24 мая 2012
4737

Портрет эпохи в 3D формате

Политика и власть на протяжении многих веков привлекали и продолжают с неослабевающей силой привлекать к себе внимание людей. В чем феномен власти? Отчего и каким образом человек, превратившись волею обстоятельств или по собственному желанию в политика, вдруг начинает вести себя совсем не так, как прежде? Какие тайные пружины двигают политическими силами, кто на самом деле принимает судьбоносные для миллионов людей решения? Зачем, по каким причинам и в угоду кому искажаются исторические факты? Наконец, какие качества характера важны для политика, а какие - бесполезны и даже вредны?

На эти и многие другие вопросы может дать ответ недавно вышедшая в московском издательстве "Маросейка" книга известного политолога, публициста, писателя, в прошлом политика Николая ГУЛЬБИНСКОГО "От "нерушимого единства" к "Единой России": 1989 - 2011 годы".

Всякому пишущему человеку следует помнить заповедь братьев Стругацких: "Писать следует либо о том, что хорошо знаешь, либо о том, чего не знает никто". Николай Гульбинский следует этим постулатам: он пишет и о том, в чем прекрасно разбирается, и о том, что находится за семью печатями для большинства читателей.

Книга не случайно носит подзаголовок "Свидетельства соучастника и очевидца". Автор за очерченный в заглавии книги период успел и "сходить в политику" (и даже основать политическую партию!), и поработать пресс-секретарем у второго человека в государстве, и поучаствовать в многочисленных выборах, и побывать в оппозиции к одному из самых провальных режимов в истории России, и возглавить еженедельную газету. А еще - посетить десятки стран, встречаться и беседовать с известными, успешными, а иногда и эпатажными политическими деятелями, поработать с архивными материалами, касающимися животрепещущих моментов истории - и многое-многое другое.

В результате получилась не просто книга, к которой применим расхожий журналистский штамп - "срез эпохи". Срез - это нечто плоское, двухмерное, а труд Николая Гульбинского претендует на гораздо большее. Это портрет эпохи, причем портрет коллективный и весьма объемный, не в смысле количества страниц (хотя книга солидная, увесистая), а в смысле масштаба охваченных тем, личностей и событий. Я бы взял на себя смелость изобрести новый термин: это, если использовать модное ныне словечко, "3D-книга", "портрет эпохи в 3D формате", позволяющий читателю осмотреть героев со всех сторон, проникнуть в суть многих ситуаций, заглянуть за кулисы политического театра.

То, что необходимость подобной книги назрела, бесспорно. И стороннему наблюдателю, и всякому, интересующемуся политической историей в нашей стране очевидно: мы зимой - весной нынешнего года прошли некую точку отсчета, завершив большой исторический цикл, который начался еще во времена, когда существовал Советский Союз. Этот цикл, этот очень сложный период требуют осмысления, анализа и вдумчивого разбора.

Собственно, и сам автор в предисловии пишет: "Сейчас завершается определенный цикл нашего исторического процесса. И здесь, наверное, уместно подвести определенный итог, надеюсь все же предварительный, минувших событий. Сделать это можно по-разному. Например, написав учебник по новейшей истории России. Или мемуары. Но нет. К дидактике меня не тянет: не хочу выступать в роли того, кто не умеет сам, но берется учить других".

Именно поэтому в книге "От "нерушимого единства" к "Единой России"" вы не найдете пространных рассуждений и велеречивых выкладок. Здесь все очень просто и четко: одиннадцать глав, в которых размещены отобранные по темам, заявленным в заглавиях, статьи разных лет, выпукло и ярко рассказывающие о людях и событиях. К примеру, в первой главе "Оппозиция, которая так и не состоялась" повествуется о процессе формирования современной российской политической системы. Здесь, помимо прочего, можно ознакомиться с интереснейшей и чрезвычайно актуальной на сегодняшний день беседой, произошедшей в 2001 году между автором книги и доктором философских наук, заведующей кафедрой МГУ, политологом Еленой Шестопал. Материал этот, озаглавленный "Особенности национальных выборов. Не настало ли время "отменить" демократию в России?", содержит массу забавных аллюзий с днем сегодняшним. Судите сами, вот что говорила Елена Шестопал в далеком уже 2001 году: "Я бы не сказала, что выборы - это комедия. Все-таки это одно из тех немногих демократических завоеваний, которые мы получили за последние годы. И избиратели не готовы от него отказаться". И там же: "Для нас выборы - это очень важно. Можно сказать, что нас надувают, что нас разводят, как лохов, но это тот единственный "Юрьев день", когда можно что-то изменить, когда власть зависит от нас". Актуально, не правда ли? Читаешь - и понимаешь: ничто не ново под Луной, и митинговые страсти на Болотной площади и проспекте Сахарова этой зимой становятся более понятыми.

Все уже было, а значит, все еще будет. Собственно, во многом книга Гульбинского именно об этом. Французский философ и государственный контролер финансов при дворе Людовика XVI Жак Тюрго как-то сказал: "Политика есть искусство предвидения настоящего". Вот для такого предвидения в книге и существуют главы, рассказывающие о первом (и единственном) вице-президенте Российской Федерации Александре Руцком, с которым автор книги работал в качестве пресс-секретаря; о начале чеченского конфликта и о том, кто из власть предержащих сыграл роковую роль в его эскалации; наконец, о первом президенте России Борисе Ельцине, которого Гульбинский вполне справедливо называет "гроссмейстером суеты". Это будто про него сказал знаменитый политолог, родоначальник европейского либерализма Шарль Монтескье: "Известно уже по опыту веков, что всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею, и он идет в этом направлении, пока не достигнет предела".

О людях, злоупотреблявших властью либо присасывавшихся к ней, повествует глава "Неоконченный роман из жизни прохиндеев". Здесь собран широчайший паноптикум различных персонажей, от "генерала Димы" - Дмитрия Якубовского до "человека-рентгена" Грабового. Помимо прочего в этой главе можно найти статью "Кремлевский мечтатель", посвященную бывшему главе президентской администрации Александру Стальевичу Волошину. Помнится, после выхода этой статьи в газете "Социалистическая Россия" в 2001 году представитель президента в Государственной Думе Александр Котенков метал с трибуны громы и молнии, однако, его праведный гнев пропал втуне - в скором времени господин Волошин получил отставку.

Еще одна примечательная статья из данной главы называется "Заговор иллюминатов и перспектива антиолигархического наступления". Она увидела свет в 2005 году в газете "Комсомольская правда", наделала много шуму, и вот почему: текст был опубликован под псевдонимом "И.Воклеб" (что наоборот читается как "Белков И.") и отчасти был стилизацией, а то и пародией на конспирологические изыскания политолога Станислава Белковского, популярного в те годы. Некоторые эксперты и политики всерьез решили тогда, что статья принадлежит перу Белковского, а значит, содержащийся в ней месседж исполнен глубокого внутреннего смысла. То, что этот самый месседж идеологически полностью противоречил воззрениям Белковского и его окружения, никого не смутило и весьма спутало последним карты. Собственно, правда про истинного автора "иллюминатов" открылась только после выхода книги.

На страницах книги можно проследить весь путь зарождения, расцвета и увядания "свободных СМИ" новой России, этому посвящена отдельная глава - "Мученики свободы слова". История НТВ Гусинского - показательный пример того, как из телеканала можно сделать идеологическую дубину.

Есть в книге и глава, посвященная экономике и обоснованию жизненной необходимости модернизации России, а следом за ней идет раздел, рассказывающий, как реальную модернизацию подменяют безудержным пиаром. Особенно примечательна тут статья "Сон в лунную ночь. Новогодняя сказка по мотивам жизни великого политтехнолога". Начинается статья так: "Знаменитый кремлевский политтехнолог Олег Пафнутьевич Павлузанский дремал за компьютером на кухне своей десятикомнатной трехэтажной квартиры на Патриарших". От этих слов так и веет тонким булгаковским сарказмом и гоголевской чертовщинкой.

Вообще одним из бесспорных достоинств книги Гульбинского является авторский стиль, всегда простой и легкий для восприятия. Альберт Камю не зря сказал: "У того, кто пишет просто, есть читатели. У того, кто пишет туманно - только комментаторы". Гульбинский пишет просто о сложных вещах, и читателей у него хватает. Это во многом связано еще и с живым, ярким, сочным русским языком, которым написана книга. Немалую роль играет тут и огромный интеллектуальный багаж автора. Умение к месту употребить цитату или вспомнить острую и актуальную мысль известного исторического персонажа - фирменная, как сейчас говорят, "фишка" Николая Гульбинского.

Говоря об актуальности книги, нельзя не отметить включенную в нее дискуссию о демократии, впервые опубликованную в 2007 году на страницах газеты "Социалистическая Россия" и озаглавленную "Демократия в России невозможна?". Дискуссия состоялась между автором этих строк и автором книги, и обе позиции, злободневные накануне смены лидера государства в 2007 году, как ни странно, стали еще острее сейчас, в году 2012.

Завершает книгу глава, в которой даются практически советы тем, кто собирается стать политиком, а также раздел, посвященный истории нашей страны в ХХ веке. Тут нужно отметить тот факт, что Николай Гульбинский много лет занимается исследованиями великой исторической драмы - революции 1917 года, героев и антигероев этого события, особо выделяя среди них фигуру Льва Троцкого. Именно "Интервью с Троцким" видится мне заглавным материалом данного раздела.

"Дела давно минувших дней" в книге органично дополняются интервью, беседами и пресс-портретами героев дня сегодняшнего. Среди тех, о ком пишет Гульбинский - Аугусто Пиночет и Михаил Горбачев, Фидель Кастро, Александр Лукашенко, Иоанн Павел II, Саддам Хусейн и Арнальдо Очоа. Эти люди в первую очередь привлекают внимание тем, что, по выражению идеолога китайского императора Цинь Шихуанди мудреца Хань-фэя, "окружены таинственностью". Приподнять завесу таинственности берется Николай Гульбинский - и у него это блестяще получается.

Заканчивая эту небольшую рецензию - увы, газетные площади не позволяют дать книге ту подробную оценку, каковую она заслуживает - хочу процитировать Фому Аквинского, который сказал: "Правители нуждаются в мудрецах значительно больше, чем мудрецы в правителях".

На то и есть политологи и историки в политическом море, чтобы караси-политики не дремали. Власть предержащие должны постоянно помнить, что все их деяния будут зафиксированы и занесены на скрижали истории. Но поскольку, по меткому выражению Бисмарка, "политика есть искусство возможного", я уверен, что Николай Гульбинский в ближайшем будущем порадует нас новыми исследованиями политического ландшафта и его обитателей.

Сергей ВОЛКОВ, писатель, журналист.

Источник: http://www.newlookmedia.ru/?p=21031
© Издательский Дом "Новый Взгляд"

24 Май 2012. N05
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован