19 апреля 2004
6162

Подземный ход в Америку

Идея построить тоннель под Беринговым проливом и соединить Евразию и Северную Америку трансконтинентальной железной дорогой родилась более ста лет назад, однако "проект века" так до сих пор и не реализован. Тут как с полетом на Марс: вроде все согласны, но лететь никто не летит.

Бесполезно искать в железнодорожном расписании экспресс до Нью-Йорка. Сегодня добраться из Европы и Азии в США можно только самолетом или по морю. Однако ученые по обе стороны океана утверждают, что в обозримом будущем к ныне существующим воздушным и морским транспортным путям могут добавиться еще железнодорожный и автомобильный. Для этого нужно всего-навсего соединить Чукотку и Аляску тоннелем под Беринговым проливом. Идея строительства тоннеля и прокладки сухопутной трассы из Лондона через Берлин, Москву, Омск, Якутск, Анадырь, Ном в Нью-Йорк фантастична и в то же время привлекательна. По своему значению такое "шоссе" вполне сравнимо с Великим шелковым путем.

Надо сказать, что первый проект трансконтинентального тоннеля родился больше века назад. Он был предложен русскому правительству неким американским синдикатом еще в 1902 году. Уже тогда технически постройка гигантского инженерного сооружения была вполне осуществима. В России к этой идее отнеслись с полной серьезностью. Проект дважды рассматривался министрами царского правительства, однако так и не был принят. Сомнения вызывало то, что для осуществления плана требовались гигантские затраты, а выгоды от подобного вложения капитала были весьма туманны. Затем грянули русско-японская война и революция 1905 года, и России стало не до этой масштабной стройки.

А при советской власти сама идея проложить железнодорожный путь на территорию потенциального противника казалась абсурдной. Но в последние годы ученые возобновили работу над проектом. С российской стороны этим занимается Центр интегрированных регионально-транспортных проектов при Российской академии наук, который возглавляет член-корреспондент Российской инженерной академии Виктор Разбегин. "К настоящему времени выполнен большой объем работ по предварительному технологическому обоснованию проекта, - говорит Виктор Разбегин. - Мы провели ряд экспедиций в район предполагаемого строительства. Результаты исследований неоднократно обсуждались на различного рода конференциях. Еще в 1998 году мы вплотную подошли к подписанию межправительственного соглашения о строительстве трассы, но грянул дефолт, и все инициативы были отложены. Сегодня работы в этом направлении продолжаются. Например, в США сейчас поднялась новая волна интереса к этому проекту, вызванная событиями на Ближнем Востоке". Но если абстрагироваться от политики, то речь идет о вполне естественном сухопутном соединении Северной Америки и Евразии для создания глобального транспортного коридора из Азии и Европы в Америку через Россию.

В стороне от дорог

В самом узком месте ширина Берингова пролива - около 90 километров. Длина тоннеля, по разным оценкам, может составить от 100 до 110 километров. Существенно облегчает строительство то, что посередине пролива расположены два острова: Ратманова и Крузенштерна - Большой и Малый Диомиды. Кроме того, геологические условия Берингова пролива весьма благоприятны: небольшая глубина прогиба - не более 18 метров плюс устойчивые грунты.

Стройка века

Если же российско-американский проект осуществится, это откроет путь к освоению огромной сухопутной области с богатыми залежами полезных ископаемых. Эти месторождения на сегодняшний день не разрабатываются только из-за отсутствия нормальной транспортной схемы.

Тоннель будет не только транспортным коридором. В нем проложат линию электропередачи, которая соединит две мощнейшие в мире энергосистемы. В Сибири есть избыточные потенциальные энергетические мощности, и Россия могла бы успешно торговать ими. Кроме того, известно, что годовой эффект от соединения двух энергосистем составляет 5-10 процентов от мощности меньшей системы. В данном случае экономия в год составит порядка двух-трех миллиардов долларов. Естественно, в тоннеле будут проложены связь и, возможно, газо- и нефтепровод. В последнем, кстати, очень заинтересованы американцы.

Фактически нынешняя ситуация в точности повторяет историю с тоннелем под Ла-Маншем. "Готовое технико-технологическое обоснование проекта тоннеля под Ла-Маншем провалялось под сукном около тридцати лет, до той поры, пока лидеры Великобритании и Франции за завтраком фактически в течение пяти минут не решили этот вопрос положительно, - говорит Виктор Разбегин. - Если завтра президенты США и России примут решение, что дороге быть, то в течение трех лет мы можем завершить все проект-но-изыскательские работы, а через 10-20 лет мечта о тоннеле воплотится в жизнь".

Альтернатива: тоннель или мост?

Пока в России и США обсуждается идея прокладки тоннеля под Беринговым проливом, на свет появляются все новые мысли о возможном способе соединения Чукотки и Аляски. Один американский инженер предложил построить над проливом подвесной мост протяженностью 100 километров. По замыслу автора, смонтированные на берегу опорные башни с помощью вертолетов будут попарно опущены в Берингов пролив и надежно закреплены якорями. Затем на стальных кабелях к ним подвесят двухъярусное тело моста: сверху - проезжая часть, снизу - нефтепровод, который и является главной изюминкой проекта. Автор российско-американского "моста дружбы" уверен, что расходы на его строительство (предположительно 50 миллиардов долларов) в кратчайший срок окупятся за счет экспорта нефти из России в США.

По материалам газет

"Известия", "France soir",

зарубежных информагентств.

http://www.pr.azov.net/archiv/2004/N_23/pr14.htm
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован