Источник опубликования: Красинский В.В. Подготовка и распространение информационных материалов по линии противодействия терроризму и экстремизму // Современное право. 2022. № 2. С. 93-96. DOI 10.25799/NI.2022.28.15.014
Противодействие терроризму и иным экстремистским проявлениям, в которой преобладает только «силовая» составляющая, имеет мало шансов на успех. Нейтрализация одних террористических ячеек приводит к возникновению других, вчерашние пособники сами становятся активными участниками бандподполья, не прекращаются вербовочная деятельность и вовлечение в ряды террористических структур.
Для вытеснения террористических и экстремистских идей необходимы привлекательные и актуальные альтернативные идеи. Востребованной формой выражения положительных правовых и информационных установок служит уникальный и качественный антитеррористический / антиэкстремистский контент.
В России основным документом, регламентирующим профилактическую работу по линии информационного противодействия терроризму и экстремизму, является Комплексный план противодействия идеологии терроризма. В нем определены уязвимые категории граждан, подверженные воздействию террористических и экстремистских идей, и мероприятия по профилактической работе с ними.
При создании антитеррористического/антиэкстремистского контента следует придерживаться следующих основных принципов /1/:
Создание контента для конкретной целевой аудитории (контент должен быть ей понятен), исходя из поведенческой модели /2/.
Нужно работать не только с информацией, но и с эмоциями. Взаимодействовать с аудиторией (оперативно отвечать на комментарии, давать обратную связь).
Использование востребованных форматов информации (картинки, фото, инфографика, видео. В информационно-пропагандистской работе целесообразен акцент на короткие видеоролики (стандартные видео в Инстаграме до 60 секунд, в ТикТок – от 15 до 60 секунд).
Важнейшим принципом является соблюдение законодательства и авторских прав (при наличии нарушений видеохостинги не позволят разместить видеоматериалы, а пользователи соцсетей могут пожаловаться на контент). В Инстаграм, Фейсбук и ВКонтакте за нарушение авторских прав удаляется контент либо сам аккаунт. В Ютубе отключается монетизация, удаляется видео или блокируется канал.
Специфика пабликов. Для Твиттера нужны короткие тексты с картинками. Важным показателем является частота постинга.
Для Контакта, ТикТока и Инстаграмма ключевым является выбор визуальных компонентов: цепляющие оригинальные картинки и видео, короткие ролики с полезными советами. В отличие от Ютуба, в Инстаграм ТВ все видео вертикальные, ориентированные на просмотр со смартфона. Для TикТок характерны дуэты – совместные ролики с другими пользователями.
В TикТок ценится интересная подача и креатив видеоматериала, для продвижения необходимо инициирование или участие в популярных челленджах, регулярный постинг.
Следует обязательно учитывать фактор внешнего деструктивного воздействия в виде террористических информационно-психологических акций ряда недружественных иностранных государств /3/.
В 2021 г. получила распространение практика фейковых сообщений о готовящихся терактах в региональных сегментах социальных сетей, мессенджерах и родительских чатах /4/. Массовое распространение таких угроз начинается сразу после совершения экстремистских акций или актов «колумбайна». Большинство подобных недостоверных информационных вбросов осуществляется с территории Украины. В 2017-2022 гг. для веерного распространения заведомо ложных сообщений об угрозах террористических актов («ложные минирования» социально значимых объектов) активно использовались возможности Сил спецопераций Украины.
В период специальной военной операции, проводимой на территории Украины, фиксируются инициированные недружественными странами массовые попытки распространения дезинформации и призывов к осуществлению антиконституционных и экстремистских акций.
Данные информационные материалы имеют большой медийный потенциал и провоцируют рост социальной напряженности, дестабилизируют обстановку, подрывают доверие к органам власти и правоохранительным структурам. В связи с этим необходимо действовать на упреждение, предупреждать и разоблачать подобные дезинформационные вбросы, организовывать своевременную информационную отработку совместно с лидерами общественного мнения, популярными журналистами и блогерами /5/.
4 марта 2022 г. в УК РФ введены санкции за публичное распространение под видом достоверных сведений заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов России и ее граждан, поддержания международной безопасности. Уголовный кодекс дополнен статьями об ответственности за публичные действия, направленные на дискредитацию Вооруженных Сил, а также за призывы к введению санкций против России, российских граждан и организаций /6/.
С учетом возможности привлечения к уголовной ответственности попытки оправдания терроризма и экстремизма будут осуществляться идеологами и заинтересованными активистами в косвенной, завуалированной форме: с помощью музыки, фильмов, мемов, видеоигр.
Это обстоятельство актуализирует необходимость отработки адекватных информационных форматов.
Несколько слов о способах распространения антитеррористического / антиэкстремистского контента.
В современных условиях работают далеко не все способы коммуникации.
В качестве примера можно привести уличные баннеры (бессмысленно делать растяжку с надписью «Терроризм – это зло», «Терроризм – это яд», «Нет терроризму», «Стоп терроризм», «Вместе против терроризма» и т.п.), плакаты и листовки.
С учетом введенных коронавирусных ограничений снижается роль массовых мероприятий (проведение школьных линеек, концертов и других мероприятий на усмотрение руководства образовательной организации).
Неплохо зарекомендовала себя демонстрация на широкоформатных экранах (места массового пребывания: площади, торговые центры). К сожалению, зачастую видеоролики транслируются без звука, что обесценивает всю работу.
Наиболее сложной и трудозатратной является демонстрация антитеррористического контента в ходе профилактических бесед. С одной стороны, при правильном выборе контента и целевой аудитории достигается эффект адресности, с другой стороны – широта охвата подобных мероприятий значительно уже сети Интернет.
Распространение информации в печатных СМИ. При обеспечении безопасности ЧМ-2018 по футболу приходилось сталкиваться с тем, что печатную информацию по линии антитеррора СМИ дают самым мелким шрифтом, где-то в самом нечитаемом месте, на предпоследней странице.
У молодежи наиболее востребованным источником информации являются интернет-сайты и паблики соцсетей.
С учетом перспектив цифровизации и информатизации главной средой распространения антиэкстремистского контента должна выступать сеть Интернет.
Исходя из этих посылов в Московской области была сформирована региональная антитеррористическая платформа, в которую вошли аккаунты Антитеррористической комиссии, региональных министерств и ведомств, подведомственных организаций, паблики муниципальных образований и муниципальных учреждений.
Распространение антитеррористического контента в сети Интернет основано на существующих стратегиях раскрутки и продвижения брендов и продуктов. Общие подходы интернет-маркетинга применимы и к информационно-пропагандистской работе по линии противодействия терроризму и экстремизму.
Положительную практику организации контрпропагандистской работы по линии противодействия терроризму и экстремизму можно рассмотреть на примере информационного противодействия реабилитации нацизма и фальсификации истории Великой Отечественной войны.
В связи с подготовкой к проведению в 2020 г. Года памяти и славы в честь 75-летия победы в Великой Отечественной войне аппаратом Антитеррористической комиссии Московской области совместно с АО «Телеканал 360» был создан сайт «БерегиПобеду.рф» и подготовлена серия видеороликов, посвященных Дню Победы.
Решение о съемках роликов, информационной отработке тематики противодействия идеологии фашизма и недопустимости оправдания нацистских преступлений в социальных сетях принято на заседании Экспертного совета по выработке информационной политики в сфере профилактики терроризма и экстремизма /7/.
Руководство аппарата АТК Московской области подготовило сценарии видеороликов, которые были адресованы различным группам: молодежи и широкой целевой аудитории. Кроме того, для распространения в зарубежных сегментах Интернета и социальных сетей был написан идентичный текст субтитров на английском языке.
Дальнейшая работа проводилась в рамках нескольких этапов /8/:
Разработка теоретических программных установок для доведения до целевой аудитории. Подготовка сценариев на их основе.
Формирование фокус-групп для оценки сценариев и адаптации к целевой аудитории.
Кастинг актеров и сопровождение съемочного процесса.
Монтаж видеороликов и апробация видеопродукции на участниках фокус-групп.
Доработка видеороликов и размещение в сети Интернет и социальных сетях.
Видеопродукция была размещена волонтёрами в социальных сетях и аккаунтах социальных учреждений (учреждения образования, культуры, спорта, молодёжные пресс-центры), на сайте Правительства Московской области, школьном портале Московской области и в родительских чатах (широта охвата по количеству просмотров и репостов составила более 150 тыс человек). Видеоролики транслировались в эфире телеканала 360 (охват аудитории более 35 млн человек), на сайте РИАМО (охват 1,6 млн человек), Национального антитеррористического комитета, Антитеррористической комиссии Московской области, на сайте агрегаторов новостей Rambler (аудитория более 1 млн человек), Mosday (аудитория 200 тыс. человек) и Sm.news (аудитория более 1 млн человек). Ряд видеороликов был использован в работе тематических секций Антитеррористической комиссии Московской области, развёрнутых на крупнейшем в России молодёжном форуме «Я гражданин Подмосковья».
Аналогичная работа проводилась в рамках развенчания псевдогеройского образа «школьных стрелков» и ориентации на ненасильственные способы разрешения конфликтных ситуаций (проект «АнтиКолумбайн»)/9/.
В ходе информационного обеспечения профилактики экстремизма в молодежной среде разработчики контента исходили из того, что информационный продукт будет просматриваться «по диагонали», в условиях ограниченного времени просмотра. Поэтому акцентировалось внимание на захватывающей «завязке» и неожиданной развязке. Нецелесообразно использование длинных многосерийных антологий и документальных фильмов. Эти жанры, как правило, не «работают» в молодежной аудитории.
С учетом ограниченности ресурсов продвижение информационных материалов осуществлялось в рамках двух основных стратегий:
контентной стратегии (акцент на разработке и распространении актуального, качественного, уникального и полезного контента, отвечающего запросам целевой аудитории ресурсов);
ссылочной стратегии (размещение ссылок на других аккаунтах, продвижение в социальных сетях).
Выводы:
Вопросы подготовки и распространения информационных материалов по линии противодействия терроризму и экстремизму имеют ключевое значение для пропагандистской и вербовочной деятельности террористических и экстремистских структур. Контрпропагандистская работа в информационном пространстве позволяет противодействовать формированию пособнических сетей и социальной базы поддержки террористов, вносит раскол в ряды действующих террористических и экстремистских организаций.
В современных условиях главной средой распространения антитеррористического/антиэкстремистского контента должна выступать сеть Интернет. Создание и распространение контента основано на существующих стратегиях интернет-маркетинга (SMO и SMM-продвижение на популярных медийных платформах).
Обязательными компонентами полноценной информационной работы в области противодействия терроризму и экстремизму являются:
подготовка типовых перечней инфоповодов и медиапланирование;
формирование пула лояльных СМИ и адресная работа с ассоциированными журналистами, блогерами и пресс-службами;
аналитика и оценка медиаактивности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Смирнов А.А. Организация контрпропаганды в области борьбы с терроризмом и экстремизмом. М.: АТЦ СНГ, 2020. С. 113-114.
Методические рекомендации по совершенствованию пропагандистской работы в сфере противодействия распространению идеологии терроризма в субъектах Российской Федерации / Под общей ред. В.В. Попова. М., 2013; Ермаков П.Н., Абакумова И.В. и др. Профилактика экстремизма и террористического поведения молодежи в Интернет-пространстве: традиционные и инновационные формы. Методическое пособие. М., 2018.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 марта 2022 г. № 430-р «Об утверждении Перечня иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия».
Недостоверная информация о подготовке актов «колумбайна» распространялась в октябре 2021 г. в региональных соцсетях и мессенджерах на территории Кемеровской, Липецкой и Новосибирской областей, а также г. Санкт-Петербурга.
Временный Регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, АНО «Диалог Регионы» и АНО «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации» по выявлению и предотвращению распространения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» недостоверной информации и информационных угроз, имеющих социально значимые последствия (утвержден 4 октября 2021 г.)
Федеральный закон от 4 марта 2022 г. № 32-ФЗ «О внесении изменений в УК РФ и статьи 31 и 151 УПК РФ».
Красинский В.В. Противодействие фальсификации истории и реабилитации нацизма как способ формирования антиэкстремистского сознания // Современное право. 2021. № 1. С. 23-28. DOI 10.25799/NI.2021.85.20.004
Дамаскин О.В., Красинский В.В. Информационное противодействие фальсификации истории и реабилитации нацизма // Государство и право. 2021. № 6. С. 147-157.
Волонтерский проект «Антиколумбайн»/ http://viperson.ru/articles/volontyorskiy-proekt-antikolumbayn