22 ноября 2006
2539

Подзвучка для Мариинки

В Москве выступил премьер Академии молодых певцов Мариинского театра Даниил Штода. Вместе с супругой, также академисткой Еленой Цветковой. Для дочери убитого четыре года назад магаданского губернатора Валентина Цветкова выход в афишном концерте мужа стал столичным дебютом.

Даниила Штоду хорошо знают и любят в Москве. А в Петербурге он и вовсе символ программы поддержки начинающих певцов, организованной в 1998 году родной сестрой Валерия Гергиева - пианисткой Ларисой Гергиевой. В разное время она аккомпанировала всем без исключения оперным звездам Мариинки. Штода может похвастаться и сольными дисками, и контрактами, хоть и эпизодическими, на лучших сценах мира в самых звездных составах.

Однако московский концерт под аккомпанемент Камерного оркестра Константина Орбеляна как-то сразу не задался. Общеизвестно, что акустика в Светлановском зале Дома музыки оставляет желать лучшего, из-за чего почти все певцы вынуждены прибегать к подзвучке. Но в данном случае имела место не подзвучка, а какое-то "омоновское" усиление. Перед таким частоколом микрофонов певцы не выступают даже на стадионах. Услышать подлинный голос певца было невозможно. Да и на полнометражный сольный концерт по принципу: первое отделение "русское", второе - "западноевропейское" у Даниила Штоды репертуара не хватило. Получился винегрет. Арию Ленского сменяла песня Купчика Хренникова, а плач Фредерико и арию Вертера - "Be my love".

Штода явно очень волновался - то ли за себя, то ли за жену-дебютантку. И от стресса лишь изредка давал волю своему природному обаянию, чаще заменяя его бездушной и неуместной улыбкой "а-ля американо". Явление же Елены Цветковой оказалось незабываемым. Ее пение в лучшем случае можно назвать гиперхарактерным, а если откровенно, оно было просто вульгарным и фальшивым. Красивый элегантный дуэт Маркизы и русского графа превратился в нечто похожее на выяснение отношений между Эллочкой Людоедкой и Остапом Бендером. Барышня с 2003 года ходит в мариинских академистках, а не освоила даже азов не знаю уж по какому наитию выбранной профессии. Впрочем, она могла и не заметить своего провала. Публика вежливо аплодировала, а близкие и друзья заботливо завалили ее охапками роз. Но явно это был тот случай, когда личное и профессиональное должны находиться друг от друга на почтительном расстоянии...

Сегодня в Академии Маринки учатся около 400 (!) человек. Некоторые давно превратились, подобно Пете Трофимову, в "вечных студентов". Поэтому такие казусы, быть может, и закономерны. Но реноме заведения они способны подмочить основательно. Поначалу академию спонсировал самый известный в мире оперный меценат Альберто Вилар. Сегодня он обвинен американскими властями в финансовых растратах и дожидается вердикта Фемиды. Правда, на свободе - благодаря залогу, внесенному Валерием Гергиевым. В числе академистов тогда оказалась самая яркая молодежь Мариинки - Анна Нетребко, Татьяна Павловская, Ильдар Абдразаков, Евгений Никитин. Но юные звезды театра неуютно чувствовали себя в роли студентов. И быстро расстались со своим новоприобретенным статусом, о котором вспоминать не любят. Однако они успели сослужить академии добрую службу, создав ей репутацию столбовой дороги на сцену Мариинского театра. Далее - везде.

Подобные молодежные, как правило, международные программы есть почти во всех достойных оперных театрах. Лучшей в мире считается школа при Chicago Lyric Opera (но она только для граждан США), в Европе - при Covent Garden в Лондоне. Большинство же молодых певцов мечтают присоединиться к "стажерской" группе нью-йоркской Metropolitan, хотя Met предлагает одну из самых сложных и изматывающих программ. Стать участником такой программы - все равно что сорвать джекпот в лотерее национального масштаба. В Петербурге все и проще и сложнее одновременно. Главное - приглянуться Ларисе Гергиевой и найти с ней общий язык.

Сегодня успешных академистов единицы - Ирина Матаева, Екатерина Соловьева, блеснувшая в бродвейской постановке "Богемы", Екатерина Семенчук, которая пела на церемонии бракосочетания принца Чарльза и Камиллы Паркер-Боулз, Владимир Мороз и, конечно, старожил среди академистов Даниил Штода. Хотя и у них без промашек не обходится.

22.11.06
Мария Бабалова
www.izvestia.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован