14 ноября 2008 года
Уважаемые земляки, уважаемые депутаты, приглашенные!
В своем недавнем послании Президент России сказал: "Свободное развитие людей и социальная защита всегда будут приоритетом государственной политики. Будут нашей главной заботой. Будут целью развития нашего общества". Дмитрий Анатольевич сделал особый акцент на том, что основу нашей политики должна составить идеология, в центре которой – человек, которому от рождения гарантированы равные возможности, и самое важное – сделать так, чтобы жизненный успех человека зависел от его личной инициативы и самостоятельности, от его способности к новаторству и творческому труду.
Я не просто согласен с этими словами Президента, я считаю их чрезвычайно актуальными. В последние годы в Югре много делается для развития человеческого капитала, формирования единого социально-экономического комплекса, повышения качества жизни населения.
***
Именно с этих позиций скажу вначале о годе текущем, конечно, еще не подводя итогов, но отмечая сделанное, равно как и нерешенные проблемы. Безусловно, Югра была и остается лидером в стране по многим направлениям экономического и социального развития.
В текущем году объем валового регионального продукта превысит 2 триллиона рублей, то есть на каждого живущего в Югре приходится более одного миллиона трехсот тысяч рублей. Это абсолютный рекорд для Российской Федерации, и не только для нее.
Предприятия, работающие в округе, дадут в федеральную систему почти 1,5 триллиона рублей налогов и сборов.
Добыча нефти (включая газовый конденсат) прогнозируется в объеме 278 млн. тонн, газа – около 30 млрд. кубометров. Предприятия электроэнергетики произведут электроэнергии более 74 млрд. кВт. В лесопромышленном комплексе в 2008 году объем отгруженных товаров собственного производства выполненных работ и услуг составит более 4-х с половиной млрд. рублей и на 9% превысит показатели прошлого года. В сельхозпроизводстве рост объемов составит 14%.
Даже в сегодняшней серьезно осложнившейся обстановке мы прогнозируем почти трехпроцентный рост региональной экономики, что позволит формировать относительно серьезный бюджет. В наших планах – продолжение развития социальной сферы, сферы услуг, инфраструктуры.
Хочу подчеркнуть, у нас действительно сильная экономика, у нас достаточно резервов, чтобы не допустить серьезных потрясений.
***
Отдельно остановлюсь на вызове, который несет нам финансовый кризис. В этой непростой ситуации, для органов власти как России, так и Югры первоочередной является задача поддержания стабильности финансовой системы, реального сектора экономики.
Руководством страны уже принят ряд крупных мер по стабилизации обстановки. Они общеизвестны, не хочу их перечислять. Правительство Югры в координации с руководством Уральского федерального округа и федеральными ведомствами оперативно контролирует ситуацию:
Округ имеет необходимые возможности минимизировать последствия начавшегося кризиса
Эту работу мы начали с определения перспектив и основных направлений развития. При активном участии общественности и деловых кругов разработана стратегия социально-экономического развития до 2020 года. Приоритетными направлениями, так называемыми точками роста, определены нефтегазохимия, лесопромышленный, рыбохозяйственный комплексы, развитие минерально-сырьевой базы, инновационно-технологический комплекс.
Но необходимо помнить, что при всех наших сегодняшних устремлениях роль локомотива экономики еще продолжительное время будут выполнять предприятия топливно-энергетического комплекса. И определенные в нашей стратегии три основополагающие цифры, три пути – 220, 263 и 280 млн. тонн годовой добычи нефти по инерционному, сырьевому и инновационному сценариям, напоминают нам, что добычу нефти нужно сохранить и, как минимум, – в существующих объемах. Конечно, для успешного развития нам необходимы пути, при которых используются все конкурентные преимущества Югры, ведь снижение добычи нефти может повлечь за собой и серьезное снижение социальных и демографических показателей.
Напомню, что в ситуации кризиса на мировых финансовых рынках, кризиса, который оказался гораздо глубже самых пессимистических ожиданий, Югра более зависима от мировой конъюнктуры на углеводороды, чем любые другие регионы Российской Федерации. Вместе с тем, интеграция нашей экономики в глобальную экономику, в том числе в глобальную систему финансов, была нашим осознанным выбором. И рост экономики за последние годы стал результатом, в том числе, и этого выбора. Правильность его подтверждена Президентом России, который прямо заявил, что самоизоляция – это путь в тупик, и мы будем продолжать процесс интеграции в мировую экономику.
***
Дополнительно хотел бы еще раз остановиться на бюджетной политике: сегодня предстоит принять главный финансовый документ Югры на ближайшую трехлетку. Но это не значит, что работа на этом закончится. Считаю необходимым обозначить несколько главных принципов, по которым нам предстоит работать и далее:
- учитывая ситуацию, - это, во-первых, минимизация издержек и отказ от новых расходных обязательств, всех обязательств, без которых мы сегодня можем обойтись. Финансирование новых задач необходимо находить в пределах имеющихся ресурсов за счет сокращения менее эффективных и неочевидно необходимых затрат за счет повышения финансовой дисциплины и поиска новых источников дохода;
- во-вторых, это принцип разумной достаточности. Любые решения о введении новых льгот, мер государственной помощи, социальной поддержки населения должны приниматься с учетом долгосрочного прогноза социально-экономических процессов, демографической ситуации, анализа объемов финансирования и сегодня, и в будущем. Наиболее активно необходимо усиливать адресность. При строительстве социальных объектов, на стадии планирования – выполнять прогнозные точные долгосрочные расчеты их загрузки, затрат на содержание; а там, где это возможно, – максимально использовать уже созданные мощности и объекты для того, чтобы в итоге получить максимальную эффективность при минимальных затратах;
- и в-третьих, это поощрение экономии. Принцип "освоить бюджетные средства любой ценой" уже давно неприемлем. Все расходы должны быть жестко привязаны к планируемым и достигаемым результатам, и если задача решена за счет меньших ресурсов, это должно поощряться.
***
От бюджетной политики во многом зависит создание в округе комфортной и здоровой социально-культурной среды. Мы обеспечиваем современное оснащение объектов социальной сферы, совершенствование медицинской помощи, качественное питание, повышаем стандарты проектирования зданий, строим современные объекты культуры и искусства.
Мы достигли достаточно высокого уровня развития социальной сферы и сегодня реально стоим на пороге внедрения социальных стандартов, введения норм социальных услуг и порядка их оказания. Мы вводим механизмы предотвращения социальных рисков и взаимодействия с социальными партнерами и работодателями. Активно работаем над снижением смертности от управляемых причин, над увеличением продолжительности жизни за счет повышения качества, прежде всего, медицинских услуг. Целенаправленно создаем условия для укрепления института семьи, внедряем новые системы оплаты труда. Но здесь, наряду с очевидным прогрессом, есть огромный неиспользованный потенциал.
Следующим шагом по формированию системы социальных стандартов должна стать разработка и принятие Социального кодексаЮгры, который должен объединить и усовершенствовать правовую базу социальной сферы, существующую сегодня в регионе. Для этого созданы все предпосылки. Социальный кодекс должен стать законом прямого действия, снять необходимость принятия многочисленных подзаконных актов, способствовать преодолению разобщенности регионального социального законодательства.
Мы активно внедряем новые подходы к образованию и здравоохранению – это сегодня тоже исключительно важно. Дискуссии по поводу, что лучше: быть молодым и здоровым или больным и бедным – в далеком прошлом. Выбор сделан.
В сфере образования происходят масштабные изменения: меняются подходы к оценке его качества, к управлению привлекаются гражданские институты. Продолжают внедряться инновационные программы, причем успешнее всего – в высшем образовании. Реализуется Программа по дошкольному образованию.
В области профессионального образования мы начали движение в сторону повышения его качества, ориентации на рынок труда, специализации и интеграции учреждений. Считаю важным шагом в совершенствовании системы образования создание Центра оценки рынка труда.
Однако темпы обновления содержания и технологий образования должны быть значительно ускорены, нужно преодолевать традиционную инерционность отрасли. Также и система повышения квалификации работников отрасли и подготовки кадров нуждается в качественном изменении.
Вернусь к мысли о том, что образование должно все больше уходить от роли пассивного передатчика знаний, превращаться в социально активную силу, реально влияющую на ход социально-экономического развития Югры. Необходимо объединить усилия образования, науки и бизнеса, потому что именно они являются основой инновационного развития округа.
Благодаря новой государственной политике в области охраны здоровья граждан, особенно в части приоритетного национального проекта "Здоровье", в последние годы здравоохранение Югры развивается беспрецедентно быстрыми темпами. В числе первоочередных задач, которые нам удалось решить, можно назвать повышение укомплектованности системы здравоохранения кадрами, в первую очередь врачами и медицинскими сестрами. Создана система оказания высокотехнологичной медицинской помощи населению, сопоставимая с европейскими стандартами. Инновационный проект "Югра-Кор" в 2 раза снизил смертность от инфаркта миокарда. В управление лечебно-профилактическими учреждениями здравоохранения внедряются государственные и международные стандарты качества. Созданы все предпосылки для формирования новой идеологии системы здравоохранения – оказание пациентоориентированной медицинской помощи.
Среди проблем – не только своевременное оказание эффективной помощи, но и создание для больных и их родственников благоприятных условий получения этой помощи. Сегодня, при уже достаточно развитой материально-технической базе, важнейшей заботой становится ее эффективное использование. Вот, к примеру, вопрос со строительством пансионата при окружной больнице: мы говорим о нем уже третий год, а результат получим еще нескоро. И речь идет не только об окружной больнице, а обо всех специализированных центрах, которые должны работать именно по этому принципу. Это, безусловно, должно увеличить количество тех людей, которым мы можем оказывать медицинскую помощь, но уже на созданных мощностях, а значит более рачительно и по хозяйски использовать эти мощности.
Более энергично необходимо развивать и добровольное медицинские страхование. Недостаточно вовлечена в процесс совершенствования системы здравоохранения и медицинская общественность. Часть функций уже сегодня, мне думается, можно передать медицинским общественным организациям.
***
В округе создана солидная база для физического развития жителей Югры, прежде всего юного поколения. Мы заслуженно получили право стать заметным в стране и в мире центром спорта. Это тоже важно для каждого югорчанина. Спорт высоких достижений пробуждает воодушевление, патриотизм, гордость за регион. Хочу напомнить, что впереди – Всемирная шахматная олимпиада 2010 года, чемпионат мира по биатлону 2011 года и многие другие события. Мы должны достойно подготовить и провести эти мероприятия. Здесь, что называется, за нами не только Югра, но и Москва, то бишь Россия.
Серьезные заделы есть и в других сферах: в жилищном строительстве – программы ипотечного кредитования и инвестиции негосударственного пенсионного фонда, новый импульс развития получили территории, попадающие в сферу действия проекта "Урал промышленный – Урал Полярный", начата реализация целого ряда крупных инвестиционных проектов, в том числе в лесопромышленном, агропромышленном комплексах.
***
Безусловно, все эти результаты должны работать на человека. Какими же должны быть здесь главные ориентиры нашей работы?
Первое - это ориентиры, которым следует наше государство ряд последних лет, ориентиры, сформулированные в послании Президента: расширение демократии, совершенствование правовых отношений, реализация социальных гарантий, закрепленных Конституцией: зарплат, пособий, пенсий, сбережений.
Второе - это ориентиры, которые позволяют активизировать все имеющиеся у нас ресурсы на службу человеку, на решение тех проблем, от которых зависит жизнь каждого. Думаю, здесь уместно будет сказать и о дальнейшем расширении экономической, предпринимательской свободы как одном из действенных ресурсов развития и общества и человека.
***
Итак, демократия, если сказать по-русски – народовластие, система сложная и хрупкая, она формируется достаточно долго. Это экономика должна модернизироваться быстро и глубоко, а в политике важнее стабильность и преемственность, она должна поддерживать модернизацию экономики, но меняться тогда, когда изменяется социальная ситуация, меняются настроения и интересы народа. В этом свете хотел бы поддержать инициативы Президента России в части и сроков нахождения у власти Президента и полномочий Государственной Думы, в части нового порядка формирования Совета Федерации, участия политических партий в жизни страны. Изменения в этих областях обсуждались давно, но, думаю, общество "дозрело" до них именно сейчас. Предлагаю уже на сегодняшнем заседании Думы принять необходимые решения, которые поддерживают эти инициативы Президента Российской Федерации.
Далее. Необходимо использовать все возможности для привлечения рядовых жителей к участию в выработке, обсуждении, принятии властных решений. Нами сделаны первые шаги в этом направлении: проводятся интернет-дискуссии, общественные слушания законопроектов. Большую роль (и отдельное спасибо за это) играет Общественная палата Югры. Однако нужно использовать все формы и методы организации привлечения людей, общественных организаций к управлению – и на муниципальном, и на окружном уровнях.
Резервом развития демократии, безусловно, является устройство отношений власти и общества. Возможно, основным направлением здесь должно стать повышение ответственности власти перед людьми. В прессе звучали рассуждения о том, что предложенное Президентом право представительным органам местного самоуправления более действенно контролировать, а при необходимости и отстранять от должности руководителей муниципалитетов, является ограничением свободы руководителя. Не соглашусь с этим мнением. Мне думается, что, наоборот, увеличение свободы демократически избранных органов – это правильный путь. Предлагаю окружной Думе оперативно отозваться на предложения Президента и сформулировать систему мер в этом направлении.
***
Центральные темы послания Президента – совершенствование политической системы, государственного устройства, дальнейшая демократизация общества. Все это невозможно без обеспечения правопорядка, прав и защиты свобод личности.
За последний год мы смогли существенно обеспечить снижение уровня преступности – более чем на 20 процентов. Ведется активная работа по борьбе с экономическими преступлениями, но, безусловно, все это надо активизировать, и прежде всего – борьбу с коррупцией во всех ее проявлениях.
***
В налаживании правовых отношений, безусловно,самое весомое слово принадлежит центральной власти, Федеральному Собранию, но считаю, что и на уровне субъекта федерации мы имеем значительные возможности (да и обязанности).
С 1 января 2009 года нам необходимо слаженно организовать выполнение положений Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления...". Все ли готовы? Недавно об этом состоялся большой разговор. Хотелось бы отметить, что один из важных признаков эффективной власти – когда она не очень заметна, эта власть. Население, мне думается, не должно на себе ощутить никаких проблем, связанных с окончанием переходного периода в решении вопросов развития народовластия, а наоборот, увидеть необходимые позитивные перемены.
Мы имеем некоторые ресурсы и в дальнейшем упорядочении отношений с центральными органами власти, в укреплении федерализма, в том числе и в вопросе распределения полномочий и оптимизации схем территориальных структур федеральных органов власти. Эти вопросы чрезвычайно актуальны, но далеко не новы. Однако само по себе, например, укрупнение или сокращение территориальных федеральных органов не решит проблем. Более того, мне думается, это может просто усугубить трудности: сегодняшняя власть в стране организована так, что только в тесном и постоянном взаимодействии можно успешно вести дело. Поэтому, может быть, еще раз необходимо еще раз вернуться к проблеме, рассмотреть перечень федеральных и региональных полномочий и там, где это возможно, передать исполнение органам власти субъектов федерации тех полномочий, которые реально осуществляются в регионах, на территориях, оставив за центральными органами функции контроля их исполнения.
Я просил бы сформулировать в очередной раз по этой проблеме предложения в адрес Правительства Российской Федерации. Мне думается, это в наших общих интересах.
***
Следующий ориентир – исполнение социальных гарантий.
Главными принципами здесь должны быть обязательность, справедливость и обоснованность. Необходимо не только усилить адресность предоставления льгот и пособий, но и тщательно спланировать и обосновать каждое действие в этом направлении.
Не могу еще раз не сказать про переход на отраслевые системы оплаты труда. Мы уже давно изучаем эту тему, принят ряд решений, но пока такой переход начат только в образовании и, в пилотном режиме, – в сфере здравоохранения. Считаю, что это недопустимо долго. Необходимо закончить все дискуссии и в 2009 году обеспечить переход бюджетных учреждений и отраслей на новые системы оплаты труда. Причем обеспечив прямую зависимость уровня оплаты труда от качества выполняемой работы, от ее результатов. И сделать это нужно не только за счет дополнительных бюджетных вливаний, а прежде всего за счет оптимизации расходов.
Президент напоминает всем нам в своем послании, что каждому человеку должно быть абсолютно понятно, каким образом он может достичь определенного уровня жизни, в том числе и в пенсионном возрасте. Нам необходимо усилить работу по повышению осведомленности каждого жителя округа: сколько и что гарантировало ему государство, сколько он получит от обязательных взносов, которые перечислены его работодателем, и сколько ему нужно откладывать самому.
С первого октября текущего года все без исключения граждане смогут участвовать в формировании пенсионных накоплений за счет собственных добровольных взносов на накопительную часть трудовой пенсии, которые будет удваивать государство. В Югре такой опыт имеется. Мы этим занимаемся с 2004 года. Работники бюджетной сферы законодательно наделены правом формировать дополнительную пенсию с участием средств бюджета округа, причем эта пенсия не ограничивается суммой в 1000 рублей. Размер отчислений достигает 10% от заработной платы в зависимости от возраста работников. Это существенно позволяет сравнять пенсии бюджетников с пенсиями работников ведущих отраслей промышленности.
Для того, чтобы у будущих пенсионеров и у руководителей сформировались новые установки, потребуется время, дополнительные средства и объединенные усилия всех участников. Я прошу соответствующие службы, глав муниципальных образований принять самое активное участие в этой необходимой работе – в информировании населения о порядке и условиях софинансирования пенсий с участием федерального бюджета.
***
Считаю, что наступило время задуматься над тем, какие еще ресурсы мы можем активизировать.
Одним из важных ресурсов достижения успеха, на мой взгляд, является совершенствование управления на всех уровнях – государства, муниципалитета, бизнес-структур, учреждений, организаций и так далее.
И здесь главным становится овладение методами управления по результатам, широкое внедрение стандартов государственных услуг, повышения эффективности работы органов государственной и муниципальной власти. Считаю необходимым в самое ближайшее время приступить к давно подготовленной реорганизации и оптимизации структуры органов исполнительной власти автономного округа.
Для решения встающих перед нами задач и проблем сегодня остро нужны люди, безусловно, образованные, знающие историю и культуру, владеющие языками, обладающие социальной ответственностью, уважающие законы, уважающие людей. А главное – умеющие и желающие работать, реально приносить пользу обществу и общему делу.
Одним из путей обновления кадров, повышения эффективности этой работы является формирование кадрового резерва. Мы уже включились в эту работу, которая позволяет привлекать в органы государственного, муниципального управления, в бизнес наиболее талантливых, творчески мыслящих и профессиональных людей, однако предпринятые меры пока, очевидно, недостаточны. Только 45% вновь назначаемых госслужащих – из сформированного резерва. В муниципалитетах дела еще более неблагополучны. Коренным образом улучшить эту работу, уйти от формализма, обеспечить реальный и качественный подбор кадров, их подготовку – крайне необходимо. А для этого, мне думается, необходимо в самое ближайшее время серьезно встряхнуть все кадровые службы, для того, чтобы их работа оценивалась не по тем формулярам и делам, которые они составляют, а по реальным "выдвиженцам" на реальные конкретные должности.
Выступая недавно на встрече с активом "Единой России", я говорил об ориентирах работы, сформулированных как четыре "О" (позволил себе некую "дерзость"): открытость, ответственность, организованность, оперативность. Напоминаю об этом, потому что считаю, что эти ориентиры являются сегодня важнейшими и в повседневной работе каждого руководителя, каждого органа власти. Послушайте сами, как звучит: "закрытая", или: "безответственная", или: "неорганизованная", или "неоперативная" власть – ведь это в каждой своей части, по сути – реальная угроза не только развитию, но и самому существованию общества. Думаю, что и здесь дискуссии, что называется, неуместны. Надо брать эти ориентиры на вооружение и активно руководствоваться ими в любой будничной работе.
Нам предстоит модернизировать систему информирования населения. Наряду с уже существующими возможностями доносить информацию о деятельности власти мы планируем и активно внедряя современные технологии создания и распространения информационных материалов, изучения общественного мнения, получения, что очень важно, способов реагирования на обращения, установления обратной связи с жителями Югры.
Сегодня нам особенно нужна солидарная ответственность государства, бизнеса, каждого жителя округа в решении тех проблем, которые есть, и которые могут возникнуть, в создании условий для достойной жизни в Югре.
***
Нам необходимо дальнейшее расширение экономической, предпринимательской свободы как еще одного значительного ресурса развития Югры.
Мы уже достаточно много сделали для создания благоприятных условий для малого и среднего бизнеса, формируя привлекательную среду для притока инвестиций, хотя, конечно, здесь есть что улучшать, а по правде сказать – серьезным образом дорабатывать. И даже глобальные экономические проблемы, рецессию, которая сегодня грозит мировой экономике, я бы предложил рассматривать не только как вызов, как проблему, но и как шанс придать новую динамику нашей экономической политике как раз в этом направлении – в развитии малого и среднего бизнеса, который должен обеспечивать большую устойчивость экономической среды.
Уже меняется ставшее привычным представление о Севере как о далекой, неустроенной, вахтовой территории. Сегодня формируется новый облик Югры как региона перспективного, развивающегося, благоприятного для жизни, работы, инвестиций. Уверен, что потенциал привлечения инвестиций, талантов, знаний, технологий у Югры есть и далеко не исчерпан. Это дает почву для формирования среднего класса как наиболее многочисленной экономически и социально активной группы населения. Считаю, что это направление необходимо закрепить в отдельной программе, предусмотрев возможные механизмы и формы стимулирования становления среднего класса в Югре. К тому же эта программа будет еще одним механизмом ведущейся нами борьбы с бедностью. Одним из важных направлений данной программы предлагаю определить развитие активности, предприимчивости как главного качества представителей среднего класса. В этой связи еще и еще раз возвращаюсь к той идее, которой мы активно занимаемся последние годы, – создание независимых компаний в нашем топливно-энергетическом комплексе, компаний, призванных работать на малопривлекательных для крупного бизнеса месторождениях. Здесь наши резервы просто неисчерпаемы.
Эффективным средством такого развития может стать конкурентность, конкурентоспособность как способ участия людей и организаций в экономической жизнедеятельности, в получении доходов; конкурентность, повышающая уровень справедливости в обществе и желание, стремление быть лучшим. И нам необходимо усиление механизмов конкуренции там, где это возможно. Необходима действительно реальная работа по воспитанию лидеров начиная с детского сада и продолжая на уровне экономической среды.
Нам необходимо создать достаточные условия, чтобы конкурентными становились наши услуги, товары, бренды. Какие финансовые потери мы несем сегодня из-за отсутствия конкурентоспособности товаров и услуг очень многих наших предприятий и учреждений! Югорчане зачастую вынуждены выезжать за товарами и услугами далеко-далеко, потому что у нас или этого нет, или эти услуги и товары плохого качества. Конкурентность, состязательность должна быть во всем начиная со школьной скамьи, где формируются будущие лидеры, и заканчивая благоустройством наших городов, поселений, каждое из которых должно стать, безусловно, самым лучшим в России (и как минимум – вторым в Югре).
Одним из серьезных факторов успеха в решении многих задач может быть (и уже отчасти является) частно-государственное партнёрство. Практика заключения соглашений с крупными компаниями у нас достаточная, и сделано в рамках этих соглашений тоже достаточно много. К сожалению, чаще всего инициаторами таких соглашений являются органы власти (нет, чтобы наоборот). Я бы предложил всем нам вместе сформировать в обществе понимание ценности социальной ответственности всех – человека, власти, бизнеса. Это ответственность, безусловно, не уголовная и не административная. Это внутреннее неравнодушие каждого человека по отношению к своей стране, к своему городу, к своему населенному пункту и, безусловно, к людям, к своим соседям.
Мы вправе рассчитывать и на помощь федерального центра в наших усилиях. Нам нужна поддержка в развитии нефтедобычи. Югра (да и Россия в целом) еще слишком зависимы от конъюнктуры на углеводороды на мировом рынке. И мы говорим об это уже много лет: действующие правила громоздки, забюрократизированы, не стимулируют рационального, хозяйского отношения к недрам, что уже сегодня, по сути, послужило снижению уровня добычи и в округе, и стране. За этим может потянуться шлейф проблем как в экономике, так и в социальной сфере. И это при том, что потенциал у Югры еще огромен. Последнее время руководством страны принят ряд серьезных мер по стабилизации обстановки в отрасли. Вместе с тем считаю, что все проблемы еще далеко не решены, необходимо совместно продолжить работу с нефтяниками, с руководством, с федеральными структурами для развития позитивных явлений (подчеркиваю: позитивных явлений), в которых проявляется реакция не только на день сегодняшний, но и забота о дне завтрашнем.
Стратегия Югры - 2020 предлагает существенное развитие нефте- и газохимических производств. Безусловно (не раз уже об этом говорил, но жизнь заставляет постоянно напоминать), диверсификация топливно-энергетического комплекса может существенно улучшить жизнь людей в округе. И сейчас, на мой взгляд, подходящее время для того, чтобы еще раз оценить ситуацию, воспользоваться нынешними не очень простыми, но, на мой взгляд, подходящими условиями, и обратить временные трудности в наше будущее преимущество. Если мы в ситуации снижения спроса на сырую нефть увеличим ее переработку, мы сможем и реально снизить цены на товары. Сейчас много говорится о снижении цен на топливо, или, точное, о необходимости снижения цен на топливо, люди ищут бензоколонки с дешевым бензином, только вот найти могут с трудом. Дорогое топливо, дорогие товары, дорогие билеты на транспорт – серьезные удары по семейному бюджету. И, безусловно, мне думается, активное развитие нефтепереработки, нефтегазохимии, создание необходимых стимулирующих условий, в том числе и налоговых, для достижения названных целей – это одна из наших существенных задач, особенно учитывая специфическую структуру экономики автономного округа.
Дорогие друзья!
В динамике развития Югры, в её открытом характере заключена главная притягательная сила и для старожилов, и для тех, кто недавно приехал сюда, кто считает Югру своим родным домом. Мы гордимся нашей Югрой и рады каждому ее новому успеху.
Результат нашей совместной работы можно свести к очень простой, но очень емкой формуле: как живем и как долго живем. И мы должны сделать все, чтоб жители Югры без колебания отвечали на этот вопрос: хорошо и долго.
Спасибо за внимание.
. Для этого нами на протяжении ряда лет принимались меры по понижению уязвимости экономического комплекса региона, по его переориентации на опережающее технологическое развитие.