О фильме "Дети Арбата"
В "Детях Арбата" [...] тяготеющий к киношному принцип монтажа. Здесь возможны не только крупные планы, [...] но и томительно длинные, задыхающиеся, с рваным ритмом, с потаенной страстью, вырвавшейся наконец наружу. Вспомним потрясающую сцену встречи Вари и Саши, когда они долго бегут, спасаясь от преследования, по какому-то старому плавсредству в надежде хоть на минуту остаться вдвоем. [...]
[...] главная заслуга создателей "Детей Арбата" лежит не в творческой, а в идеологической сфере. [...] Никто до Эшпая не отважился перевести на язык кино этот поистине знаковый роман. Ведь не Солженицын, не Шаламов, а именно Рыбаков, чьи "Дети Арбата" были опубликованы в конце 80-х миллионными тиражами, первым разбудил нацию от летаргического сталинского сна. Сегодня ровесникам перестройки не грех напомнить: не только старшие поколения, но и они - жертвы чудовищного эксперимента. В сериале речь идет о системе, которую мы не в силах преодолеть и в наши дни.
ТАРОЩИНА С. Помнить о Сталине // ИК. 2005. N 2.
http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=1084