Прибавку к зарплате бюджетника поделят... на рынке?
В Биробиджане под шумок новогодних праздников начали увеличиваться цены на некоторые продовольственные товары. Наценки невелики: пятьдесят копеек, рубль. В принципе, их можно было бы, наверное, объяснить и естественной реакцией рынка на резко возросший покупательский спрос, если бы не знать наверняка по опыту предшествующих лет и зим, что после вхождения жизни в обычное будничное русло старые ценники уже не вернутся никогда. Так уже бывало не раз. Разве что сейчас вдруг произойдет нечто неожиданное: например, власти, местные и федеральные, согласятся наконец с тем, что цены в России нужно все-таки регулировать.
Но на это надежды нет. Накануне Нового года в ЕАО прилетал заместитель председателя комитета Государственной думы РФ по бюджету и налогам Сергей Штогрин, к которому президент Владимир Путин, между прочим, отправляет губернаторов за советами, потому что считает его авторитетом в подведомственной ему отрасли экономики. Так вот, депутат поведал, что правительство категорически не соглашается даже на минимальное участие в ценообразовании. Рынок у нас свободный и нечего вмешиваться в конституционно защищенную сферу предпринимательской деятельности. Между тем проект закона о регулировании цен в парламенте, оказывается, давно подготовлен. Однако принять его при известном раскладе проправительственных и остальных сил в думе в ближайшем будущем вряд ли возможно.
Местные власти, благодаря все четче прорисовывающейся "президентской" вертикали, тоже, конечно, придерживаются "генеральной линии" и уже даже прежде святое святых - цену на хлеб - отпустили на "вольные хлеба". А на так называемом свободном рынке тем временем, как нетрудно при желании заметить, царит вопреки всем идеологическим иллюзиям все-таки строго регулируемый кем-то, но не правительством, порядок. То есть горпромпищеторгов с их едиными бухгалтериями уже давно вроде бы нет, их заменили сотни, тысячи никак внешне не связанных между собой частных предпринимателей, однако цены практически у всех одинаковые. И если меняются, то опять же, как правило, в один день. Конечно, это можно объяснить и общими для всех условиями, какими-то единовременными обстоятельствами. И все-таки, почему не заметно хотя бы отдельных героев, оказывающих упорное сопротивление обстоятельствам? Все безропотно соглашаются, хотя по рыночной идее должны бы на радость нам друг с другом отчаянно конкурировать, снижать собственные затраты и устанавливать соответственные цены. Но, видимо, велик соблазн взять то, что отдают.
- В Биробиджане давно замечено: как только отпускные учителям выплачивают, так сразу же на рынке цены и увеличиваются, - напомнил на пресс-конференции Сергей Штогрин. - Сейчас, кстати, то же самое может произойти с надбавкой зарплаты бюджетникам.
К сожалению, с этим прогнозом депутат уже, похоже, опоздал. Первая волна повышения цен, ничем внешне не мотивированная, прокатилась по Приамурью вскоре после того, как был подписан документ об увеличении зарплаты в 1,89 раза, то есть еще осенью.
- Сразу после праздников цены на все повысятся на тридцать процентов, - сообщил по секрету коллега из областной газеты. - У меня приятели-предприниматели торговлей занимаются. Предупредили, чтобы закупал все впрок...
Вопрос о том, верить или не верить этим, возможно, и в коммерческих целях распускаемым слухам даже не стоит, потому что... верить-то не на что. Повышенную зарплату когда еще выплатят. А цены уже летят вверх. И особенно удобно это делать именно сейчас, под звон бокалов, когда и смена правителей незамеченной проходит. Народ воспримет как должное. Хотя предел терпению тоже, наверное, есть. Раньше в Биробиджане, к примеру, можно было сесть на местный поезд и за три рубля уехать в Хабаровск, где выбор продуктов был большим. Он и теперь в лучшую сторону отличается, да билеты до того подорожали, что вся экономия достанется МПС.
Выход видится тут один, может, несколько парадоксальный: если уж власть не хочет делать то, что за нее все равно делают во вред ей же другие, то надо исходя из реальности добиться хотя бы принятия закона об установлении строжайшей секретности всех сведений, касающихся начисления, изменения размеров и сроков выплаты зарплаты. Думается, рыночники против такого закона возражать уже не должны. Во всяком случае, их собственные доходы, кажется, давно приравнены к военной тайне государственной важности...
Владимир Иващенко, "Приамурские ведомости" (Хабаровск),
09.01.2002
http://www.shtogrin.ru/publictext/public/id/430042.html