Подготовка прокси-войны на Западных Балканах: уроки истории и выводы

Украина и Косово используются коллективным Западом как плацдармы для реализации стратегии мировой гибридной войны, одним из главных смыслов которой является максимальное ослабление славян.
Main 2 4 1480

 

Сегодня США, НАТО и ЕС наращивают информационно-психологическую войну против Сербии  с целью вынудить Белград отказаться от Косово и поддержать санкции против РФ. Одновременно проводятся подрывные мероприятия по дестабилизации Республики Сербской, усиливаются антисербские настроения в сопредельных странах.

События в Сербии развиваются в полном соответствии с англосаксонской концепцией цветных революций, построенной на технологиях осуществления государственных переворотов и внешнего управления политической ситуацией в стране в условиях искусственно созданной политической нестабильности.

                   Глобальные факторы эскалации

Объединяющим фактором, определяющим стратегию военных конфликтов современности, является замысел шагов по эскалации, направленных  на дестабилизацию и развал государства-жертвы. (Бартош А.А. Модели эскалации современных военных конфликтов – Военная мысль, №1, 2024). 

В целом направленность и темпы эскалации подрывных действий против Сербии в общем случае определяется совокупностью глобальных  факторов, оказывающих определяющее влияние на формы и способы управления интенсивностью и размахом мировой гибридной войны. В числе таких факторов:

противоборство (конкуренция) и использование силовых и не силовых способов борьбы за сохранение и расширение сфер геополитического влия­ния, завоевание преимущественных позиций в мировой экономике, на мировых финансовых и торговых рынках, в сфере глобальных ком­муникаций, распространения идей и культур и др.;
появление новых негосударственных субъектов «вне суверени­тета», не интегрированных в мировое сообщество и часто действу­ющих без оглядки на международные признанные правила и нормы (непризнанные территориальные образования, ТНК, сетевые формы международного терроризма, частные военные компании и некоторые другие);
попытки отдельных государств и их коалиций укреплять собственную безопасность за счет безопасности других, применять силовые действия против другого государства без санкции Совета Безопасности ООН или подавление национальных меньшинств в собственных границах;
развитие мировой гибридной войны и использование ее инструментов, направленных на десувере­низацию и разрушение отдельных государств, дестабилизацию целых регионов;
распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки;
расширение НАТО и наращивание военной активности блока у границ России, организованная США  прокси-война на Украине, создание новых военно-политических союзов;

— мощным катализатором напряжённости являются попытки не только дальнейшего расширения функций НАТО за пределы установленной географической сферы ответственности, но и придания военно-политическому блоку спектра новых функций, ранее ему не присущих. Такая эволюция альянса приобрела угрожающие масштабы и динамику в усло­виях перехода от однополярного мира к многополярному;

И, наконец, использование фактора миграции для управляемой эскалации напряжённости как внутри государства, принимающего мигрантов, так и в его отношениях с государствами, выступающими донорами мигрантов.     Об этом немного подробнее.     

  Напомним, что миграция албанцев в Косово привела к драматическому изменению этнического состава населения исторической области Сербии. Если в 1921 г. в составе  населения Косово  насчитывалось 66% сербов и 26% албанцев, то затем соотношение стало меняться в пользу албанцев -  в 1991 г.  82% албанцев и 11% сербов.. В  настоящее время в составе 2 млн. жителей Косово  насчитывается 93% албанцев и 1,5% сербов. Неконтролируемая миграция в конечном итоге создала предлог для провозглашения косовскими албанцами в 1991 г. «Республики Косово» и созданию террористической организации «Освободительная армия Косово», развернувшей боевые действия по уничтожению сербского населения края.  Белград ввел в Косово полицейские и армейские части. Западные страны обвинили сербов в геноциде албанского населения, и в марте - июне 1999 года  НАТО без санкции СБ ООН провела против Югославии военную операцию «Союзная сила». Около 200 тыс. сербов были вынуждены покинуть исторические земли Косово, где находятся многие древние православные религиозные святыни. Происшедшее должно послужить уроком на будущее. «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков» (Василий Ключевский).

              Сегодня при всём различии военно-политической обстановки, есть немало общего в событиях, происходящих в Сербии и России.

     Внутри Сербии при подстрекательских действиях Запада разжигаются разногласия между политическими группировками по важным вопросам политики страны, среди которых отношение к России, проблема Косово, перспектива членства страны в НАТО. Усиливается военная опасность на южных границах государства.

        В России подрывные силы делают ставку на расшатывание единства общества с опорой на этнический, демографический, миграционный и социокультурный факторы, определяющий менталитет, поведение, образ мышления людей, их представления об окружающем

Искусственная хаотизация обстановки во многих регионах планеты влечёт  эрозию основ современного миропорядка, разрушает форматы международного взаимодействия, которые со времен Вест­фальской системы способствовали поддержанию мира и политической стабильности. Усиливается непредсказуемость развития мировой политики, США и НАТО делают ставку на расширенное применение технологий управляемого хаоса и использование фактора критичности, на её усиление и эскалацию  для продвижения своих национальных и коалиционных интересов.

          Цветная революция в Сербии: общее и особенное

      В конце XX – начале XXI веков  история приготовила для многострадальной Сербии ещё одно испытание. После варварской агрессии НАТО в 1999 г. именно на улицах Белграда и других крупных городов Югославии получили практическое применение технологии государственных переворотов, сформулированные в 1993 г. в книге  "От диктатуры к демократии. Стратегия и тактика освобождения» печально знаменитого "архитектора" цветных революций Джина Шарпа.

Многолетняя информационно-психологическая война против Сербии в сочетании с экономическим давлением  и военной интервенцией подготовили почву для неоднократных попыток осуществить цветную революцию (ЦР) начиная с «бульдозерной революции» 2000 г., сместившей президента С.Милошевича и ввергшей  страну в последующие  десятилетия унижений и лишений. 

Много общего с этими событиями имеют организованные при преступном бездействии властей «революция роз» 2003 года в Грузии, «оранжевая революция» 2004 г. на Украине, «тюльпановая революция» 2005 года в Киргизии, «революция кедров» 2005 года в Ливане, «революция достоинства» 2013—2014 годов на Украине, «бархатная революция» в Армении 2018 года .     

      Правительство какой ещё страны готово продемонстрировать «чудеса толерантности» в отношении подрывных сил  перед экзистенциальной угрозой государству и нации?

          Напомним, что только решительные действия властей не допустили государственных переворотов в ходе спровоцированных массовых протестов в «зелёной революции» 2009 года в Иране, «болотной революции» 2011—2013 гг. в России, в 2006 и 2020 гг. в Белоруссии.

      Несколько ранее, разгромив в зародыше попытку «цветной революции» на площади Тяньаньмэнь 4 июля 1989 г., Китай предотвратил развал страны, продолжил развитие и стал одним из мировых лидеров. По-иному развивались события в СССР в конце 80-х –начале 90 гг. прошлого века.

     Импульсом-катализатором цветной революции могут служить обвинения в фальсификации выборов, в коррупции,  задержания протестующих, убийства лидеров оппозиции и т.п.

События в Белграде только внешне напоминают якобы стихийно возникшие протесты оппозиции, которые западные манипуляторы пытаются выдать за некую «взрывную», самопроизвольную реакцию народа, спровоцированную надуманными нарушениями в ходе выборов.

Анализ цветных революций, организованных в других странах, позволяет выделить ряд общих шагов, предпринимаемых Западом и манипулируемыми им внутренними силами при подготовке и в ходе цветной революции:

- поиск источников устойчивого финансирования протестного движения, а затем вооруженных формирований как со стороны внешних заинтересованных сил, так и с использованием внутренних возможностей;

- выявление экстремистских общественных групп и политических объединений, способных участвовать в планируемых акциях ненасильственного, а затем и силового характера, вплоть до гражданской войны;

- определение практических лозунгов, максимально приближенных к реальным требованиям экстремистских общественных групп, действия которых в итоге могут использоваться для подрыва легитимности и слома существующей власти;

- подготовка лидеров, способных возглавить политический протест, имеющий конечной целью государственный переворот;

- обучение в специализированных лагерях полевых командиров и боевиков для силовых акций, организация мобилизационных пунктов за рубежом и маршрутов перебросок наемников;

- поддержка экстремистских элементов в оппозиции и осуществление экспансии в регионы,  прежде всего за счет координированного использования контролируемых оппозицией электронных отечественных и зарубежных СМИ. Важное место отводится завоеванию поддержки со стороны международных организаций и международной общественности;

- организация сетевых структур управления подрывными действиями, снабжения, связи и мониторинга обстановки, использование которых повышает конспиративность, неуязвимость и обеспечивает высокую мобильность при переброске групп боевиков в различные районы города с целью распыления усилий властей.

          Реализация подобных шагов на Украине создала условия для успешного проведения цветной революции и перехода власти к манипулируемой Западом нацистской правящей клике.  В последующем главные усилия в 2014-2022 гг. в информационной, военной и военно-технической сферах были сосредоточены на формировании необходимых и достаточных условий для развязывания против России прокси-войны (или войны чужими руками), на превращении Украины плацдарм антироссийской агрессии.

      Стратегия сочетания цветной революции и прокси-войны, организованной враждебными Белграду силами с использованием фактора Косово, предусматривает последующие шаги по дестабилизации Сербии, развязыванию гражданской войны с целью свержения законного руководства, перевода страны под внешнее руководство и ее расчленению.

                     Прокси-война как угроза суверенной Сербии

      Сегодня в Сербии фактор прокси-войны или войны чужими руками с использованием боевиков непризнанного Косово и иностранных наёмников приобретает черты угрожающей реальности и будет использован для свержения руководства и перевода страны под внешнее управление. (Сербия в ожидании прокси-войны. Ползучая агрессия США и НАТО против Белграда приобретает угрожающую реальность -   НВО 22.06.2023)

Прокси-война (англ. proxy war, также опосредованная война, война по доверенности, война чужими руками) — международный конфликт между двумя странами, которые пытаются достичь своих собственных целей с помощью военных действий, происходящих на территории и с использованием ресурсов третьей страны, под прикрытием разрешения внутреннего конфликта в этой третьей стране. (Бартош А.А. Прокси-война как определяющий фактор военных конфликтов XXI века-Военная мысль-2023-№5)

Форма прокси-войны – военно-силовые действия с целью достижения целей заказчика прокси-войны в ходе организованного и спонсируемого им внутреннего конфликта в третьей стране  посредством военных действий, развязанных на её территории и с использованием её ресурсов под прикрытием разрешения внутреннего конфликта.

Этапы подготовки прокси-войны. Подготовка каждой операции прокси-войны, вне зависимости от страны и ситуативных характеристик, осуществляется в несколько этапов: 

- анализ и прогнозирование военно-политической обстановки (ВПО) на театре прокси-войны;

- разработка стратегии, которая должна предусмотреть пути наилучшего достижения целей заказчика конфликта: каким образом и когда начинать вооружённую борьбу, как обеспечить максимальную эффективность достижения целей прокси-войны, организовать эффективное распределение, гибкую адаптацию и применение средств;

- формирование ресурсов и возможностей, включая учёт ряда ключевых социологических характеристик общества, в том числе, устойчивость власти, настроения населения. Особую значимость имеет учет и прогнозирование возможностей оказания политической, военной, военно-технической поддержки сторонам конфликта третьими силами;

- создание искусственных предпосылок для начала агрессии и оправдания нападения на другую сторону военного конфликта является неотъемлемой частью стратегической культуры Запада и одним из типичных приёмов, используемых для создания «казус белли» - формального повода для объявления войны. Стороне-агрессору необходимо публичное оправдание для нападения на другую страну для мобилизации внутренних сил и потенциальных союзников при одновременном создании некой правовой платформы для поддержки или хотя бы понимания со стороны организаций обеспечения международной безопасности. (Информационно-психологическая борьба приобретает новое качество. Как создаются искусственные предпосылки к агрессии-  НВО 21.09.2023). Подобную провокацию по методичкам Геббельса и НАТО  учинили в апреле 2022 г. западные провокаторы   вкупе с киевскими подопечными  в Буче, Киевская обл., после ухода оттуда наших войск, чтобы оправдать наращивание военной помощи Украине;

- переход к активной фазе операции;

- завершение операции.   

Необходимое условие для развязывания прокси-войны – наличие   политической нестабильности в стране, сопровождающейся кризисом действующей власти; наличие полностью или частично совпадающих политических интересов, объединяющих организатора прокси-войны (это, прежде всего, США и Великобритания) и одну из сторон военного конфликта (агента-прокси, это Косово) как основы для военного партнерства и согласованных военных целей для действий против Сербии.

     Достаточное условие – наличие подготовленных вооруженных сил страны – агента-прокси, а также взаимодействующих с ними специально организованных по особой сетевой форме националистических, этнорелигиозных  и некоторых других формирований в недружественных Сербии государствах (Албания, Хорватия и некоторые другие), включая ЧВК, способных выступить в качестве ударного компонента третьей страны в прокси-войне.   С этой целью в недружественных Сербии государствах готовятся наёмники для переброски в Косово и участия в прокси-войне.

   Нельзя исключить, что в перспективе Приштину снабдят высокоточным оружием дальнего радиуса действия, кибер- и роботосистемами для дистанционного проникновения на критические объекты инфраструктуры Сербии. Уже сегодня организуется передача прокси-агенту разведывательной информации по Сербии от США и стран НАТО.

          Полный спектр подобных технологий используется в Косово с перспективой  применения против Сербии с использованием внутренних и внешних факторов для развязывания прокси-войны.

      Эскалация напряженности против Сербии

Логику управления нарастающей эскалацией напряженности вокруг Сербии можно представить в виде лестницы эскалации военно-политических ситуаций (обострение напряжённости идёт снизу вверх):

- обострение обстановки в стране;

- обмен угрожающими заявлениями;

- обостряющийся политический кризис с повышенной интенсивностью ведения информационного противоборства и попытками организации цветной революции в сочетании с  демонстрацией военной силы в «серой зоне», которой отведена территория непризнанной «республики Косово», но еще без её боевого применения.;

- переход к военно-силовой стадии конфликта.

      Например. в рамках  обострения кризиса и  подготовки к возможной силовой конфронтации с  сербским населением на севере Косово в декабре 2023 г. «косовская полиция» удалила камеры наблюдения в ряде населенных пунктов, где проживает сербское большинство. Делается расчёт, что это позволит Приштине скрыть провокационные шаги косовской полиции по развязыванию силового противоборства с сербами и возложить ответственность на сербское население. Подобная тактика уже стала рутинной.  

    В результате проведения непродуманной миграционной политики югославских властей, осуществлявшейся на протяжении многих десятилетий в XIX-XX веках, сегодня численность албанцев   составляет 9/10 от 2-х млн. населения исторического центра Сербии. Постоянные стычки между албанцами и сербским меньшинством края служат серьёзным фактором напряжённости и  угрожают новыми вооруженными столкновениями на севере Косово и Метохии. Так называемый «Косовский министр обороны» утверждает, что «косовские силы безопасности» (заметим, что это фактически незаконные бандформирования, поскольку создание вооружённых сил Косово осуществлено в нарушение Резолюции 1244 ООН, которую США и НАТО игнорируют). По замыслу Приштины, такие незаконные формирования могут действовать на всей территории края и быть в готовности вмешаться на севере. Он добавил, что передвижение «косовских сил безопасности» в  северных районах Косово  всегда проводится по согласованию с КФОР. Подобная тактика создаёт прямую   угрозу Сербии. Кроме того,   албанцы заявляют, что КФОР одобряет  пребывание «сил безопасности» на севере Косово , поскольку без одобрения КФОР и глав 4-х муниципалитетов на севере края не может появляться даже «спецназ», не то, что военизированные формирования. Перечисленные и некоторые другие мероприятия свидетельствуют о планомерной подготовке Приштины к вооруженному противоборству с Сербией.

     Не вызывает сомнения, что армия Сербии в считанные дни «перемелет» формирования косоваров. Это понимают в Приштине и делают ставку на массированную поддержку со стороны враждебных Белграду государств, на вмешательство НАТО. С этой целью готовятся варианты провокаций, прикрываясь которыми руководство Косово предполагает придать видимость законности развязывания войны против Сербии и возложить на Белград инициативу агрессии. В прошедшем году, например,  Приштина увеличила бюджет «косовских сил безопасности» на 40 миллионов евро и довела его 200 млн. евро, что соответствует 2% ВВП по стандартам НАТО. На выделенные деньги производится закупка в первую очередь американского вооружения.

Непризнанная республика Косово планирует ввести обязательную воинскую службу по призыву. «Правительство»  Косово заявляет, что в случае любых «агрессивных» действий со стороны Сербии на границе, «косовские силы безопасности» будут развернуты в полной боевой готовности в северных районах.

- следующей ступенью эскалации станет прокси- война, на начальном этапе которой против Сербии   будет осуществляться ограниченное применение военной силы, особенно сил спецопераций, а также наёмников («прокси»), ЧВК и т.п. с последующим созданием прецедента для втягивания в полномасштабный военный конфликт Вооружённых сил Сербии;

     Подобные планы грозят превратить  регион Западных Балкан в театр широкомасштабного военного конфликта с целью нанесения окончательного поражения Сербии, переводу страны под внешнее управление  и её раздробления. Повышается вероятность  втягивания  в конфликт крупных государств и их коалиций.

      Разрушительный импульс операциям гибридной войны придает сочетание стратегий сокрушения, на которых строится «цветная революция», и измора, характерной для прокси-войны, что позволяет формировать своеобразный разрушительный тандем для целенаправленного использования свойств глобальной критичности современного мира в целях подрыва фундаментальных основ существующего миропорядка, дестабилизации отдельных стран, принуждения их к капитуляции и подчинению стране-агрессору. Против  Сербии применяется сочетание стратегий сокрушения и измора, в основе которых  лежат механизмы поэтапного усиления и эксплуатации критичности в целях хаотизации обстановки, ослабления и  развала страны.

                                       Заключение     

      Последствия гибридной агрессии Запада   против Сербии выходят за рамки одной страны, превращаясь в единый многомерный фактор мировой гибридной войны, значимый как для Белграда, так и для Москвы и некоторых других стран и требующий высокой бдительности, всестороннего анализа и прогнозирования, укрепления доверия и взаимодействия между дружественными государствами.

      Следует помнить, что Украина и Косово сегодня используются коллективным Западом как плацдармы многовековой агрессии, направленной на максимальное ослабление в первую очередь славянского населения России, Украины, Белоруссии и Сербии. Стратегия мировой гибридной войны предусматривает также «растворение» сознания жителей православных славянских государств в чуждой и враждебной им духовной и социокультурной среде, в которой насаждаются   искажённые представления о семейной и общественной жизни, об истории, культуре, религии.

     В государствах-объектах мировой гибридной войны главное внимание должно быть уделено умелому использованию «мягкой силы» для повышения притягательности страны, наращиванию военной мощи и оснащённости Вооружённых сил, обеспечению территориальной обороны и надёжной защиты национальных  границ,  укреплению экономики, адаптации к реалиям современности программ образования и воспитания молодёжи, обеспечению внутреннего единства общества и консолидации союзов и партнёрских связей.

 

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован