Комментарий председателя коллегии адвокатов "Тер-Акопов и партнеры", адвоката по уголовным делам Тер-Акопова Георгия Рубеновича:
И вновь совершено громкое коррупционное разоблачение. По подозрению в получении крупной взятки размеров в 4, 5 рублей задержан заместитель начальника Гагаринского межрайонного следственного отдела московского главка СКР Арам Абрамян.
По данным следствия, мысль «подзаработать» пришла в голову следователя во время расследования уголовного дела о мошенничестве в отношении коммерческой фирмы. За солидное вознаграждение он пообещал «отмазать» ряд лиц. От них же он и получил взятку. Они же его, вероятно, и «сдали».
Одним из наиболее распространенных методов решения проблем, в широком смысле этого слова, в современном Российском обществе, стала взятка. Если немного точнее, то покупка лояльности должностных лиц различных структур с целью получения возможности совершения и сокрытия противоправных действий, либо избежание ответственности за уже совершенные и обнаруженные противоправные деяния.
В чем причины процветания взяточничества? Почему люди, как взяткодатели, так и взяткополучатели рискуют таким социальным благом, как собственная свобода? Попробуем высказать по этому поводу кое-какие мысли.
Участниками таких деяний являются взяткодатели и взяткополучатели.
Что толкает на противозаконные действия взяткодателя. Сразу не ответишь, потому, что в первую очередь надо определить категорию взяткодателя. В одном случае это лицо, которое хочет незаконно дать взятку и получить за это возможность заработать деньги на законных основаниях (выиграть тендер, получить заказ, и т.д.). В устоявшейся практике это называется «откатом». В другом случае, лицо уже совершило (в том числе не только в сфере предпринимательской деятельности) преступление, и, пытаясь уйти от наказания или смягчить его, ищет возможности дать взятку за покровительство правоохранительных структур, либо получить преференции при расследовании уголовного дела и рассмотрения его в судебных инстанциях. Что может толкать его на такие риски? Ответ простой: жажда наживы! В чем причина такой распространенности этого явления? Взяткодатель видит, что противоправных явлений огромное множество, что подавляющему большинству его знакомых удается уйти от преследования и правосудия, что у него надежная «крыша», что украденных денег хватит на «покупку» безнаказанности, что все деловые люди так делают, чтовсегда найдется, кому ее дать и кто ее возьмет, что все можно купить! Вывод: уровень коррупции есть провоцирующее взяткодателя обстоятельство. К сожалению, не является обстоятельством, подлежащим доказыванию в уголовном судопроизводстве, но процент выявления и раскрытия таких преступлений явно имеет большой профилактический эффект. Чем больше взяткодателей будут привлекать к уголовной ответственности, тем меньше будет желающих ее предлагать.
С другой стороны - должностное лицо. И здесь есть свои категории. В одном случае - это чиновники, которые зажравшись, только за наличие своей подписи на определенных документах, долгие годы «гребут» и «гребут», уверенные в том, что с их то должностью (но не с зарплатой) им положено иметь квартиры, дома, коттеджи, при том не только в России, яхты, предметы антиквариата и художественные ценности, их женам положено иметь «килограммы» бриллиантов и мехов, а их чадам- «Bentley»,«Ferrari» и прочую атрибутику «золотой молодежи».
Другая категория взяточников - это сотрудники силовых структур. Огромные объемы работы, десятки уголовных дел в производстве у следственного состава, беготня в течении почти каждых суток у оперативных сотрудников, и желание хорошо жить у их начальников служит для решившихся стимулом для измены интересам службы в целях приведения материальной составляющей своей жизни к тому знаменателю, который они сами для себя определили. Причина конечно же в резком разделении общества по материальному благосостоянию, а также в реальной возможности взяткодателей дать эту взятку. «Решившиеся силовики рассуждают так: «Я, за очень скромную зарплату, еле свожу концы с концами, а этот жулик, ничего не боится и катается, как сыр в масле. А если этот жулик попался, и предлагает мне закрыть на что-то глаза - почему бы и нет? Если я не закрою глаза, его привлекут, а мне какой толк? А если закрою, отдам долги, повезу ребенка на море, продам старый «Москвич» и куплю иномарку, жена ходит в старом «кролике», а жена жулика в «норке», а чем она хуже, и многое и многое другое. Правда, аппетиты со временем растут и нервы не выдерживают, вот и берут взятки. Жить то получше хочется! А аппетит приходит во время еды. А зарплаты растут как сталактиты в пещерах, на чуть-чуть за долгие годы. А ситуация, когда ты получаешь заработную плату 50-60 тысяч рублей, а подследственный зарабатывает в 100 и более раз больше, кажется, ну очень морально не возвышающей, а блеск звезд на погонах почти ничего не компенсирует, невольно приходишь к выводу, что деньги, нечестно заработанные, следовало бы перераспределить, и это будет справедливо!
Только ведь не все так рассуждают, если даже хотят разделить эту точку зрения. Сколько веревочка не вьется, а конец все равно находится. И, если расхититель, жулик или мошенник не успел получить политическое убежище где-нибудь на «туманном Альбионе», то он попытается дать взятку, активно разыскивая, кто ее возьмет. А тот, кто берет взятки, рано или поздно попадется тем, кто имеет иное представление об офицерской чести, чувство долга и верности принципам. Вот только зарплату подняли бы, а то очень несправедливо, и коррупционная составляющая ну очень манящая. Мораль такова: деньги надо зарабатывать законным способом, а «черный хлеб» дома всегда вкуснее, чем на нарах.