19 января 2001
6027

Подкоп под Аляску

Рифы и мифы межконтинентального строительства

ЕКАТЕРИНА КАЦ



Из воспоминаний военного министра Российской империи Александра Редигера, относящихся к 1907 году:


В НАЧАЛЕ года весь мир оказался взбудоражен сообщением о скором начале реализации грандиозного проекта - строительства тоннеля под Беринговым проливом, который соединит США и Россию. Информация о том, что Россия планирует построить автомобильно-железнодорожный тоннель между Чукоткой и Аляской протяженностью 96 км, кочевала из одного западного СМИ в другое, обрастая все более интригующими подробностями.
Якобы проект, а также смета расходов на его реализацию представлены "для ознакомления" Всемирному банку (ВБ) и правительствам США и России. Об этом российским информационным агентствам поведал директор московского Центра интегрированных регионально-транспортных проектов Виктор Разбегин. Он также сообщил, что готовится межправительственное соглашение России, США и Канады, которое "призвано вывести проект на новый уровень". Было заявлено, что прокладка займет 20 лет, правда, никто не может объяснить, с какого момента начнется отсчет.
И, наконец, Виктор Разбегин утверждает, что прокладка тоннеля - лишь часть куда более грандиозного замысла по созданию транспортного коридора США-Россия-Юго-Восточная Азия, а также в направлении Европы. Помимо железнодорожной ветки и подводного тоннеля, проект включает прокладку еще нескольких в толще гор (общей протяженностью до 30 км). Ориентировочная стоимость проекта - 50-60 млрд долл.
Из слов Разбегина можно сделать вывод, что "строители" планируют привлечь средства Всемирного банка (ВБ). В самом ВБ "Сегодня" заверили, что такого предложения со стороны российского правительства они не получали. Кроме того, в проекте "Стратегии сотрудничества РФ и ВБ", который описывает все кредиты, которые может получить Россия, такого проекта никогда не было. Сам Виктор Разбегин в правительство не входит. А причислить возглавляемый им центр к правительственным организациям невозможно: он всего лишь функционирует при Совете по изучению производительных сил России, который входит в систему Академии наук.
Так что, скорее всего, правительство о "своих" инициативах пока не знает. Это подтвердилось в беседах с представителями двух ведомств, без которых реализация такого проекта в принципе невозможна. В Министерстве путей сообщения (МПС) нам сообщили, что о проекте в ведомстве стало известно лишь накануне, и не от руководства, а из СМИ. "Неплохо бы соединить Россию и Америку. Против этого никто не возражает, так же как не возражают против полетов на Марс", - прокомментировал идею советник министра Валерий Зудин.
В МПС уверены, что подобный тоннель если и будет построен, то может быть приспособлен исключительно для нужд автомобилистов. "Железная дорога заканчивается в Магадане. До нее более полутора тысяч километров вечной мерзлоты. Ввязываться в строительство второго БАМа МПС не планирует", - считают чиновники ведомства. А ближайшая железная дорога на североамериканском континенте проходит по канадской провинции Британская Колумбия. Чтобы связать ее с Россией, необходимо проложить 2 тыс. км рельсов.
"Вся эта история с тоннелем под Беринговым проливом - одни фантазии, больше ничего. Нужны огромные средства, у нас их нет. А даже если бы и были, что по нему возить? - считают в Минтрансе. - На Севере - ни инфраструктуры, ни промышленности, ни дорог и один человек на квадратный километр".
С тем, что затеянное строительство экономически нецелесообразно, спорить невозможно. Примером может служить тоннель через Ла-Манш, соединяющий Великобританию с материковой Францией, а через нее - со всей Европой. Проект оценивался в 5 млрд долл. Стоимость сооружения оказалась почти 8 млрд долл. Строительный консорциум до сих пор не рассчитался по долгам, что неудивительно, поскольку только в 1999 году убытки предприятия составили 224 млн долл. А европейские грузовые и пассажиропотоки несопоставимы с тем, что может "предложить" практически оторванные от мира Аляска и Чукотка.

2001 #2,Января
Издательство "Семь Дней", 1999-2000
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован