Признание Российской Федерацией независимости и суверенитета Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики осуществлено с учетом мнения жителей Донбасса, высказанного в ходе свободного волеизъявления 11 мая 2014 года, и на основании соответствующих положений Устава ООН, Декларации ООН о принципах международного права, касающихся дружественных отношений между государствами, и Заключительного акта СБСЕ. Причина принятого решения кроется в упорном нежелании украинских властей исполнять обязательства по минскому «Комплексу мер», одобренному Советом Безопасности ООН, и неготовности положить конец систематическому нарушению законных прав и свобод русскоязычного населения страны, гарантированных Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Международным пактом о гражданских и политических правах, Конвенцией ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования, Конвенцией ООН о правах ребенка, Декларацией ООН о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, и другими международно-правовыми актами, стороной которых является Украина.
Специальная военная операция в Донбассе, предпринятая Российской Федерацией в соответствии со статьей 51 части 7 Устава ООН и во исполнение договоров о дружбе и взаимопомощи с ДНР и ЛНР, явилась вынужденным шагом в ответ на осуществляемый киевскими властями и украинскими неонацистами геноцид русскоязычного населения, в том числе российских граждан. По данным ОБСЕ, за восемь лет вооруженного конфликта погибло около 13 тысяч человек, включая мирных жителей. К сожалению, эти жертвы, как и непрекращающийся гуманитарный кризис на русскоязычном востоке Украины, многие государства предпочитали не замечать по политическим причинам.
Целью принимаемых Россией специальных мер является демилитаризация и денацификация Украины. Объектами операции выступает контролируемая украинскими неонацистами военная инфраструктура, что исключает нанесение вреда жизни и здоровью гражданского населения, включая детей, работников сферы культуры, образования, науки и СМИ.
Согласно Уставу ЮНЕСКО, вопросы территориальной целостности и суверенитета неподмандатны нашей организации. Попытки ряда государств навязать данную проблематику ЮНЕСКО носят явно выраженный антироссийский характер и продиктованы сиюминутными политическими соображениями. Сознательное привнесение подобного рода вопросов в ЮНЕСКО противоречит ее коренным установкам, углубляет взаимные противоречия между странами, вносит в Организацию дух конфронтации и негативно сказывается на эффективности ее уставной деятельности.
Российская Федерация твердо привержена своим обязательствам, вытекающим из Устава ООН и Устава ЮНЕСКО, всецело разделяет идеалы и ценности этих универсальных организаций и нацелена на дальнейшее развитие равноправного и взаимоуважительного сотрудничества со всеми заинтересованными сторонами на непредвзятой и деполитизированной основе.
Примите, уважаемые коллеги, уверения в моем высоком к Вам уважении.
Григорий Орджоникидзе, Ответственный секретарь Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКO".
Д.Н.Зюзина (Первый Вице-Президент РО ММФС ЮНЕСКО, сопредседатель ПРАВЛЕНИЯ РО ММФС ЮНЕСКО, руководитель патриотических, благотворительных, экологических и туристических программ РО ММФС ЮНЕСКО, сопредседатель наградного отдела РО ММФС ЮНЕСКО): Членами ЮНЕСКО являются 193 страны (12 ассоциированных членов ). Россия вступила в ЮНЕСКО лишь 21 апреля 1954 года. Хотя по информации Чрезвычайного и Полномочного посланника МИД РФ Канаева Николая Митрофановича (нашего московского соратника по ММФС ЮНЕСКО) российские дипломаты участвовали в проработке идеи (и текста Устава) ЮНЕСКО ещё в 1942-1945 годах. Почему, Александр, мы вступили в нами же инициированную (со времени открытия "второго фронта") международную организацию лишь спустя более 10 лет?
А.Ю.Брусникин (Исполнительный директор и Председатель ПРАВЛЕНИЯ РО ММФС ЮНЕСКО, действительный член Русского географического общества, член-корреспондент Международной академии наук и искусств): Однозначно не ответит даже Орджоникидзе. Но, на мой взгляд, разработанный российскими дипломатами Устав ЮНЕСКО и переведенный на английский язык для, якобы, британского авторства (во время Второй Мировой войны) был использован Британией и Америкой для создания ЮНЕСКО при ООН. Что особо не приветствовал Сталин... Кстати США дважды выводились из состава стран - членов ЮНЕСКО (за неуплату членских взносов)... И Соединенных Штатов Америки нет ныне в составе членов ЮНЕСКО.
Но меня настораживает другой вопрос, который должен возникнуть у любого здравомыслящего россиянина: "Почему (уже при Хрущёве?!?) была включена в состав ЮНЕСКО и Украина как Республика (с датой 12 мая 1954 года)???
В.Ю.Кандалинцев (Вице-Президент РО ММФС ЮНЕСКО, руководитель наградного отдела РО ММФС ЮНЕСКО, Главный воевода Ставропольской Богатырской заставы, руководитель проекта РО ММФС ЮНЕСКО "Русский мир", член РГО): Возможно это опечатка?!? Ведь даже с Республикой Беларусь у нас лишь 30-летние дипломатические отношения. И 25-летие (было в марте 2022 года) со дня подписания Договора о создании Союза России и Беларуси - как предтечи Союзного договора.
А.Ю.Брусникин: Как сказал Г.Орджоникидзе при вручении ему нагрудного знака отличия органов дипломатической службы Республики Беларусь ("Партнерство"): "Беларусь, в лице наших беларуских друзей придерживается по настоящему независимой и конструктивной линии в ЮНЕСКО...".
П.Э.Шендерей (Вице-Президент РО ММФС ЮНЕСКО в сфере образования, федеральный эксперт, член РГО): Следует отметить и проведение по линии ЮНЕСКО в Париже 6 июня 2022 года торжественного вечера в честь Дня русского языка. А во Всероссийском химическом диктанте 14 мая 2022 года участвовало онлайн почти 150 тысяч человек из 60-ти стран...
Д.Н.Зюзина: Давайте сделаем официальный запрос на Г.Э.Орджоникидзе. Эта ситуация для СМИ будет ныне к месту. Тем более, когда июньская 45 сессия Комитета Всемирного наследия по линии ЮНЕСКО в Казани при участии 21 суверенного государства (под председательством России) была перенесена по срокам (видимо, по политическим мотивам).