более качественно, если бы сами горожане относились более ответственно к заказам. Очень часто заказчики опаздывают (а у нас тоже есть определенный график) или вообще отменяют заказ, когда водитель уже ждет у подъезда, либо просто не берут телефон. Вот и получается, что водитель приехал, потратил бензин и все впустую. А в это время где-то другой клиент раздражается, что такси едет слишком долго. К сожалению, во всех опозданиях винят только таксистов.
www.novygorod.ru
08.02.2011