22 августа 2005
4686

`Пока снимаю, я мужчина` Петр Тодоровский о кино, женщинах и пережитых страхах

- А сейчас со мной беда. Меня куда-то гонит, вечный холодок под сердцем, я себя ненавижу. Бесцельно хожу по даче с молотком, забиваю какие-то дурацкие гвозди. Пытаюсь читать, но ничего не лезет в голову. Перечитываю сценарий и все думаю: переписать или разорвать к чертовой матери...
Отрывок из интервью пятилетней давности. На дворе миллениум. Тодоровскому - 75. Настроение - ни к черту. Депрессия. Старость.
Август-2005. Лихой водитель закладывает крутой вираж, машина с визгом тормозит у автобусной остановки.
- Ну что, я не заставил долго ждать? - из окошка выглядывает чуть виноватая улыбка.
Пока едем на дачу, присматриваюсь к нему. 80? Слабо верится. Подтянутый, подвижный, юморной, глаза горят. Благополучный. Впечатление: переживающий уж бог знает какую по счету молодость. Все хорошо? Кризис миновал? Но что же случилось тогда, Петр Ефимович?
- Наше поколение без работы чахнет. Тот же Чухрай, который начал бурно, здорово, а потом десять лет не снимал, занялся какой-то экспериментальной студией. Которая в конце концов лопнула, после чего он уже работать не смог. Хуциев, который столько лет простоял и вот наконец собрался, сейчас что-то снимает. А по моему характеру... Я же не могу, как Герман, который снимает картину пять лет, или тот же Хуциев - три года. Я должен выложиться. Хорошо ли, плохо, но я должен от этого освободиться. Причем могу долго готовиться, размышлять, править сценарий, но когда надо кричать `мотор!`, тут уже остановки быть не может - без продыху.
- Петр Ефимович, но сейчас-то есть к чему силы приложить?
- Да. Мой сценарий `На память о пережитых страхах` - очень сложный, очень резкий, неудобный - сейчас лежит в Госкино. А что с ним будет? Не знаю. Боюсь, не пропустят. Время другое - сейчас показывают сплошь старые фильмы, полный соцреализм пошел...
- А у вас там что за крамола?
- Там речь идет о человеке, воспитанном советской властью, идеология в нем сидит с детства. То есть: не доверять, проверять, забивать хороших добрых людей... Злодей такой. Вспомнил, как на фронте ко мне пришла семья: отец и три сына - добрые, наивные, работящие, из глухой деревни. И как они погибли не от войны, а из-за такого вот негодяя.
- Сколько лет вы уже не снимали?
- Два года.
- Годы мучений?
- Да нет, я писал прозу небольшую. Называется `Вспоминай - не вспоминай`, по которой был снят сериал `Курсанты`. Потом написал еще одну прозу-воспоминание - `Портреты, пейзажи, жанровая сцена`...
- Ну так, может, и хватит? Столько лент уже сняли, да и лет вам, прямо скажем, немало. Пенсия - ведь это заслуженный отдых. Неужто не заслужили?
- Нет, ну когда пишу, я отдыхаю. Или когда попадаю на фестивали...
- У нас, знаете ли, пенсионеры обычно перед подъездом на лавочках сидят.
- Ой, это для меня головой о стенку. Ну не могу я просто сидеть. Хотя вот мой однокурсник давно отошел от дел, так теперь по четыре часа в день он занимается своим здоровьем. Целый комплекс упражнений разработал. Даже если утром надо уезжать по делам, несмотря ни на что, надевает спортивный костюм и четыре часа...
- Тоже ведь неплохо.
- Конечно, хорошо. Но, к сожалению, не для меня. Гонит меня все время куда-то...
- За кем гонитесь? Или от чего бежите?
- Вы знаете, когда был я помоложе, вообще медленно ходить не мог. Вот надо мне было все время куда-то бежать. Это уже черта биологическая - не замечаю за собой.
- И все-таки о пенсии. От многих маститых режиссеров все время чего-то ждешь, а когда они выдают, как-то за них становится обидно. Думаешь: уж лучше бы не снимали.
- Ну да, вовремя смыться - в профессии вора это самое главное. Но понимаете, в чем дело: можно снимать до тех пор, пока ты на экране молодой. Когда не чувствуется, что старик снимал.
- Но уходить надо все равно на пике?
- А у меня и не было этого пика. Я не очень ровный режиссер в этом смысле. Но уходить на покой... Нет, это смерть. Просто смерть. Я всегда говорю: пока снимаю, я мужчина. Здоров, не болею, меня женщины любят. А когда не снимаю, я старый, больной и никому не нужный.


***

- Петр Ефимович, вам снится война?
- Никогда не снилась.
- А вообще войну вспоминаете как сплошной ужас или как самое светлое, счастливое время?
- Ну вот смотрите: героиня моего фильма `Военно-полевой роман`. На фронте она была королева. Она была любима, это был ее звездный час. А когда закончилась война - без мужа, без квартиры, - оказалась на дне. А для меня... Не сказать, конечно, что лучшее время. Когда после ранения попал в госпиталь - вот это было прекрасно. После грязи, крови, вшей, когда ты не человек, а животное, - и лежишь на белой простыне, тебя отмывают... У меня ведь было не очень тяжелое ранение - через две с половиной недели уже ходил. А тут санитарки, вечером танцы...
- Это самое приятное воспоминание о войне?
- Самое приятное - это 8 мая на Эльбе. Это было потрясающее ощущение - просто наступила тишина. Вдруг. Мы с тяжелыми боями вышли к мосту, а по ту сторону уже стояли американцы, они раньше подошли. И тут тишина. И река. И трава. Мы вдруг услышали, как птицы поют. Ни разу их не слышали, хоть и в лесах были... У меня сценарий лежит, не снял пока, называется `Оглушенный тишиной`. Вот это очень точная характеристика. Мы валялись в траве вместе с лошадьми, сбросив вонючие портянки, и не верили, что остались живы.
- А самый страшный эпизод?
- Первая ночь. Меня бросили на передний край, в часть, которая наступала и выдохлась. Командир полка не знал, где находится комбат, где солдатики... Я весь такой новичок, в гимнастерочке, получил приказ немедленно найти командира батальона. И попал под артобстрел. Ну это просто жуть: осколки били по остовам сгоревших машин, все взрывалось. А я лежал, прижавшись зубами к земле - от страха меня просто колотило. Потом, когда все же нашел комбата, один сержант посмотрел на меня, говорит: `Пойдемте, я вам шинель найду. Я тут мимо пробегал, видел`. Я сразу не понял, что он имел в виду. Мы ползком пробрались в окоп, там стоял мужчина. Голову положил на руки, вот такие усы. И с куском железа в затылке - видно, снаряд сзади разорвался. Сержант стал пробираться в окоп, а это была одиночная ячейка, говорит: `Я возьму его сзади, а вы берите под руки`. И я оказался лицом к лицу с этим человеком. С огромным трудом его вытащили, это оказался почти двухметрового роста солдат. Стали разжимать ему руки, а они уже закоченели... Вот от этой сцены очень долго не мог освободиться. Тем более знал же: кто одевается с убитого, тот обязательно погибнет.
- Петр Ефимович, извините за вопрос, вам самому приходилось убивать?
- Ну я же закончил Саратовское военно-пехотное училище минометного батальона, я командир минометного взвода. Хотя до до ранения служил в пехоте. И когда мы наступали на Висле, вместе с солдатиками бежал в атаку. Но сказать, что кого-то убил... Ты бежишь как разъяренный бык, ничего перед собой не видишь, стреляешь из автомата в разные стороны. А попал, не попал - кто ж его разберет. Так что нет, не знаю.
- Давайте лучше о приятном. Насколько я слышал, `Военно-полевой роман` автобиографичен. То есть с вами произошла точно такая же история?
- Только два эпизода, которые стали основой для размышления. Один - когда шли к полевой кухне, чтобы получить перловую кашу и кусок хлеба, мы проходили мимо землянки комбата, где звучала музыка и смеялась женщина. Видел ее только один раз, и то со спины, - как она пронеслась на лошади вместе с комбатом. А потом, уже после войны, голодным студентом зимой я шел мимо ЦУМа и увидел женщину, которая торговала пирожками. Но я не был уверен, что это она...
- И даже не подошли к ней?
- Нет, я спешил в фотомагазин и прошел мимо. Потом уже думал: не пойду на занятия - найду ее, чтобы рассмотреть, расспросить. Как-то прибежал к ЦУМу - ее уже не было.


***

- Если говорить об `Интердевочке` - эта сторона жизни вам тоже знакома?
- Да что вы?! До съемок я никогда не видел живую проститутку. Один раз, помню, приехал из Парижа хозяин кинотеатра `Космос`, где была премьера `Военно-полевого романа`, и позвал меня, Панфилова и еще несколько режиссеров в `Националь`. Сидели там очень долго. Ближе к ночи моя жена начала отвозить французов в `Россию`, а я остался ждать ее в `Национале`. Смотрю: около гостиницы черненькие ребята появились, какие-то девушки. Понял: путаны, и идет торг. Рядом со мной останавливается обыкновенная русская женщина: изможденная, с авоськой - там бутылка кефира, кочан капусты - и тоже смотрит вытаращенными глазами на все это. И тут появляется такая секс-бомба! В кожаной юбке короткой, грудь наружу. И та женщина мне говорит: `Ну вот енту сразу возьмуть`. (Тодоровский долго сдерживал себя, чтобы не рассмеяться раньше времени, - но теперь уже можно.) Потом вижу: ко мне направляется такая милая дамочка лет тридцати, идет улыбается. Я понял, конечно, что она проститутка. Но тут подъезжает моя жена на машине, я сажусь и уезжаю... Вот, пожалуй, единственная встреча с проституткой до `Интердевочки`.
- Ну а к фильму, что же, готовились основательно? Насмотрелись всякого?
- Потом, конечно, на `Мосфильм` мне стали приводить их целыми партиями. Помню, пришла одна: студентка Тимирязевского института, замечательное лицо, симпатичная. И она рассказывает: моя подружка, мол, ходит в джинсовом костюме - а я что, хуже? И вот она себе придумывает, что это ее любимый человек, и отдает ему все. Спрашиваю: `Ну и сколько же ты зарабатываешь?` - `Бывает в неделю по семь тысяч`. По тем временам сумма бешеная, я в месяц получал 300 рублей... Другая женщина - кандидат физических наук: муж от нее ушел, одна с двумя детьми. Эта не считала себя проституткой, у нее была своя легенда: `Я не хожу на панель, но у меня есть десять мужчин, - говорит, - которые по расписанию приходят ко мне домой. И как только я накоплю сто тысяч, все брошу и засяду за докторскую`. А еще пришла пигалица лет пятнадцати - маленькая такая, неприятная, но в норковой шубе. Я ей: `Что же ты, миленькая, твои ровесницы гнут спину за швейными машинками...` - `Ну и дурочки, - говорит, - они боятся, а я не испугалась - зато теперь хожу в норковой шубе`.
- Мало того что фильм о проститутках, так вы еще первым из советских режиссеров осмелились показать половой акт.
- О, если бы мы зафиксировали на пленку, как снимали эту сцену, это был бы самый яркий эпизод картины! Лену Яковлеву положили на какой-то топчан, звукооператор включил джаз, и под ритм этой музыки мы все работали. Один парень качал кровать, осветитель мотал юпитером, оператор - камерой. А я толкал Ленину задницу. Все в поту, она лежит... (Хохочет.) А потом один молодой человек прислал мне письмо с претензией: дескать, в сценарии у Кунина ей с японцем было лучше, чем с мужем, а у вас, мол, наоборот. Как-то подошел к Кунину, спрашиваю: `Слушай, как мне нужно было снять? То есть с шведом она должна была лежать, как корова, а с японцем - вся в оргазме?` (Опять заливается смехом.)
- Кстати, об этом шведе. Правда, что актер Томас Лаустиола был беспробудным пьяницей, а вы его заставили закодироваться?
- Нет, он закодировался задолго до съемок. Работал в театре Бергмана, потом стал пить: от него ушла жена, из театра выгнали, валялся под заборами. Потом долго лечился. Ну а когда снимался у нас, это уже был солидный мужчина: новая семья, жена-еврейка, двухэтажная квартира. И свои две клиники - он сам уже лечил запойных алкоголиков. У него была теория, что только бывший пьяница, который прошел через все, может помочь освободиться от этой болезни. Помню такой момент: когда мы приехали в Швецию, нам устроили шикарный прием. И ребята наши - рабочие, осветители - набрались так, что, когда на следующее утро Томас пришел на съемку, он вдруг начал орать со страшной силой: `В такой атмосфере я не буду сниматься!` Оказывается, учуял запах перегара. А для него это было самое страшное.
- Слышал, на месте Яковлевой могли оказаться Догилева или Удовиченко.
- Нет, Догилева была на `Военно-полевом романе`. Там я сразу хотел Чурикову и Наташу Андрейченко - ярче антиподов биологических сложно было подобрать. Но потом выяснилось, что Наташа беременна, на девятом месяце, то есть вопрос отпадает. На всякий случай я стал комплектовать более молодую группу - вот тогда появилась Догилева. Но мне так хотелось получить Андрейченко! В конце концов взял да еще раз позвонил Наташе. Она: `Петр, мне так нравится роль, очень хочу сниматься`. - `Так в чем же дело?` - говорю. `Ну вот ребенок, полтора месяца`. Спрашиваю: `Ты кормишь его?` - `Нет, он уже на искусственном`. - `Ну так давай`. И сыграла замечательно. Хотя ей было не так-то просто: ребенка отвезла к бабушке в Долгопрудный и почти каждый день - зимой - моталась туда после съемок.


***

- Как-то вы сказали, что о своих взаимоотношениях с женщинами напишете книгу. Время не пришло?
- Насчет книги не знаю, это очень громко. Скорее всего для красного словца было сказано. Но вообще, конечно, женская натура - это такая тайна неразгаданная. Просто кладезь для режиссера. И Галя Польских в `Верности`, и Гурченко в `Механике Гаврилове`, и Чурикова, и Андрейченко, и Яковлева, и Ира Розанова в `Анкоре`... Знаете, меня даже кто-то назвал `дамский мастер`.
- А может, дамский угодник?
- Нет, я бы не сказал. Конечно, женщина в жизни мужчины занимает огромное место. Полжизни, если не больше.
- А в своих актрис никогда не влюблялись?
- Это очень опасно. Конечно, если у тебя сильные чувства, если женишься - это одно. А все эти романы... Потом женщины начинают по-другому себя вести, они становятся капризными, пытаются командовать.
- Однако первая ваша жена была актрисой.
- Да, Надя Чередниченко. Это был такой роман с захлестом. Я только освободился после картины: лето, Одесса, Привоз, вино... Она очень красивая была, к тому времени уже снялась в `Первой перчатке` - знаменитая. Очень как-то все бурно у нас развивалось: приехали в Москву - сразу расписались. Где-то интуитивно понимал: я какой-то оператор провинциальный, зарплата 120 рублей. И тут такая звезда: квартира на Котельнической набережной, машина `Волга`, дача где-то в Сухуми. У нее же до меня мужьями были Иван Переверзев и знаменитый авиаконструктор, Герой Соцтруда Микулин - был такой. В общем, чувствовал себя не в своей тарелке.
- Как говорится, любовь без радости была, разлука будет без печали?
- Да, очень легко все произошло. И она все поняла. Мы остались друзьями, когда с ней вижусь - а не так давно мы в больнице встретились, - очень мило общаемся.
- А с Мирой Григорьевной сколько лет вы уже женаты?
- Ну, если сыну уже 43, значит... 44 точно.
- Можете назвать ее своим другом?
- Она мой друг, она моя женщина, моя жена, мой доктор. Она мое все.


***

- Петр Ефимович, мне, например, очень нравятся фильмы вашего сына. А вам?
- Мне нравится `Любовь`, мне нравится `Страна глухих`. Ну а `Подмосковные вечера`... Это уже так. Нет, сделано очень хорошо. Но это все-таки другие люди: другое поколение, с другими возможностями. Мы были абсолютными идеалистами: не думали ни о фестивалях, ни о деньгах - только бы дали снимать.
- А мне приходилось слышать, что Валерий Тодоровский даже талантливее отца будет.
- Ну и хорошо. Было бы очень печально, если бы он был менее талантливым. Конечно, Валера - интересный режиссер. Очень много внимания уделяет форме - допустим, в `Подмосковных вечерах` почти все кадры сняты с движением... А если глобально: все-таки это поколение больше обращается не сюда (Тодоровский подносит руку к сердцу), а сюда (притрагивается ко лбу). К сожалению. Я вижу, как здорово сделано, но не заражаюсь. Как зритель я должен соучаствовать, сопереживать. А если этого нет...
- Валерий спрашивает у вас совета как у старшего товарища?
- Я читаю сценарии, высказываю свои соображения. Но больше помогает мне он. Когда монтирую картину, я ему показываю. Уже, кажется, все выскреб, убирать больше нечего. А он свежим глазом может посмотреть, сказать. Я, правда, не всегда слушаю. Понимаете, я вот не чувствую, что мне 80 лет. В смысле здоровья не будем говорить, но у меня абсолютно свежая голова, мне хочется дурачиться, юморить. Я люблю ухаживать за дамами, мне нравятся красивые женщины, они меня вдохновляют...
- Значит, никакого уныния нет и в помине?
- Были моменты депрессивные. Давно еще, прошлым летом. Когда я боялся, что сценарий `На память о пережитых страхах` не пройдет. Я ведь тогда так и не решился его представить. И, как оказалось, зря. Потому что сейчас еще хуже стало, чем в прошлом году. Вообще этот фильм надо было делать еще несколько лет назад. Вместо `В созвездии быка`. Стратегический прокол.
- И тогда захандрили? От безвыходности.
- Ну да, почувствовал, что остаюсь без работы, без кино. Без чего я жить не могу. Очень неприятное состояние. Когда тебе ничего не хочется, все валится из рук, у тебя бессонница, раздражаешься по пустякам, все время в голове крутятся какие-то нехорошие мысли. Ты уже не человек, а какой-то недочеловек. Бывает, что в таком состоянии люди вообще кончают жизнь. Тогда я стал писать. И ожил... Да нет, рано мне еще ставить точку. Разве что многоточие...

Московский Комсомолец
от 22.08.2005
Дмитрий МЕЛЬМАН.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован