Правительство Красноярского края пытается разглядеть подводные камни своих программ
На состоявшемся заседании правительства Красноярского края был рассмотрен ряд вопросов, основные из которых - это внедрение единой социальной карты и выполнение краевой адресной инвестиционной программы. Также вниманию министров и депутатов Законодательного собрания края были предложены промежуточные итоги реализации договора газификации территорий края.
Социальный пластик
Говоря о внедрении единой социальной карты, необходимо пояснить, что всем уже известная социальная карта, принимаемая для оплаты проезда в общественном транспорте, - это лишь первый шаг. В перспективе предполагается расширение возможностей этой карты до уровня электронной платежной системы. Красноярский край отнюдь не является пионером в этой области - на сегодня уже порядка 20 субъектов Федерации в той или иной форме внедряют у себя подобные системы, правда, полного внедрения еще нигде нет.
- Основная цель создания системы социальных карт - это повышение качества адресного предоставления различных мер социальной поддержки и помощи, - заявил министр финансов Красноярского края Михаил Котюков, - а также повышение эффективности государственного контроля за получением этой помощи, возможная оптимизация бюджетных расходов и повышение качества персонального учета предоставления социальных льгот.
Предполагается, что в будущем в карту будут "зашиты" и социальные (предоставляемые или монетизируемые льготы), и банковские (платежные возможности), и уже существующие транспортные, и другие приложения, которые могут быть использованы с помощью электронно-информационных инструментов (банкоматы, платежные терминалы).
- Сама по себе карта будет состоять из двух чипов, - рассказывает Котюков, - контактного - по большей части для работы банковского приложения, и бесконтактного - для учета различных социальных приложений. Одна из основных технических задач, которую сегодня необходимо решить, - это как связать два эти чипа, чтобы они могли автоматизированно между собой сообщаться. Идея в том, чтобы перечисленные из бюджета деньги сами распределялись по различным приложениям.
Вообще, по словам Котюкова, внедрение подобных социальных карт - это не новая работа, а продолжение старой. Ведь, по сути, можно "догружать" необходимые приложения на уже существующие транспортные социальные карты. "Спектр этих приложений должна определить рабочая группа, которую мы намерены создать", - заявил министр финансов.
- Однако, прежде чем приступать к следующему этапу внедрения социальных карт, необходимо решить проблемы внедрения транспортных карт, - заявил заместитель председателя Законодательного собрания края Алексей Клешко. - До сих пор не исполнена значительная часть обещаний по вопросам уже действующей карты. Подвижной состав недоукомплектован считывающими устройствами, разъяснительная работа, реализованная на старте проекта, теперь практически свернута.
Беспокойство зампреда ЗС понятно, ведь на эти же проблемы может натолкнуться и следующий этап внедрения карты, а если учесть весь тот функционал, который в этой карте предполагается, то это может иметь куда большие социальные последствия. К тому же на внедрение только одной социальной карты, на все согласования и отлаживания взаимодействий ушло примерно 1,5 года, а уж на такой проект уйдет куда больше времени.
- Существует и другая проблема, - уверен председатель комитета по экономической политике Законодательного собрания Михаил Васильев. - Объединение всех денег человека в одном месте очень опасно, ведь если человек потеряет эту карту, то его жизнь будет просто остановлена.
Прежде чем делать какие-либо выводы, было решено все же собрать рабочую группу из депутатов и чиновников министерств, а уже по итогам ее работы строить планы, как и в какую сторону двигаться дальше.
Строительные подмены
Не менее жаркие дебаты развернулись вокруг результатов краевой адресной инвестиционной программы (КАИП), основные доли в которой занимают ЖКХ (11,9%), образование (35,6%), здравоохранение и спорт (30,1%). Причиной бурной реакции министров и депутатов стало то, что за 9 месяцев текущего года планы по программе были выполнены всего лишь на 42,7% по ЖКХ, 37,5% - в образовании, 40,8% - в здравоохранении и спорте, а в целом по программе всего лишь 37,9%. При этом реальные строительные работы ведутся по 92 объектам из 197 заявленных в программе. На 104 ведутся изыскательские работы и согласование проектной документации. Нетрудно понять, что для осуществления запланированного основной объем работ необходимо будет осуществить за последний квартал текущего года, что, по заявлению министра строительства и архитектуры края Николая Глушкова, является порочной практикой последних лет, "которую так и не удалось переломить".
- Сейчас уже запущены в строительство ряд крупных объектов, которые на конец года будут выполнены, - заверил собравшихся Глушков, - что позволит нам выполнить годовой план на 94,2%. По сути, добиться этого нам помогла возможность переноса денег с объектов, работы по которым движутся медленно, на более быстро строящиеся.
Одной из основных причин достаточно низкого процента выполнения запланированных в программе работ, по словам строительного министра, является низкий интерес подрядных организаций. "Хотя сегодняшняя ситуация на рынке недвижимости такова, что уже в следующем году подрядчики будут выстраиваться в очередь за нашими объектами", - оптимистичен он.
Правда, стоит учесть, что озвучиваемые Глушковым цифры приведены с учетом состоявшейся в сентябре-октябре корректировки КАИП, тогда как, по мнению Клешко, правдоподобней было бы сравнивать достижения с изначально заявленным объемом работ.
- Это позволило бы гораздо глубже понять проблемы строительной отрасли и вытекающие отсюда трудности реализации программы, - заявил заместитель председателя Заксобрания.
В действительности же, по словам Глушкова, октябрьская корректировка программы прошла в рамках 700 млн руб., из которых 550 млн были перераспределены внутри КАИП без уменьшения лимитов. Уменьшение же произошло примерно на 1%.
Другое дело, что программа называется адресной не случайно. Как заметил председатель правительства края Эдхам Акбулатов, в этой программе каждый объект важен сам по себе. По сути же, достаточно оптимистичные цифры освоения бюджетных денег создают своеобразную подмену, когда деньги вроде и освоены, а результаты на самом деле не достигнуты.
Цена опоздания
С развитием газовой отрасли в крае связаны большие надежды. По экспертным оценкам, несмотря на достаточно большие запасы голубого топлива в крае, уровень газификации сибирских регионов на сегодня оценивается как самый низкий в России - примерно на порядок ниже, чем в среднем по стране. Красноярский край на этом фоне выглядит также не очень благополучно - уровень обеспеченности сжиженным газом составляет около 31%. По сути, газ сегодня в больших объемах поставляется только в Норильск, а основным его потребителем является ГМК.
Решить эту проблему был призван заключенный между правительством края и "Газпромом" договор газификации региона, по которому уже к 2030 году потребление газа в крае вырастет до 26-28 млрд куб. м. По этому договору на газификацию региона будет потрачено порядка 420 млрд руб., из них 104 млрд - на добычу газа, 72 млрд - на геологоразведку, 129 млрд - на транспортировку газа, 108 млрд - на переработку и около 7 млрд руб. - на подземное хранение газа. Большая часть денег будет выделена "Газпромом".
Сейчас основные работы по реализации проекта идут в сфере геологоразведки. Правда, уже в ближайшее время будет завершена разработка генеральной схемы газификации края, которая будет согласована с правительством региона.
- Сейчас нам важно понять, какие мы видим в этом проекте для нас перспективы, и сформулировать их представителям "Газпрома", - заявил Акбулатов.
Однако, по словам докладчика - министра внешних связей и инвестиционной политики края Сергея Верещагина, "посмотреть планы и сопоставить их с нашими желаниями мы сможем, лишь когда нам представят эту схему".
- "Газпром" очень серьезная организация, и когда нам представят готовую схему, нам уже трудно будет влиять на ее реализацию, - тут же заявил министр природных ресурсов Андрей Гнездилов. - Нам надо сейчас провести достаточно плотную работу с представителями компании с целью более полного соответствия схемы нашим интересам.
30 октября 2008
www.newslab.ru